Использование авторского пособия "Сокровищница" в работе с детьми дошкольного возраста
статья

Останина Вера Васильевна

Пособие «Сокровищница» представляет собой вязаную, объемную книгу 3D, размером - формата А3. Каждая страница книги разного цвета и разной тематики и представляет собой дидактическую игру, которая предполагает выполнение действий познавательного характера. Страницы книги в виде большого кармана, куда можно поместить дополнительный материал, что способствует вариативности в играх. Пособие содержит шесть дидактических игр:

  • «Цветочная поляна»;
  • «Огород»;
  • «Пруд»;
  • «Времена года»»;
  • «Цветные соты»;
  • «Разноцветный коврик.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_na_konkurs.docx188.83 КБ

Предварительный просмотр:

       Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

      Сегодня государством поставлена задача – воспитать поколение активное и любознательное.

      Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.       

      Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Воспитание, обучение, развитие современных детей требует от воспитателей применения  новых методик, технологий, дидактического материала.

      Планируя работу с детьми, я придерживаюсь принципа: «Каждый последующий день не должен быть похож на предыдущий».

      Поэтому для работы с детьми я изготовила авторское дидактическое пособие «Сокровищница» оно является -  универсальной, многофункциональной методической находкой может использоваться как в индивидуальной, так и групповой работе с детьми, родителями, педагогами. Работа с пособием может строиться в рамках любой образовательной области. Пособие выступает как инструмент для развития познавательной, эмоциональной, коммуникативной, художественно-эстетической сферы, логического, нестандартного, вариативного мышления детей. Преимущество пособия в том, что оно дает возможность, при сформированных навыках, проявлять самостоятельность, независимость от взрослого в работе как одного ребенка, так и группы детей  по определенной теме.

    Пособие «Сокровищница» представляет собой вязаную, объемную книгу 3D, размером - формата А3. Каждая страница книги разного цвета и разной тематики и представляет собой дидактическую игру, которая предполагает выполнение действий познавательного характера. Страницы книги в виде большого кармана, куда можно поместить дополнительный материал, что способствует вариативности в играх. Пособие содержит шесть дидактических игр:

  • «Цветочная поляна»;
  • «Огород»;
  • «Пруд»;
  • «Времена года»»;
  • «Цветные соты»;
  • «Разноцветный коврик.

Пособие оснащено различными пуговками, кнопками, липучками и магнитами, на которые крепятся атрибуты. Например, страница «Пруд»- полотно голубого цвета, к ней пришиты кнопки, липучки и кармашки, на кнопки крепятся кувшинки и водяные лилии, на липучки – камыш, а в кармашках «живут» рыбы (рис.1).  

 Рис. 1 Дидактическая игра «Пруд»

 страничка фон с пришитыми кармашками, кнопками, липучкой

атрибуты  к игре (кувшинка, водяная лилия, рыба Щука, мелкие рыбки, камыш)

игра с прикрепленными атрибутами

           

               Пособие помогает на каждом возрастном этапе решать различные задачи:

  • Развитие у детей познавательного интереса;
  • мелкой моторики;
  • сенсомоторных способностей;
  • развитие внимания;
  • развитие памяти;
  • развитие мышления.

Ниже приведены примеры использования дидактических игр пособия «Сокровищница» в соответствии с возрастной категорией детей дошкольного возраста.

                           Дидактическая игра «Пруд»

                Ранний и младший возраст

Цель: формирование, уточнение и закрепление представлений детей младшего дошкольного возраста о природном комплексе «Пруд», создание условий для обогащения сенсорного опыта детей через дидактическую игру «Пруд»; развивать восприятие, внимание, мышление память, речь.

               Средний возраст

Цель: дать детям представление о том, что пруд – сообщество водных обитателей, растений и животных, приспособившихся к жизни в воде.

Задачи: Активизировать словарь по теме «Обитатели пруда»; словарная работа: водоем, пруд, кувшинка, камыш. Дать представление о том, что на берегу растут растения, которым требуется много влаги, живут животные, образ которых связан с водой; закреплять умения подбирать прилагательные и глаголы к существительным; совершенствовать грамматический строй речи; развивать умение анализировать; делать выводы, развивать наблюдательность; видеть красоту природы в разных ее проявлениях и соблюдать правила  поведения на природе; воспитывать любовь и уважение к природе родного края; формировать умение работать в коллективе.

Старший и подготовительный возраст

Тема: «Обитатели пресного водоема»

    Цель: Продолжать знакомить детей с пресным водоемом как сообществом с разнообразием обитателей  пресного водоема

    Задачи: раскрыть и объяснить связи между членами сообщества пресного водоема. Дать представление о разных видах рыб, обитающих в водоемах, (окраска, где живут, чем питаются; расширить знания названий растительного и животного мира пресных водоемов края); умение рассказывать о них; знания правил поведения вблизи водоемов и соблюдения их: сформировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема; учить бережному отношению к водоемам; продолжать формировать умения видеть красоту родной природы; развивать коммуникативные навыки; развивать логическое мышление.

