Консультация для родителей «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группе»
консультация (старшая группа)

Апалькова Елена Владимировна

. В поэтических образах, сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих  чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают перед детьми  меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_roditelyam_pro_skazki.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группе»

Подготовила воспитатель Апалькова Е.В.

Сказки  служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи детей. В поэтических образах, сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих  чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают перед детьми  меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В старшей группе после рассказывания сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать  и идейное её содержание, и художественные достоинства, и  особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и  полюбились детям.

Пример.  После рассказывания сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить детей:  «Что я вам рассказала?»,  «Почему вы думаете, что это сказка?»;  «О чем рассказывается в этой сказке?», «Кто из героев сказки  вам понравился больше и почему?», «Как начинается сказка и как она заканчивается?», «Кто из вас запомнил песенку  «козленочка» и ответ  Аленушки  и может повторить их?», «Какие слова  из сказки вам особенно запомнились?». Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности.

В старшей группе надо чаще использовать присказки: желательно, чтобы по своему настроению присказка была связана с произведением.                                                                   Обычно, во втором полугодии,  дети, научившись внимательно вслушиваться в присказку, правильно  угадывают, о чем будет идти  речь (например: «Лиса по лесу ходила…», «Кот в печи пироги печет…», «Посылали молодицу по водицу…» и так  далее).

Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и др.).

После рассказывания сказки , воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т.е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Существует множество приемов, наиболее эффективных в беседах по сказкам:

-вопросы – они должны быть разнообразными по своей направленности: помочь точно охарактеризовать героев сказки, или помочь детям почувствовать главную идею сказки и т.д.;

-рассматривание иллюстраций – помогают  зрительно воспринимать сказку;

-словесные зарисовки – дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали бы к данной сказке.

Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда  они полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

По предложению воспитателя, дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Эффективным способом является драматизация сказки или отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. (Например: диалог зайца и тети вороны в сказке «Заяц-хваста»).

В подготовительной группе на занятиях по чтению и рассказыванию сказок, нужно подвести детей к пониманию жанра  сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка, учить понимать отличие сказки от рассказа и других жанров. Эти задачи могут решаться на каждом занятии по рассказыванию русских народных сказок, но особенно они нужны при чтении или рассказывании авторских сказок, когда детям можно предложить  самим определить жанр произведения. Например: после рассказывания сказки спросить детей: «Что я сейчас вам  рассказала - сказку или рассказ?». Дети начинают рассуждать, что в рассказанном произведении звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках. Стало быть, рассказанное произведение – сказка!

Так в самой элементарной форме дети начинают понимать специфические особенности жанров. Они могут уже объяснить, чем рассказ отличается от сказки. Систематическая работа по развитию поэтического слуха приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.

Приложение 3:   ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Колечки» -подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Кулачки»  - с силой плотно прижимать согнутые пальцы  к ладоням.

«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

«Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;

«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;

«Бородка» - соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;

«Клювики» - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;

«Коза» - соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев;  указательный палец и  мизинец выпрямить и пошевелить ими;

«Волны» - шевелить прямыми пальцами без напряжения ;

«Маятник» - прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;

«Кнопочки» - кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);

«Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;

«Цепочка» - соединить подушечки большого и  указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в  образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;

«Коготки» - прямые пальцы разведены, напряжены, ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;

«Молоточки» - ритмично с чередованием постукивать кулачком  одной руки по ладони другой;

«Бутон» - соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;

«Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.

*        Репка

В огороде дедка, репку посадил

 И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)

Расти, расти репка, и сладка, и крепка.

Расти, расти репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

Выросла репка всем на удивление. («Колечки»)

Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)

Выросла репка и, и сладка, и крепка.

Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

   

       Теремок

В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)

Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)

Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой,

Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)

 Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок»), поворачивать его вправо-влево),

Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)

Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)

А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)

- Стоит в поле теремок, он ни низок,  ни высок..(«Веер»).

     Про курочку Рябу

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. ( «Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду  («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

       Зимовье зверей

Звери однажды избу срубили («Молоточки»)

Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)

Узнали про это волк и медведь («Колечки»)

Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)

Тихонько к зимовью они подошли

Дверь приоткрыли и в сени вошли.. («Колечки»)

Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)

Петух кукарекал («Клювики»), бык в бок забодал («Коза»)

Кот с печки зафыркал («Волны»), ну а свинья

Хрюкала с визгом: -Здесь хата моя. («Лучики»)

Волк с перепугу выскочил прочь.

Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)

С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)

А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)

        Кот, петух и лиса

Жили котик с петушком у лесной опушки.

НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)

Утащила петушка за высоки горы,

Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки» , «Лучики»)

Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки» , «Здравствуй»)

Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)

Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»

И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)

          Рукавица

На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)

Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)

Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер»)

И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»).

А в лесу в той рукавице («Колечки»),звери стали дружно жить:

Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)

В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики»)

Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).

       Заюшкина избушка

В лубяной избушке , жил заяц на опушке («Колечки»).

А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)

Растаяла весной избушка на горушке («Волны» ),

Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)

Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),

Да сама жить стала в избушке на опушке . («Кулачки»)

И ни волк и ни медведь  не смогли помочь. («Колечки»)

Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)

 Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй») ,

В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).    

         Дождь прошел

Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»),

НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики») 

Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы…(«Колечки»)

Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики») 

Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»),

На поляне веселиться будут звери, трам-там-там…  («Хлопки»).

Приложение 4:

        

«Добрые волшебники»

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

Многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

«Царевна-Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать у нее улыбку или смех.

В качестве Царевны-Несмеяны выбирается стеснительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются ее рассмешить всеми силами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах"

Консультация содержит рекомендации по знакомству старших дошкольников с сказкой, как с жанром....

Консультация для родителей "Знакомство со сказкой"

Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах...

«Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах»

Консультация для родителей «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах»...

Консультация для родителей на тему «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах»

                 Консультация для родителей на тему «Знакомство со сказкой в старшей и              ...

Консультация для родителей "Знакомство со сказкой"

Консультация для родителей "Знакомство со сказкой"...

Консультация для родителей «Знакомство со сказкой».

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению. Представлению....

Консультация для родителей.Знакомство со сказкой в подготовительной группе для детей с ТНР»

  Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка....