Самообразованию по теме : Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста (1.5 - 4 года)
методическая разработка (младшая группа)

Богоутдинова Лилия Владимировна

1.Пояснительная записка (актуальность выбранной темы, цель, задачи, этапы проработки материала, поэтапный план мероприятий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx34.62 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Знаменский    детский сад «Светлячок» с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей.

                                                                       

План работы по самообразованию

по теме:

«Сенсорное развитие детей раннего

(младшего дошкольного) возраста»

Составила: воспитатель

                                                            Богоутдинова Л.В.

с.Знаменка

2023 – 2024 учебный год

Введение.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Актуальность.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Данная тема актуальна, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив;

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. 

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в сенсорном развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Сенсорное развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»;

- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность;

- внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса;

- обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

- специальные занятия по развитию сенсорики,

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;

- дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

- дидактические игры на формирование навыка различать цвет предметов;

- дидактические игры на формирование навыка различать величину предметов;

- дидактические игры на формирование навыка различать форму предметов.

Методы работы:

- словесные

- наглядные

- практические

- игровые.

Принципы:

- принцип дифференцированного подхода

- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;

- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;

- принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса.

Этапы работы:

1 этап. Организационно-диагностический

Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие». Анкетирование родителей воспитанников.

2 этап. Теоретический

Цель:

 - изучение особенностей развития детей раннего и младшего дошкольного возраста;  

- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по сенсорному развитию в раннем и младшем дошкольном возрасте;  

- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотеки игр, консультаций для родителей);

3 этап. Обобщающий

Цель: обобщение и распространение накопленного опыта по сенсорному развитию  детей раннего и младшего дошкольного возраста в педагогическом сообществе.

Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, в индивидуальной работе с детьми, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления.

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников;
  • систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
  • пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями;
  • обогащение опыта по проблемной тематике;
  • у воспитанников сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов;
  • сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста;
  • у родителей сформируется понимание необходимости использования дидактических речевых игр в формировании и развитии сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Помесячный план методической работы воспитателя по теме: «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста». Постановка проблемы, определение темы, цели и задач, прогнозирование результатов.

Проведение первичного мониторинга по области «Познавательное развитие детей».

Анкетирование родителей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Октябрь

Составление плана работы. Изучение темы «Этапы сенсорного развития. Возрастные особенности сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Определение форм работы с детьми.

Подбор дидактических игр по возрасту и уровню познавательного развития воспитанников

Консультация для родителей «Что такое сенсорика и почему её надо развивать».

Ноябрь

Изучение темы «Особенности формирования навыка различать цвет предметов у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Подбор дидактических игр на формирование навыка различать цвет предметов.

Дидактические игры:

«Какого цвета?», «Подбери по цвету», «Разноцветная посуда». Индивидуальная работа с детьми, которые не справляются с задачами игр.

Консультация для родителей «Как выучить с ребенком цвета?»

Декабрь

Изучение темы «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей».

Составление картотеки дидактических игр на знакомство с цветом, картотеки дидактических игр на восприятие цвета.

Дидактические игры по картотеке.

Буклет для родителей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Январь

Изучение темы «Особенности формирования навыка различать размер и количество предметов у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Подбор дидактических игр на формирование навыка различать размер и количество предметов.

Дидактические игры:

«Матрёшки: разложи по размеру», «Большой, средний, маленький», «Один-много». Индивидуальная работа с детьми, которые не справляются с задачами игр.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

Февраль

Изучение темы «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в ходе изобразительной деятельности».

Составление картотеки игр-занятий на развитие сенсорики. Дидактические игры по картотекам.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей».

Март

Создание условий для развития сенсорных представлений у детей. Пополнение развивающей среды группы.

Составление картотеки игр на развитие сенсорики детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры по картотеке.

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды группы.

Апрель

Изучение темы «Развитие тактильных ощущений». Изготовление сенсорных дорожек.

Индивидуальная работа с детьми по сенсорным дорожкам.

Привлечение родителей к изготовлению сенсорных дорожек. Индивидуальные консультации и мастер-классы по созданию и использованию сенсорных дорожек.

Май

Обобщение опыта.

Консультация для воспитателей «Комплекс игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет». Выступление на заседании Педагогического совета.

Проведение итогового мониторинга по области «Познавательное развитие детей».

Родительское собрание «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста и младших дошкольников».

Используемая литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012 г.

6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

7. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

8. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

9. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

10. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

11. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

13. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Интернет–ресурсы:

1. Нормативная база

http://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификации

edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

2. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"

http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал,  методические наработки)

http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование

http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)

http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования

3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности

http://allforchildren.ru/ Все для детей (раскраски, песни, стихи, наглядный материал)

http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни

http://www.solnet.ee/ Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Знаменский    детский сад «Светлячок» с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей.

