Конспект методического диалога «Опыт применения эффективных форм работы с детьми, направленных на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников»
план-конспект занятия

Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_primeneniya_effektivnyh_form_raboty_s_detmi.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Белоснежка» 

  

Конспект   методического диалога

«Опыт применения эффективных форм работы с детьми, направленных на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников»

   

Педагог-наставник: Банщикова Ю.С.

Мегион-2023

Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников.

Оборудование: мультимедийная установка

        Дошкольный возраст – это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям микро- и макросреды, приобретается опыт социальных отношений, который будет корректироваться во все последующие этапы его жизни.

     На слайде представлены основные формы работы с детьми для реализации задач социально-коммуникативного развития. Все эти формы важны и, несомненно, нужны.      

     Но… Надо отметить, что  из опыта работы наиболее эффективной формой с детьми, направленной на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников является моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

      Моделирование ситуаций объединены между собой на основе сюжета, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более). Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре, а так же вносит положительную окраску. Модуль включает в себя комплексные занятия по всем видам деятельности. Дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности), педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности. Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.

Я предлагаю вам сегодня смоделировать и разобрать несколько игровых ситуаций.

1. Ситуация (пригласить 3 педагогов)

      Однажды мама зашла в магазин, а я остался на улице один. Ко мне подошёл незнакомец. Он предложил мне сладости и пригласил с ним погулять. Я отказался, и хотел уйти, но он крепко схватил меня за руку. Мне стало страшно, я заплакал и громко позвал маму. На мой крик выбежала мама, и незнакомец быстро ушёл, я всё рассказал маме. Она меня похвалила и сказала, что я молодец, но я не понял, почему.

      Вопрос педагогам: К какому из 4 направлений отнесем данную ситуацию? (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе) Почему мальчик не понял, за что его похвалила мама? Какие формы работы помимо моделирования для решения этой ситуации можно применить?

ответы педагогов

     Моделируя подобные ситуация чему мы учим детей?

     Формируем у обучающихся навык безопасной жизнедеятельности, правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях). А также тем самым предупреждаем возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один на улице. Способствуем воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

      2. Ситуация (пригласить 3 педагогов)

      Сижу я один дома и играю. Вдруг кто-то позвонил в дверь. Мне захотелось открыть, но когда я посмотрел в глазок, то увидел чужого человека… (Тут пришла мама, и чужой человек убежал.)

     Вопрос педагогам:  К какому из 4 направлений отнесем данную ситуацию? (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе). Как бы вы поступили в данной ситуации? Какие формы работы помимо моделирования для решения этой ситуации можно применить?

      Данной ситуацией мы формируем у воспитанников навык безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях). А также помогаем предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме 

     3. Ситуация (пригласить 1 педагога)

      … Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами…

          Вопрос педагогам:  К какому из 4 направлений отнесем данную ситуацию? (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе). Ваши действия?  Какие формы работы помимо моделирования для решения этой ситуации можно применить?

       4. Ситуация (пригласить 2 педагога)

        Празднование праздника 9 мая. Петю и Васю родители взяли на парад. На грудь прикололи георгиевские ленточки. Петя с гордостью пронес ленту на груди весь парад, а Вася по ходу движения в колоне сорвал ее и бросил в толпу…

 

         Вопрос педагогам:  К какому из 4 направлений отнесем данную ситуацию? (Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста). Ваши действия?  Какие формы работы помимо моделирования для решения этой ситуации можно применить?

          Моделированием данной ситуацией мы знакомим детей с символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

          Таким образом, мы должны стремиться к тому, чтобы социально-коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть сложившейся ситуацией.

      Следует помнить, что результаты социально-коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Эффективные формы работы с детьми по формированию духовно- нравственных качеств»

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание ...

Эффективные формы работы с воспитанниками, направленные на развитие интереса к чтению художественной литературы

Консультация для воспитателейРоль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы с детьми в этом направлении....

Мастер – класс с педагогами на тему «Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации с детьми, направленные на социально-коммуникативное развитие дошкольников»

Мастер – класс с педагогами  на тему«Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации с детьми, направленные на социально-коммуникативное развитие дошкольников»ЦЕЛЬ: знакомс...

Мастер-класс "Эффективные формы работы с детьми, направленные на индивидуализацию образовательной деятельности"

laquo;Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию....