Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников
«Ни одно из искусств не обладает
такой действенной воспитательной
силой, как музыкально – театрализованная
деятельность, являющая средством
духовного самосознания человека…»
Г. В. Кузнецова.
«Театр - это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идёт развитие духовного мира
детей...»
Б.М. Теплов
Ребенок впервые выходит из узкого семейного круга в мир взрослых людей. Растущему человеку нужна педагогическая поддержка, чтобы ребенок вошел в окружающий его мир, вырос творческой личностью, сам мог выбирать свой жизненный путь и реализовывать его.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка являются театрализованные игры, которые пользуются у малышей неизменной любовью, являясь благоприятной средой для творческого развития способностей детей.
Любовь детей к кукольным представлениям заложена в особенностях психики, так как кукольные персонажи воспринимаются ими практически как самостоятельные живые персонажи. Этот сказочный, игровой мир манит и завораживает детей, увлекает и незаметно воспитывает их.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: " Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам ". Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Театрализованная деятельность является также источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. "В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".
Музыкальное воспитание дошкольников в ДОУ во многом зависит
от профессионализма, личности и творчества педагога. Повышая свою квалификацию, музыкальный руководитель в работе с детьми находит и применяет новые инновационные методы, приемы, технологии, увлекая детей за собой в мир музыки и театра.
Музыкально-театрализованная игра способствует развитию, обучению и воспитанию ребенка во всех сферах его жизни, обеспечивает его успешную социализацию в детском коллективе. Музыкально-театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального, личностного, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания. Это и развитие музыкальных способностей ребенка, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, двигательных навыков, развитие мышления, воображения, памяти, речи, расширение словарного запаса, совершенствование звукопроизношения, навыков связной речи и ее выразительности, формирование нравственно-коммуникативных качеств ребенка, приобщение его к театральному и музыкальному искусству.
Музыкально-театрализованная игра объединяет в большей или меньшей
степени все виды деятельности дошкольника: игровую (театрализованную),
речевую, музыкальную, двигательную, коммуникативную, познавательно-исследовательскую и решает определенные задачи соответственно: разучивание текста постановки, коррекция речи ребенка, разучивание песен, танца, ориентировка в пространстве, умение ребенка общаться со сверстниками, получение определенных специальных сведений и знаний.
В ДОУ актуальны следующие виды и формы организации музыкально-театрализованных игр:
- Музыкально-театрализованные игры-драматизации (инсценирование песни, хоровода, стихотворения с музыкальным сопровождением и др.).
- Музыкально-театрализованные игры с элементами драматизации
(хороводные, подвижные, музыкально-дидактические и др.).
- Музыкально-театрализованные игры-сценки для кукольного спектакля с участием взрослых или детей (различные виды кукольного театра).
- Музыкально-театрализованные игры-спектакли (детская опера, мюзикл, музыкально-драматический спектакль).
- Музыкально-театрализованное представление (досуг, праздник, развлечение, в том числе фольклорные)
Рассмотрим условия организации музыкально-театрализованных игр в ДОУ с учетом образовательных стандартов:
1. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкально-театрализованной деятельности.
2. Создание музыкально-театрализованной развивающей предметно-пространственной среды как условие для развития творческой активности
дошкольников.
3. Создание условий для совместной деятельности детей и родителей как
формы взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающей психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
Музыкально-театрализованные игры с детьми организуются на протяжении
всего пребывания ребенка в детском саду и имеют разнообразные формы
организации. Это музыкальные, театрализованные и интегрированные занятия, игры во время чтения или рассказывания художественно-литературного произведения, музыкальные досуги, праздники и развлечения, в том числе просмотры кукольных спектаклей, детских опер, спектаклей, мюзиклов, детских презентаций о театре, театральных жанрах. Важно обеспечение интеграции музыкально-театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности, организация выступлений детей старшего возраста перед детьми младшего дошкольного возраста.
Безусловно, для организации работы по музыкально-театрализованной
деятельности необходимо создание музыкально-театрализованной развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и зоны в групповом помещении. Развивающая предметно-пространственная среда является основой творческой деятельности ребенка, поэтому важно, чтобы зона театральной и музыкальной деятельности соприкасались друг с другом, дополняли друг друга.
Основная цель театральной деятельности:
Вырастить творчески мыслящего ребёнка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности.
Актуальность темы на современном этапе очевидна: педагогика из "дидактической становится развивающей", а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли.
Развитие ребёнка — это активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии, а помочь ему должен взрослый - педагог, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
В ходе этой деятельности реализуются следующие задачи:
- Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
- Расширять представления детей об окружающей действительности.
- Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание.
- Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
- Воспитывать желание играть театральными куклами.
- Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Формы, методы и приемы работы:
- Традиционные методы (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые используются на занятиях;
- Метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
- Метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
- Игры драматизации.
- Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Игры – превращения ("учись владеть своим телом"), образные упражнения.