                                                                       

План работы по самообразованию

по теме:

«Сенсорное развитие детей раннего

(младшего дошкольного) возраста»

Составила: воспитатель

                                                            Богоутдинова Л.В.

с.Знаменка

2023 – 2024 учебный год

Введение.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Актуальность.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Данная тема актуальна, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив;

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. 

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в сенсорном развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Сенсорное развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»;

- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность;

- внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса;

- обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

- специальные занятия по развитию сенсорики,

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;

- дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

- дидактические игры на формирование навыка различать цвет предметов;

- дидактические игры на формирование навыка различать величину предметов;

- дидактические игры на формирование навыка различать форму предметов.

Методы работы:

- словесные

- наглядные

- практические

- игровые.

Принципы:

- принцип дифференцированного подхода

- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;

- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;

- принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса.

Этапы работы:

1 этап. Организационно-диагностический

Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие». Анкетирование родителей воспитанников.

2 этап. Теоретический

Цель:

 - изучение особенностей развития детей раннего и младшего дошкольного возраста;  

- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по сенсорному развитию в раннем и младшем дошкольном возрасте;  

- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотеки игр, консультаций для родителей);

3 этап. Обобщающий

Цель: обобщение и распространение накопленного опыта по сенсорному развитию  детей раннего и младшего дошкольного возраста в педагогическом сообществе.

Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, в индивидуальной работе с детьми, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления.

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников;
  • систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
  • пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями;
  • обогащение опыта по проблемной тематике;
  • у воспитанников сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов;
  • сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста;
  • у родителей сформируется понимание необходимости использования дидактических речевых игр в формировании и развитии сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Помесячный план методической работы воспитателя по теме: «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста». Постановка проблемы, определение темы, цели и задач, прогнозирование результатов.

Проведение первичного мониторинга по области «Познавательное развитие детей».

Анкетирование родителей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Октябрь

Составление плана работы. Изучение темы «Этапы сенсорного развития. Возрастные особенности сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Определение форм работы с детьми.

Подбор дидактических игр по возрасту и уровню познавательного развития воспитанников

Консультация для родителей «Что такое сенсорика и почему её надо развивать».

Ноябрь

Изучение темы «Особенности формирования навыка различать цвет предметов у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Подбор дидактических игр на формирование навыка различать цвет предметов.

Дидактические игры:

«Какого цвета?», «Подбери по цвету», «Разноцветная посуда». Индивидуальная работа с детьми, которые не справляются с задачами игр.

Консультация для родителей «Как выучить с ребенком цвета?»

Декабрь

Изучение темы «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей».

Составление картотеки дидактических игр на знакомство с цветом, картотеки дидактических игр на восприятие цвета.

Дидактические игры по картотеке.

Буклет для родителей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Январь

Изучение темы «Особенности формирования навыка различать размер и количество предметов у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Подбор дидактических игр на формирование навыка различать размер и количество предметов.

Дидактические игры:

«Матрёшки: разложи по размеру», «Большой, средний, маленький», «Один-много». Индивидуальная работа с детьми, которые не справляются с задачами игр.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

Февраль

Изучение темы «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в ходе изобразительной деятельности».

Составление картотеки игр-занятий на развитие сенсорики. Дидактические игры по картотекам.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей».

Март

Создание условий для развития сенсорных представлений у детей. Пополнение развивающей среды группы.

Составление картотеки игр на развитие сенсорики детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры по картотеке.

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды группы.

Апрель

Изучение темы «Развитие тактильных ощущений». Изготовление сенсорных дорожек.

Индивидуальная работа с детьми по сенсорным дорожкам.

Привлечение родителей к изготовлению сенсорных дорожек. Индивидуальные консультации и мастер-классы по созданию и использованию сенсорных дорожек.

Май

Обобщение опыта.

Консультация для воспитателей «Комплекс игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет». Выступление на заседании Педагогического совета.

Проведение итогового мониторинга по области «Познавательное развитие детей».

Родительское собрание «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста и младших дошкольников».

Используемая литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012 г.

6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

7. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

8. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

9. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

10. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

11. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

13. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Интернет–ресурсы:

1. Нормативная база

http://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификации

edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

2. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"

http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал,  методические наработки)

http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование

http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)

http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования

3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности

http://allforchildren.ru/ Все для детей (раскраски, песни, стихи, наглядный материал)

http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни

http://www.solnet.ee/ Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В этой разработке я раскрываю свой опыт работы по данному направлению. Над этой темой я продолжаю работу и в 2012 году....

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей воспитанников по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста в домашних условиях через предметы ближайшего окружения.

В методических рекомендациях,которые доступны для понимания не только воспитателей,но и родителей воспитанников, дано подробное описание  работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего до...

Авторская разработка "Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В методической  разработке я рассказываю об опыте работы  по сенсорному развитию....

Работа по самообразованию Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Актуальность:Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выраж...