Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.
статья

Тахмезова Алина Рауфовна

В современных реалиях отмечается  увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи, в связи с чем у специалистов образовательных учреждений возникает необходимость создания особой культуры и системы поддержки и сопровождения такой категории детей. Разрабатываются концепции и модели сопровождения, которые направлены на всестороннюю и комплексную помощь детям с речевыми нарушениями и их семьям. Благодаря четко выстроенной системе сопровождения, семьи детей с тяжелыми речевыми нарушениями активно вовлекаются в коррекционный процесс, что способствует положительной динамике развития и  более эффективному решению поставленных задач.В современных реалиях отмечается  увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи, в связи с чем у специалистов образовательных учреждений возникает необходимость создания особой культуры и системы поддержки и сопровождения такой категории детей. Разрабатываются концепции и модели сопровождения, которые направлены на всестороннюю и комплексную помощь детям с речевыми нарушениями и их семьям. Благодаря четко выстроенной системе сопровождения, семьи детей с тяжелыми речевыми нарушениями активно вовлекаются в коррекционный процесс, что способствует положительной динамике развития и  более эффективному решению поставленных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи

На сегодняшний день растет количество детей, имеющих тяжелые нарушения речи, которые имеют в анамнезе негрубые, нетяжелые поражения ЦНС, но  нарушают регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, развития ВПФ, оказывают влияние на состояние эмоционально-волевой сферы.

К биологическим причинам могут относиться токсикозы во время беременности, вредные привычки будущей мамы, родовые травмы новорожденных, черепно-мозговые травмы, различные перенесенные заболевания в раннем возрасте и т.д.  

К социальным причинам относят неблагополучное речевое и семейное окружение ребенка. Пережитые стрессы, условия социальной депривации, бытовая и педагогическая запущенность, которые  неблагоприятно влияют на речевое развития и сказываются еще на психическом развитии.

В категорию детей с тяжелыми нарушениями речи входят дети с:

-алалией

-афазией

-дизартрией

-ринолалией

-заиканием

Дети с тяжелыми нарушениями речи  трудно социализируются, так как тяжесть их речевого нарушения влияет на все сферы жизни в обществе, выстраивание коммуникации со сверстниками, взрослыми  и формирование их личности.

Данная категория детей нуждается в длительной коррекционно-логопедической работе и в психолого-педагогическом сопровождении таких семей.

Для семей, воспитывающих детей данной категории, характерны как общие черты детско-родительских отношений (стили семейного воспитания и типы родительского отношения), так и специфические, связанные с развитием речи у ребенка.

Существуют разработанные программы и модели психолого-педагогического сопровождения, целью которых является активное привлечение семьи в образовательное пространство (Подласый И.П., Ткачёва В.В., Зальцман Л.М. и др.) и включение родителей в процесс коррекции речи детей (Мастюкова Е.М., Стребелева Е.А., Шипицына Л.М. и др.).

Комплексное сопровождение семьи, в которой воспитывается ребенок дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, считается наиболее сложным видом оказания психолого-педагогической помощи.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. отмечают, что речевые расстройства не вызывают длительных эмоциональных переживаний у родителей. Однако выраженные нарушения речи являются заметным психотравмирующим фактором. Это обусловлено, тем, что речевой дефект носит многосторонний характер.

Для специалистов, которые работают с детьми с различными речевыми патологиями, очень важную роль приобретает тесное сотрудничество с родителями.

Для эффективного сопровождения необходимо знать особенности конкретной семьи, их трудности, отношение к ребёнку, его проблемам, сильным и слабым сторонам.

В теории сопровождения Е.И. Казаковой относительно развития детей дошкольного возраста утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: специалисты, педагоги, воспитатели, родители. Автор считает, что сам процесс сопровождения развития ребенка осуществляется на основе следующих принципов:

-рекомендательный характер советов сопровождающего;

-приоритет интересов сопровождаемого;

-непрерывность сопровождения;

-мультидисциплинарность сопровождения;

-стремление к автономности;

Эти принципы помогают осуществлять в процессе психолого-педагогического сопровождения:  организацию и планирование деятельности;

-диагностику (заполнение индивидуальных карт, наблюдения, беседы и.т.д.);  

-консультирование (индивидуальное и групповое);

-коррекционную работу (индивидуальную и групповую);

-коррекционно-педагогическое просвещение и образование,

-формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей

Формы работы специалистов с родителями выделяет Г.А. Мишина и другие авторы.