- Упражнения на развитие детской пластики.
- Упражнения на развитие выразительной мимики.
- Упражнения по этике во время драматизаций.
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
- Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
В работе над театральной деятельностью очень важно педагогическое наблюдение за тем, как дети играют друг с другом, как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна речь.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.
В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитываются:
- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
В группе должен быть оборудован театрализованный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребёнка на театрализацию любимого произведения. Уголок должен быть оснащён различными видами театров: настольный театр, театр масок, пальчиковый театр, ложковый театр, теневой театр, баночный, театр би-ба-бо. Так же должны быть ширмы и различные домики. Костюмы и декорации, выполненные совместно с детьми и родителями, театр фабричного производства.
Для создания условий персонифицированного общения с каждым ребёнком, развития его исследовательского интереса, моделирования, экспериментирования в зоне театрализованной деятельности должен быть разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
Классификация игровых позиций детей.
- Ребенок - "режиссер" - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст и переводить его в игровой постановочный. Он целеустремлен, обладает комбинаторными свойствами (включение в ход игры стихи, песни, танцы и пр.) и организаторскими способностями (инициирует игру, распределяет роли, определяет "сцену", руководит игрой и ее развитием)
- Ребенок - "актер" - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет различными средствами выразительности и передачи образа, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ. Он эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.
- Ребенок - "зритель" - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче "участвовать в игре" со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово).
- Ребенок - "декоратор" - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа, замысла, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
При наличии необходимого условия – активного интереса детей к театрализованной игре - каждый найдет свое место. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – "спрятаться" за маску, тем самым преодолеть неуверенность в себе, создавая чувство удовлетворения собой, радости, успешности.
Работа музыкального руководителя строится в тесном контакте с профильными специалистами: музыкальным руководителем, учителем - логопедом, которые помогают детям в разучивании стихов, развитии ритмопластики.
Занятия ведутся по развитию:
- Активности – от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
- Самостоятельности - от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
- Творчества – от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
- Эмоциональности – от эмоционального заряжения художественными образами – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного" стиля поведения на продуктивный.
- Произвольности – от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
- Связной речи – от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно.
Для занятий театрализованной деятельностью подбирается и систематизируется материал: специальные упражнения, этюды, задания, которые проводятся в игровой форме, позволяя вовлекать застенчивых и нерешительных детей. В соответствии с темой и временем года подбираются этюды, игры на развитие сценической речи ("Мыльные пузыри", "Удивлённый бегемот", "Раздумье"). Большое внимание уделяется играм на актерское мастерство, в которых ребенку легко удается выразить свои эмоции ("Солнышко и паровозик", "Чудесные превращения", "Вкусные конфетки").
Используются релаксационные упражнения для предупреждения психоэмоционального напряжения: "Волшебный сон", "Раздумья", "Сон на берегу моря".
Реализуется принцип современной педагогики - принцип сотрудничества. Ребенок-воспитатель-родители.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
- основы домашнего театра;
- мастерство руководства игрой;
- обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
- театральная гостиная;
- творческая мастерская;
- совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
- консультации по вопросам творческого развития детей;
- родительские собрания;
- фотоотчёт.
На одной сцене могут играть и дети, и воспитатели, и родители (рядом с которыми дети более раскрепощённые, эмоциональные, свободные).
Своё творчество дети проявляют во всём, от подготовки спектакля до его премьеры. Всем представлениям предшествует кропотливая работа: тренинги, этюды, упражнения, превращения, музыкально – пластические импровизации.
В результаты работы по театрализованной деятельности ребята чаще проявляют эмпатию друг другу, охотно говорят о своих чувствах, переживаниях, становятся доверчивыми и открытыми. Уменьшается количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети осваивают невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); учатся понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное; речь становится более выразительной, а дети более уверенными в себе, учатся преодолевать робость, сопереживать; становятся более самостоятельными и инициативными.
Таким образом, систематическое включение театрализованных игр в повседневную жизнь помогают полнее раскрыть детям возможности и способности и укрепляют детско-родительские отношения.
Каждый ребенок талантлив изначально, и театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/28/picture-541022-1540741370.jpg)
«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»
«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/24/picture-451056-1400930798.jpg)
Концепция педагогической деятельности на тему: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников»
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к воспитанию и развитию ребёнка. Сегодня многие педагоги озабочены поисками нетрадиционных путей в тво...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-728025-1450634942.jpg)
«Театральная деятельность – как средство всестороннего развития ребенка»
Представленный материал поможет родителям понять важность театрализации для всестороннего развития ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/18/picture-1241722-1587212228.jpg)
Театральная деятельность как средство всестороннего развития.
Одним из средств всестороннего развития ребенка является театральная деятельность....
План по самообразованию «Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»
Самообразование на тему:«Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-1312463-1612618854.jpg)
Консультация всеобуча для родителей: «Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников»
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с и...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/14/picture-1436016-1668428412.jpg)
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников»
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников»...