Детское экспериментирование - основной метод познавательно-исследовательской деятельности.
статья

Савочкина Елена Анатольевна

   Выступление к методическому объединению для воспитателей дошкольных учреждений. Автор акцентирует внимание на то, что в системе дошкольного образования познавательно – исследовательскую деятельность детей как самостоятельную впервые выделил ФГОС ДО. В соответствии с требованиями  образовательная работа с детьми должна обеспечивать их всестороннее развитие и осуществляться в форме игры, познавательно-исследовательской и других видов деятельности. А развитое исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, поэтому сегодня от дошкольного образования требуется уже не простое частичное включение способов и методов исследовательского обучения в образовательный процесс, а упорядоченная направленная работа по развитию исследовательских способностей детей. Одним из   эффективных метод познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование - основной метод познавательно-исследовательской деятельности.

Подготовила:

  старший   воспитатель МДОУ «ЦРР

                                                                        «Дюймовочка»-детский сад №28»

Савочкина Е.А.

В системе дошкольного образования познавательно – исследовательскую деятельность детей как самостоятельную впервые выделил ФГОС ДО. В соответствии с требованиями  образовательная работа с детьми должна обеспечивать их всестороннее развитие и осуществляться в форме игры, познавательно-исследовательской и других видов деятельности. А развитое исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, поэтому сегодня от дошкольного образования требуется уже не простое частичное включение способов и методов исследовательского обучения в образовательный процесс, а упорядоченная направленная работа по развитию исследовательских способностей детей. Одним из   эффективных метод познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование.  

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Ж. Пиаже впервые ввёл термин «экспериментирование» он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Исходной формой экспериментирования, по мнению Льва Семеновича Выготского, из которой развились все остальные –это манипулирование предметами  в раннем возрасте. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Данному периоду можно дать назвать "Что такое?". В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет ребенок переходит в следующий период — любопытства («А что там?»). С биологической «точки зрения» чем активнее ребенок, чем сильнее развито в нем любопытство, тем он полноценнее как личность. Ребенок  продолжает овладевать уже более сложными сведениями  о процессах и явлениях, а также о своих возможностях по совершению тех или иных операций. После  5 лет ребенок вступает в  период любознательности.  Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в ДОУ осуществил творческий коллектив специалистов: Иванова Александра Ивановна, Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А. и др. Руководил учёными профессор, академик Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъяков. Их многолетние исследования  дали основания для формулировки  основных положений.

  1. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок. (продуктивная форма экспериментирования).
  2. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

•       Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

•       Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

•       Развивается речь.

•       Происходит накопление фонда умственных умений.

•       Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

•       Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.   В настоящее время исследованы своеобразие  и  виды экспериментирования (Николай Николаевич Поддъяков):

  1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале он как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения.
  2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определённому алгоритму действий; дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду

(занимались Ольга Витальевна Дыбина, Людмила Николаевна Прохорова).

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

  • По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
  • По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т. д.
  • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные или циклические.
  • По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач.
  • По способу применения в аудитории: демонстрационные; фронтальные.

Демонстрационные - показывает воспитатель, а дети следят за его

выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей.

В остальных случаях проводят фронтальные эксперименты, так как

они боле соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в  основных направлениях:

Непосредственно-организованная деятельность с детьми.

 Наиболее распространенные виды занятий-экспериментирований.

Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности.

Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг).

Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру.

Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество) осуществляется в центрах активности.

Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

 «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл   перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда  что – то недосказанное,   чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».  

В. А. Сухомлинский.

 



Предварительный просмотр:

«Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

          ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» в содержание Федерального государственного образовательного стандарта.

С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

         В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

1.     Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2.     Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3.     Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4.     Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5.     Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;

6.     Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7.     Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8.     Развитие инициативности и активности детей.

 

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:

 

Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

Считает, вычисляет, измеряет, моделирует

Владеет математической терминологией

Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление

Владеет простейшими графическими навыками и умениями

Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)

 

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических  представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

 

ВОПРОС: Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Т.е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

 

Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!

 

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

 Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно-  ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:

• приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

• формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

• формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании

• овладение математической терминологией;

• развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

• формирование простейших графических умений и навыков;

формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);

 

Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов:

• принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;

• формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;

• использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число»«множество»«форма»;

• стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;

   возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;

 

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:

• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

• сравнение;

• метод моделирования и конструирования;

• метод вопросов;

• метод повторения;

• решение логических задач;

• экспериментирование и опыты.

 

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательная деятельность с воспитанниками может проводится в различных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

• демонстрационные опыты;

• сенсорные праздники на основе народного календаря;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

• самостоятельная деятельность в развивающей среде

 

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

 

Из опыта работы  

   Особое внимание уделяем насыщенности среды – образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Так, были приобретены различные современные развивающие игры: конструктор «Магнитный «Фигуры 5», конструктор ТИКО «Шары», «Геометрия», математический планшет, арифметический счет, логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы «Томик», счетный материал «Геометрические фигуры», развивающие игры Кайе, Воскобовича, Никитина и др..

 Использование данных игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность в познавательную  игровую  деятельность.. В основу игр заложены три основных принципа - интерес, познание, творчество. Это не просто игры - это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

             Для развития математических представлений детей можно использовать  еще одну современную форму работы с детьми -  айрис-фолдинг.

Айрис-фолдинг   развивает  умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливает по памяти ранее увиденное (схему, чертеж, модель), а также позволяет детям создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной операции.

Айрис-фолдинг позволяет развивать у детей умение логически мыслить: находить сходства и различия, выделять существенное, устанавливать причинно – следственные связи.  Активизируются вся мыслительная деятельность.

 

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В детском саду  используем такие формы работы с семьей: консультации, оформление  папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов.

В группах родители изготовили вместе  с детьми мини-книжки сказокна математические сюжеты: "Цифры", "Круг и квадрат"и другие.

Педагогами оформлены картотеки с заданиями по логическим блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера; интерактивная картотека игр онлайн«Математические игры с ребенком дома», буклета «Математика для развития Вашего ребенка» и другие для закрепления математических представлений с детьми дома.

Проектная деятельность

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а также уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.  Реализовали такие проекты по математике, как «Веселая математика» в средней группе, «Занимательная математика» в старшей группе, «Азбука цифр» в подготовительной группе позволили воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности, желания в образовательном процессе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Задачи семинара:-Теоретическая часть: поделиться опытом работы с педагогами ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности, проводимой с дошкольниками;-Практическая часть: продемонстриро...

Мастер - класс «Экспериментирование как основной вид познавательно- исследовательской деятельности.

Мастер - класс «Экспериментирование как основной вид познавательно- исследовательской деятельности....

Обобщение опыта по теме: “Метод экспериментирования в развитии познавательно – исследовательской деятельности дошкольника”

laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнен...

Обобщающий опыт работы на тему: «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район       Харсекина Наталья Юр...

Семинар-практикум для педагогов « Детское экспериментирование, как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»

Повысить уровень профессиональной компетенции участников  через поисково-исследовательскую деятельность.Представить педагогам одну из форм проведения опытно экспериментальной деятельности с детьм...