Психологические и возрастные особенности поведения детей на дороге
консультация

Рачёва Ирина

Психологические и возрастные особенности поведения детей на дороге

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические и возрастные особенности поведения детей на дороге

Не за горами то время, когда ваши дети будут ходить без сопровождения взрослых. И именно сейчас важно научить их правильно переходить дорогу. Многие родители делают грубейшие ошибки.  Для того чтобы грамотно рассказать детям  о правилах дорожного движения необходимо знать психофизиологические особенности детей.

Улица и транспорт - это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценивать мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности.

Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адаптации поведения к условиям движения.

Внимание у детей непроизвольное, восприятие непосредственно. Ребенка интересуют только то, что эмоционально окрашено.Поэтому на дорогах его привлекают не те машины, которые несут опасность, а яркие и привлекательные.

У дошкольников органы зрения находятся на стадии формирования. Они часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение». Ребенок может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180°, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу. В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это, в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями, в особенности при езде на велосипеде. В 5 лет дети лучше ориентируются на расстоянии 5 метров - им трудно заметить и оценить обстановку, которая разворачивается на расстоянии более 5 метров. В 6-7 лет, благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера, у ребенка увеличиваются возможности отследить события в 10 метровой зоне. Надежная ориентация приобретается не раньше, чем в 7-летнем возрасте.

Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет — около 110 см, но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют забыть о возможной опасности.

Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую надо проявить ему сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решения и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребенку же требуется 3-4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого, надо иметь в виду, что шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Дети этого возраста не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, он может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для него гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

Восприятие безопасности дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием одновременности восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер машины, чем значительнее отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.

Таким образом, предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

-  неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

-  неспособность адекватно оценивать обстановку;

-  быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

-  преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

-  преобладание потребности в движении над осторожностью;

-  стремление подражать взрослым;

-  недостаток знаний об источниках опасности;

-  отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

-  переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

 

Каким образом родители могут помочь своим детям научиться безопасному поведению на дорогах? Прежде всего, родители должны являться для них примером – самим никогда не нарушать ПДД, объяснять детям поведение в различных дорожных ситуациях. Можно вместе читать книжки, использовать различные настольные и компьютерные игры по ПДД, которых немало появилось в магазинах. И главное – это практические занятия с детьми на улицах города, наблюдение за дорожными ситуациями, совместный переход проезжей части.

 

Вот несколько примеров, как правильно объяснять правила дорожного движения детям:

1.    Вначале найди безопасное место для перехода.

Комментарий: именно «найди»! Главное – не только «в установленном месте» (не всегда рядом есть «зебра» или знак), но место с хорошим обзором. Не у поворотов, из-за которых могут выскочить машины. Как можно дальше от стоящих машин и других помех обзора. В таком месте, где и водитель легко заранее может заметить пешехода.

2.    Остановись на тротуаре возле проезжей части дороги.

Комментарий: обязательно «стой!». Всегда нужна остановка, пауза для наблюдения и оценки обстановки. Никогда не выходите, не выбегайте «с ходу»!

3.    Осмотрись и прислушайся - нет ли машин.

Комментарий: «осмотрись» - значит с поворотом головы и вправо и влево. «Прислушайся» - значит выбрось из головы посторонние мысли и помни, что машина может быть СКРЫТА.

4. Если видишь приближающуюся машину, дай ей проехать. Снова посмотри по сторонам.

Комментарий: ВСЕГДА ДАЙ ПРОЕХАТЬ – потому, что если даже машина едет медленно, за ней может быть скрыта другая. Снова посмотри по сторонам – потому, что проехавшая машина может скрывать за собой встречную – и потому, что, пока проезжала одна, могли появиться другие.

5. Если поблизости нет машин – переходи дорогу по прямой.

Комментарий: нет поблизости – значит, нет приближающихся, проехавших, стоящих машин. НИЧТО НЕ МЕШАЕТ ОБЗОРУ И НЕ УГРОЖАЕТ.

6. Если что что-то мешает обзору и отойти сложно (например, на пешеходном переходе стоит неисправная машина), то, помни, что обзор ограничен, надо осторожно подойти к дороге и ОСТОРОЖНО ВЫГЛЯНУТЬ (в начале приостановившись), «что там за…?». Осматривать дорогу так, чтобы, если нужно, если едет машина, спокойно отойти назад.

7. При переходе продолжай внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдёшь дорогу.

Комментарий: смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка может измениться: машина, едущая прямо – повернуть и т.д.

 

Привитие навыков безопасного поведения детей на дороге – долг каждого родителя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения...

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения...

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения...

Буклет для родителей "Что надо знать родителям об особенностях поведения детей на дороге..."

Буклет разработан для родителей с целью: повышение компетентности в вопросах обучения детей безопасному поведению на дорогах города....

Психологические и возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенн...

Психологические особенности поведения детей на дороге

Улица и транспорт - это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенно...