Проект "Были они ленинградцы..."
проект (старшая группа)

Нестерова Ирина Анатольевна

Творческий проект к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от блокады

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 с углубленным изучением отдельных предметов»

Социально-познавательный творческий проект

К 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от блокады

Для детей старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей.

«Были они ленинградцы…»

Разработан и реализован:

Воспитателем 1 кв.категории

Нестеровой И.А.

Сергиев Посад, 2024 г.

Тип проекта: Социально-познавательный, творческий.          

Продолжительность проекта: три недели.

Участники   проекта: дети старшей группы, дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие физическое развитие.

Цель: познакомить детей с героической историей Ленинграда в годы блокады.

Задачи:

- дать детям знания о жизни блокадного города.

-формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны

-пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ,

его боевые заслуги.

-вызвать интерес к истории своей страны.

-приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.

-способствовать развитию познавательной активности, речи, расширять и активизировать    словарь детей: блокада, эвакуация, «дорога жизни», ветеран, монумент, мемориал …и т.п.

-развивать интерес детей к отображению в творческих работах своих впечатлений по проекту.

-познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.

-воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свой город.

Актуальность.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.

Предполагаемый результат.

-Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.

-Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.

-Повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве.

-Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.

-Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Организация и этапы проведения проекта

Этапы

Основные направления реализации

I. Подготовительный (организационный) этап.

Воспитатель:

-разработка содержания проекта, составление плана работы;

-подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет);  

-оснащение игровой среды атрибутами к сюжетно-ролевой игре на военную тематику.

-подбор материалов для НОД;

Родители и дети:

- рекомендовать родителям произведения для совместного чтения и просмотра с детьми по теме проекта.

- совместное детско-родительское творчество.

Воспитатель и родители:

- подбор материала в информационную папку «900 дней» для родителей.

- оформление папки-передвижки «Блокадных детей просветленные лица».

-оформление информационной газеты «Блокада Ленинграда»

- изготовление родителями совместно с детьми макета «Блокада Ленинграда».

Воспитатель и педагоги ДОУ:

- просмотр музыкально-литературной композиции «Были они ленинградцы…»

- консультация для педагогов ДОУ «Детям о войне»

- оформление инсталляции «Блокадный быт» для родителей и педагогов.

II.

Основной (деятельный) этап.

Воспитатель и дети

Познавательное развитие

Речевое развитие

Совместная и самостоятельная деятельность:

-просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде.

  • -рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ.
  • -рассматривание детской художественной литературы: Крестинский А.А. «Мальчики из блокады (Рассказы и повесть)»; Еремеев А.И. «В осажденном городе»; Миксон И.Л. «Жила-была» (повесть о Тане Савичевой); Н. Ходза «Дорога жизни» Н.Алексеевой "Дети Ленинграда.  

-рассматривание иллюстраций «Дорога жизни», «Пискарёвское мемориальное кладбище», «Дорога жизни», «Разорванное кольцо блокады» на фоне   прослушивание песен и музыки военных лет.

- проведение бесед об истории города на тему «Блокада Ленинграда», «Трудности осажденного города», «Дети Ленинграда». 

-дидактические игры: «Рода войск», «Служу России», «Моя Родина», «Подбери форму солдату и моряку», «Собери картинку» (разрезные картинки с изображением «Разорванное кольцо», «Цветок жизни»).

НОД Тема: «Путешествие во времени. Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ.

Задачи:

-знакомство с прошлым города Санкт-Петербурга, обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города — блокаде.

- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.

-пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.

-пробуждать нравственные качества личности.

-способствовать развитию памяти, логического мышления.

  • НОД Тема: «Дорога Жизни».  
  • Задачи: 
  • -расширить представления детей о блокадном городе. Познакомить с понятием «Дорога жизни».

-воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению, проникнуться героизмом людей, работавших на "Дороге жизни" и обеспечивающих её безопасность.

Совместная и самостоятельная деятельность:

НОД Тема: «Прорыв блокады Ленинграда. 1943. Художники: В. Серов, И. Серебряный.» Составление рассказов по картине. 

Задачи:

-учить детей рассматривать картину, испытывать эстетические чувства.

-учить отвечать на вопросы воспитателя, используя разные виды предложений.

-развивать наблюдательность, внимание, память, воображение.

Чтение художественной литературы:

Чтение и разучивание стихотворений Ю. Шмидта «Вечный огонь». «Пусть летят столетья, пусть летят года», «Наш город назывался Ленинградом.

Н. Ходза «Дорога жизни», Л. Кассиля «Главное войско», В. Карасевой «Маленькие ленинградцы» С.Баруздин «Шел по улице солдат»; С.Могилевская «Сказка о громком барабане»; Чтение хроники о блокаде В.К.Дмитриева «Была война, была блокада»; Н.Алексеевой "Дети Ленинграда" чтения стихотворений из сборника «о блокаде».

Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: «Герой- за Родину горой».

Художественно – эстетическое развитие

Совместная и самостоятельная деятельность:

-Рисование (коллективная работа) стенгазеты и листовок посвящённые к «Дню снятия блокады Ленинграда».

-прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду: Э.Хиль «Медаль за оборону Ленинграда», «Баллада о ледовой трассе»; В.Толкунова «Дети Ленинграда»; звучание метронома; Д. Шостакович «Ленинградская симфония»; Л.Шербенг,П. Крауберг «Эх,Ладога».

-конструирование (из крупных частей конструктора «Строитель»: здания, мосты, дороги. 

НОД Рисование. Тема «Дорога жизни».

Задачи:

-учить применять полученные ранее умения и навыки в рисовании людей, военной техники, зданий.

-развивать воображение, творчество.

-уточнить знание детей о блокаде Ленинграда.

-воспитывать чувство патриотизма.

  • НОД Рисование по замыслу Тема «Блокадная ласточка»
  • -развивать фантазию, творческую активность.
  • -закреплять технические умение и навыки рисования разными материалами.
  • -закреплять знания о блокаде Ленинграда,
  • показать свои знания о блокаде путем рисования.

-НОД Лепка тема: «Военная техника».

Задачи:

-закреплять разнообразные приемы лепки (из целого куска пластилина и по частям).

-развитие творческих способностей.

-активизация словаря по теме «военная техника».

Социально-коммуникативное развитие

Совместная и самостоятельная деятельность:

-рассматривание и обсуждение: плакаты на темы «Гражданская оборона», «Умей действовать при пожаре», «Защитные сооружения».

-беседа: «Опасные участки на пешеходной части улицы».

Физическое развитие

-игровое упражнение «Мы солдаты»

 Совершенствовать умение детей выполнять построение в колонну по двое, по трое, равнение в затылок. Учить выполнять размыкание в колонне на вытянутые руки вперед, повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

-подвижные игры: «Перейди на другой берег». Задачи: развивать основные движения – бег с препятствиями; развитие физических качеств – быстроты, ловкости.  

Военная эстафета «Разведчики и моряки».  

Задачи: упражнять в беге наперегонки; закреплять знания о военных профессиях (разведчик, моряк); активизировать в речи названия военной атрибутики «Снайперы» Задача: развивать меткость. «Передай снаряды» Задача: развивать ловкость, быстроту реакции, умение работать в команде.

III.Заключительный

этап.

Воспитатель-родитель-педагоги-дети

-выставка детских рисунков на тему «Блокада Ленинграда».

- показ музыкально-литературной композиции «Были они ленинградцы» родителям на родительском собрании и педагогам на педагогическом совете.

- проведение занятий педагогами других групп с использованием инсталляции «Блокадный быт»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация социально-познавательного творческого проекта К 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады «Были они ленинградцы…» Воспитатель: Нестерова И.А.

Слайд 2

Оформление стенда «Блокада» в холле для родителей и педагогов

Слайд 3

Иллюстрации по теме

Слайд 4

Музыкально-литературная композиция «Были они ленинградцы…»

Слайд 5

Музыкально-литературная композиция «Были они ленинградцы…»

Слайд 6

Просмотры музыкально-литературной композиции «Были они ленинградцы» (родители, педагоги)

Слайд 7

Инсталляция «Блокадный быт»

Слайд 8

Макет «Блокада Ленинграда»

Слайд 9

Папка-передвижка «Блокадных детей просветленные лица»

Слайд 10

«Прорыв блокады Ленинграда» Речевое развитие, ресурсный круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия ко Дню снятия блокады "Мы выстояли, ленинградцы!" для старшего дошкольного возраста.

Сценарий посвящен дню снятия блокады, в нем используются стихи, песни, инсценировки, танцевальные композиции, связанные с этой датой....

27 января 2014 года. Сценарий мероприятия, посвященного «Дню снятия Блокады» «Мы выстояли, ленинградцы!»

Память о защитниках города и жителях блокадного Ленинграда, погибших и умерших в годы блокады......

Подвиг ленинградцев

Продолжать знакомить детей с общенациональными праздниками страны. Расширить знания детей о героическом прошлом нашего города в годы Великой Отечественной войны. Формировать на примере жителей блокадн...

Праздник освобождения города от блокадного кольца "ЛЕНИНГРАДЦЫ"

Война, к сожалению, часть моей жизни. Тяжёлые годы выпали на моё детство. Я помню всё, но не люблю рассказывать. Но так как я являюсь педагогом, то считаю неправильным упускать возможность, откр...

«Как рассказать ребенку о блокаде и подвиге ленинградцев?»

Практические материалы для родителей и педагогов, пример литературных произведений для чтения детям, рассказы очевидцев о блокаде Ленинграда....

Презентация по познавательному развитию "Подвиг Ленинградцев" (подготовительная к школе группа)

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми...

Конспект открытого мероприятия "Подвиг Ленинградцев"

Открытое мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников....