Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида» Анисьиной Татьяны Серафимовны по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный ме
материал

Анисьина Татьяна Серафимовна

использования экспериментирования имеет большое значение, поскольку оно дает детям реальное представление о различных аспектах изучаемого объекта, а также его взаимосвязи с окружающим миром.

Новизной данного опыта считаю комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, а также структуризацию практического и диагностического материала  для  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._opyt_anisina_tatyana_serafimovna.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида»

Анисьиной Татьяны Серафимовны

по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный  механизм интеллектуального развития детей  старшего дошкольного возраста»

Актуальность и перспективность опыта

Современное образование постоянно ищет новые инновационные технологии, способствующие развитию творческих способностей и формированию навыков саморазвития и самообразования у детей. Одним из наиболее востребованных и результативных подходов считается познавательно-исследовательская деятельность, которая позволяет развить у детей умение самостоятельно открывать и познавать мир вокруг себя.

Современное общество ориентируется на воспитание творческих личностей, способных мыслить нестандартно, находить инновационные решения проблем, умеющих адаптироваться к быстро меняющейся информационной среде и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Это требует от образовательной системы постоянного поиска и внедрения новых подходов, способствующих развитию этих качеств у обучающихся.  

Актуальность использования экспериментирования имеет большое значение, поскольку оно дает детям реальное представление о различных аспектах изучаемого объекта, а также его взаимосвязи с окружающим миром.

Новизной данного опыта считаю комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, а также структуризацию практического и диагностического материала  для  дошкольников.

Условия формирования опыта.

     Цель моей работы - развитие познавательно-исследовательского интереса у детей старшего дошкольного возраста через процесс экспериментирования как функциональный  механизм интеллектуального развития в повседневной и непосредственно-образовательной деятельности.

     Я ставлю перед собой следующие цели:

- Расширить понимание детьми окружающего мира через эксперименты, вовлекая знания из различных научных областей: биологии, физики, химии, геологии, математики.

- Подобрать обучающий игровой материал, который привлечет внимание и стимулирует познавательную активность детей, учитывая их возраст и индивидуальные особенности.

- Поощрять участие детей в исследованиях и обобщении результатов экспериментов.

- Формировать у детей цельное представление о мире через детские эксперименты.

- Создавать условия, которые поддерживают и стимулируют познавательную активность, развивают любопытство и стремление к самостоятельному познанию и размышлению, способствуют развитию умственных способностей и речи.

- Привлекать родителей к совместной деятельности по экспериментированию.  

Дети обладают сильным и почти неподавляемым инстинктом к познанию, задаваясь целью изучать окружающий мир через ощупывание, нюхание и манипуляции с предметами, что способствует запоминанию разнообразной информации.  

К старшему дошкольному возрасту, ребенок становится более активным. Этот возрастной период наиболее важен для развития познавательной потребности детей, который находит выражение в поисковой форме, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главный фактор  это  деятельность. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались.

         Оценив ситуацию в нашей группе, я пришла к выводу, что мы могли бы больше использовать метод экспериментирования в образовательной работе с детьми. Для этого было принято решение изучить этот метод более глубоко и разработать собственный подход к его внедрению в практику.

В процессе моей педагогической практики старшие дети и их родители активно участвовали. Взаимодействуя с детьми, мы пошагово расширяли их знания, развивали мышление и формировали их взгляды на мир, что в конечном итоге способствовало формированию личности. Наша работа также способствовала развитию памяти и укреплению умственной деятельности.  

Теоретическая база

Современные исследования в области психологии и педагогики подчеркивают, что умственные возможности дошкольных детей значительно выше, чем думалось ранее, как показывают работы ученых, таких как А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина. Исследования И.П. Павлова указывают на то, что реакция детей на новизну может быть сильнее, чем на пищу, и потому он ввел термин "действенное мышление" для описания специфического мышления детей, основанного на обследовании объектов. Н.Н. Поддьяков подчеркнул, что лишение возможности экспериментировать и постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем возрасте могут негативно сказываться на развитии ребенка и вызывать серьезные психические нарушения, подкрепляя это своими исследованиями. Доман Г. добавил, что маленькие дети испытывают огромное желание узнавать мир, и необходимо поощрять это стремление. В свете этих выводов, педагоги и психологи считают, что широкое внедрение организованных и контролируемых детских экспериментов как дома, так и в детском саду является неотъемлемой частью успешного развития ребенка.  

Технология опыта

В моей педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, я решила активно использовать элементарные опыты как основной метод экспериментирования. Эти опыты интересны тем, что они предлагают детям задачи, которые остаются неизвестными только для них, и помогают формировать базовые понятия и умозаключения, не претендуя на научные открытия. В моей работе я использую обычные бытовые материалы, такие как посуда и целлофановые пакеты, для проведения опытов, чтобы помочь детям понять причины явлений и взаимосвязи между объектами и явлениями.

Помимо этого, я организую различные игры, включающие эксперименты с материалами, такими как песок, глина, вода, снег и камни, чтобы развивать у детей навыки поиска и исследования. На моих занятиях дети имеют доступ к играм, пособиям, моделям и книгам для свободного использования, чтобы стимулировать их активность и самостоятельность.

Моя работа направлена на создание условий для развития интереса к игре, поддержание двигательной активности детей и поощрение их успехов, что способствует полноценному и разностороннему развитию детей.  

Взаимодействие с родителями

Сотрудничество между детским садом и семьей - ключевой момент для успешного выполнения образовательных задач. Для построения этого партнерства, я предоставляю консультации и информацию родителям через различные материалы, такие как папки-передвижки и буклеты. В ответ, родители активно участвуют в оборудовании и постоянном обновлении уголка экспериментирования необходимыми материалами. Это сотрудничество способствует обогащению образовательной среды и созданию условий для всестороннего развития детей.  

Анализ результативности опыта

В результате моих усилий, дети проявляют большую самостоятельность, любопытство и интерес к экспериментам, что способствует расширению их кругозора. Их собственные исследовательские усилия способствуют улучшению культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств. Из моего опыта работы с детским экспериментированием, я пришла к выводу, что это активность стимулирует поиск и исследовательскую деятельность детей.

Более глубокое развитие детского экспериментирования является важным аспектом формирования личности дошкольника, а также способствует развитию познавательного интереса и воспитанию потребности в целостном восприятии мира вокруг себя. Раннее вовлечение детей в изучение природы и окружающего мира играет ключевую роль в развитии их воображения, памяти, внимания, восприятия и мышления. Поэтому мой план - продолжать развивать у детей интерес, любознательность и активное стремление к познанию через экспериментирование.  


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1.Бутузова В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. № 2. С.42-59.

2.Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова. - М.: Айрис-пресс, 2008.- 192 с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

3.Доронова Т.Н., Короткова. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Ребенок в детском саду. 2003. № 3. С.4-12.

4.Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4. С.84-92.

5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 56с.

6.Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Новокузнецк, 1999.

7.Коменский Я.А. Материнская школа // История  зарубежной дошкольной  педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

8.Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С.6.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"

Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Наили Ахмедулловны

Тема инновационного опыта «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ» выбрана не случайно, так как  проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время п...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Инновационный педагогический опытвоспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия    Ибрагимовой Гюз...

Консультация для воспитателей на тему: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать как много  интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Хасановой Ирины Владимировны по теме: «Роль театрализованных игр в формировании личности дошкольника».

Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий....

Проект по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный механизм интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста», воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбини

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Оз...