                                  Дидактическая игра «Цветочная поляна»

    Вязаное полотно зеленого цвета с закрепленными на нем магнитами; цветочки основных четырех цветов красного, желтого, синего цвета, ромашки.

Ранний и младший возраст

Цель: формировать представление о цвете, форме, развивать предметные действия (раскладывание рядами); расширение активного словаря детей.

Игровые действия: Посадить на цветочную полянку цветы

Средний возраст

Цель: формировать умение ориентироваться на листе «Цветочной полянке» (справа–слева, вверху–внизу, в середине, в углу); развивать мелкую моторику рук; познакомить с количественным  счетом в пределах пяти; формировать грамматический строй речи; умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (один цветок, два цветка, три цветка).

                Старший и подготовительный возраст

Цель: дать представление о значении растений в жизни человека; воспитывать интерес к природе, учить видеть ее красоту; уточнить знания детей о цветущих растениях (название, внешний вид); научить различать садовые и полевые цветы; развивать зрительное восприятие, внимание, память, связную речь, по просьбе взрослого могут рассказать о цветке; развивать интерес и бережное отношение к природе.

Дидактическая игра «Огород»

                  Полотно коричневого цвета, с пришитыми кнопками различной величины на      

             которые крепятся овощи; и кармашками куда помещаются овощи, которые растут  

             в земле.

Ранний и младший возраст

Цель: учить правильно называть овощи, описывать их цвет, форму, величину; закреплять знания основных цветов; учить различать предметы по цвету; развивать речь; способствовать сенсорному развитию и слуховому восприятию.  

Средний возраст

Цель: учить детей определять пространственное расположение предметов; уточнять знания детей об овощах, о месте произрастания, о пользе человека: продолжать учить различать овощи по внешнему виду; учить использовать обобщающие понятия «Овощи»; обогащать словарный запас детей за счет обозначения качеств; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

Старший и подготовительный возраст

Цель: развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать активность любознательность; совершенствование умений различать овощи, понимать и употреблять в речи обобщающие слова «Овощи»; уточнить качественные признаки овощей; употребление их в активной речи в правильной грамматической форме; продолжать учить согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже, продолжать учить правильному употреблению  предлога  «в»; закрепить у детей умение отгадывать загадки.

                      Дидактическая игра «Времена года»

Вязаное полотно голубого цвета с изображение на нем дерева, на которое крепятся листья, в зависимости от времени года (летом – зеленые, осенью желтые). На низ полотна прикрепляются вязаные полоски разных цветов (летом- зеленые, осенью желтые, зимой – белые). На липучки крепятся облачка, на пуговку – солнышко.

Ранняя и младшая группа

Цель: применение развития сенсорных  и умственных способностей

Задачи: развивать ловкость пальцев рук, способность захвата, удержания и последующего закрепления деталей; учить находить и правильно называть основные четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и их оттенки; развивать фантазию, развивать речевую активность, воспитывать усидчивость. 

Средний возраст

Цель: закрепить представление детей о признаках времен года, развивать внимание, память, логическое мышление.

Задачи: способствовать формированию интеллектуального развития детей через дидактическую игру, формировать у детей устойчивый интерес к получению знаний; развивать познавательные  и исследовательские способности детей; воспитывать доброжелательное отношение в процессе взаимодействия со сверстниками; воспитывать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность.

              Старший и подготовительный возраст

Цель: закреплять знания детей о временах года; их признаки, систематизировать представление детей  цикличности времен года; систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; закреплять пространственные представления детей ( вверху-внизу, справа-слева); развивать мышление; учить устанавливать причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, учить отгадывать загадки; развивать зрительное внимание и восприятие; развивать речь детей; развивать умение отвечать на вопрос полным предложением; создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.                           

                         

Игра «Цветные соты»

Вязаные шестиугольники четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Многофункциональность – возможность использования набора для плоскостного моделирования в качестве крупной мозайки.

    Использование пособия «Сокровищница» в образовательной деятельности позволило мне обогатить РППС, повысить познавательную активность детей и коммуникативные навыки и развить мелкую моторику.  

Поэтому, видя положительный результат, в работе с детьми я продолжу использование дидактического пособия «Сокровищница» и буду пополнять его новыми дидактическими играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедиа при работе с детьми дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1. Обобщить...

Использование психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Описание что такое психогимнастика. Пример игр и упражнений....

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...

Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...