 Наиболее часто используются следующие формы:  

1.Консультативно – рекомендательная;

Консультирование родителей по результатам диагностики, ознакомление с основными закономерностями развития ребенка и его индивидуально-психическими особенностями, уровнем развития ВПФ, назначение дальнейших рекомендаций (вовлечение в процесс коррекции специалистов из смежных областей: психологов, дефектологов, инструкторов ЛФК)

2.Информационно – просветительская.

Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

Наглядные формы:

-информационные стенды, ширмы, буклеты  с практическими советами и рекомендациями от педагогов разных профилей.

Практические формы:

-организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров.

Важно повышать компетентность родителей в вопросах нарушения их ребенка, обучать правильной организации занятий дома, расширять их представления о методах и формах работы, которые могут помочь конкретному ребенку в выполнении поставленных задач: развитию лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, автоматизации поставленных звуков, развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия, повышение устойчивости и концентрации внимания.

Например, логопеды могут проводить мастер-класс по артикуляционной гимнастике, развитию фразовой речи посредством мнемотаблиц, знакомить с играми и упражнениями, направленными на закрепление полученных умений и навыков.

Дефектологи проводят мастер-классы и семинары по играм, способствующим развитию психических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи  

(мышления, памяти, внимания, восприятия), психологи обучают родителей конструктивному взаимодействию с их детьми, умению принимать особенности ребенка, понимать и ликвидировать негативные эмоциональные состояния (гнев, обиду, страхи).

На конференции приглашаются  психологи, врачи, дефектологи, где родители вовлекаются в дискуссии, высказывают свою точку зрения, становятся активными и заинтересованными участниками процесса.

Родительские собрания способствуют обмену мнениями, решению проблем, которые появляются в процессе воспитания и развития таких детей.

-участие в клубах, детских праздниках и утренниках, где каждый ребенок будет выполнять важную и значимую роль. Такие мероприятия помогают детям с особенностями и их семьям социализироваться и сплотиться  с семьями с похожими трудностями.

-индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком.

Родитель может присутствовать на занятии, чтобы наглядно понять и записать основные этапы работы педагога, т.к. такие занятия помогут ему быть вовлеченным и заинтересованным в положительной динамике, увидеть, какие конкретные задачи ставит специалист на каждом этапе, чтобы самому отрабатывать их и  закреплять определенные навыки и знания дома.

Таким образом, можно сделать вывод, что система работы в направлении психолого-педагогического сопровождения имеет очень большую ценность и значимость, т.к. позволяет грамотно, продуктивно и комплексно всем педагогам выстраивать партнерские  и доверительные отношения с родителями, чтобы оказывать эффективную помощь семьям детей с тяжелыми нарушениями речи.

Список литературы:

1.Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [Текст] Е.И. Казакова — СПб, 1998.

2.Разумова, Л. И. Коррекция нарушений речи у дошкольников [Текст] / под ред. Л. С. Сековец. - М.: АРКТИ, 2007. - 248 с

3.Филичева Т. Б. Основы логопедии / Под ред. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М., 2003. –240 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В данной статье описывается система работы дошкольной образовательной организации с родителями детей имеющих тяжелые нарушения речи от принятия проблемы до ее решения, особенности психолого-педагогиче...

ПРОЕКТ психолого-педагогического сотрудничества с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Цель проекта: Организация  сотрудничества, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция о...

Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.

Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Исправление речи требует сис...

ПАМЯТКА для родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.

Уважаемые родители!Если ваш ребёнок посещает группу компенсирующей направленности и или занимается с учителем-логопедом в частном порядке, знайте, что речь нельзя исправить за одно или даже за два зан...

Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи

Практические рекомендации по общению родителей и детей с ТНР в повседневной жизни....

Консультация для родителей «Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»

Даны рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, в целях повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей с нарушением речи....