Консультация для родителей на тему «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах»
консультация (подготовительная группа)

Бейлина Маргарита Валерьевна

           

 

 

     Консультация для родителей на тему «Знакомство со сказкой в старшей и                               подготовительной группах»

 

 

 

 

                                                                                                                                                                   воспитатель :Бейлина М.В.

    

 

 

 

 

                                                                                                  Москва 2014г

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей.

Тема: «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах».

План:

1) Значение сказки для детей.

2) Анализ сказки в старшей и подготовительной группах.

3) Приемы восприятия сказки (беседа).

а) Эффективность приемов в беседах по сказке (вопросы, рассматривание иллюстраций, словесные зарисовки, повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, рассказ о самом смешном и самом грустном эпизоде сказки, драматизация отрывков и т. д.);

4) Специфические особенности жанров сказки в подготовительной группе.

Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В старшей группе после рассказывания сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.

Пример: После рассказывания сказки«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить детей«Что я вам рассказала Почему вы думаете, что это сказка?» «О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из васзапомнил песенку козленочка и ответ Аленушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?» Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

В старшей группе надо чаще использовать присказки; желательно, чтобы по своему настроению присказка была связана с произведением. Обычно во втором полугодии дети, научившись внимательно вслушиваться в присказку, довольно верно угадывают, о чем будет идти речь (например«Лиса по лесу ходила…»«Кот в печи пироги печет…», Посылали молодицу по водицу…» и т. д.).

Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и др.). После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Существует множество приемов, наиболее эффективных в беседах по сказкам: вопросы – они должны быть разнообразными по своей направленности: помочь точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь детям почувствовать главную идею сказки и т. д.

Важно рассматривание иллюстраций, т. к. они помогают понять сказку. Также нужны словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали бы к данной сказе.

Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и др. средства выразительности.

По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Эффективным приемом является драматизация сказки или отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: диалог зайца и тети вороны (сказка «Заяц – хваста»).

В подготовительной группе на занятиях по чтению и рассказыванию сказокнужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты, учить понимать отличие сказки от рассказа. Эти задачи могут решаться на каждом занятии по рассказыванию русских народных сказок, но особенно они нужны при чтении или рассказывании авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например: после рассказывания сказки спросить детей: «Что я сейчас вам рассказаласказку или рассказ?» Дети начинают рассуждать, что в рассказанном произведении звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках. Стало быть рассказанное произведение – сказка!

Так в самой элементарной форме дети начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки. Систематическая работа по развитию поэтического слуха приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Знакомство со сказкой"

Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах...

Консультация "Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах"

Консультация содержит рекомендации по знакомству старших дошкольников с сказкой, как с жанром....

«Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах»

Консультация для родителей «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах»...

консультация для воспитателей на тему:Методика обучения рисованию в старшей и подготовительной группах

консультация для воспитателей на тему:Методика обучения рисованию в старшей и подготовительной группах...

День здоровья на тему: «Путешествие по сказкам» в старшей и подготовительной группах (в форме квеста).

Цель:- Создание атмосферы радости, эмоционального благополучия. Задачи:- Способствовать закреплению двигательных навыков в эстафетах и играх;- упражнять в умении ориентироваться по картам &ndash...

Конспект занятия на тему «Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» средняя группа

Конспект занятия на тему «Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» средняя группа...

Консультация для родителей «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группе»

. В поэтических образах, сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих  чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают перед детьми  меткость и в...