Образная игра
статья (средняя группа)

Файласова Оксана Владимировна

Становление игровой деятельности в средней группе,

приемы руководства образной игрой.

 

В самом начале четвертого года жизни у ребенка возникает новый вид игры, который получил название игры образно-ролевой.

В образно-ролевой игре центральным моментом является исполнение какой-либо роли: человека, животного, даже изображение различных предметов. Ребенок выделяет специфические черты окружающих его вещей (в основном это главное, «ключевое» действие с предметом) и переносит их на себя, становясь то машиной, то паровозом.

Таким образом, образная игра – это игра, в которой ребенок выделяет в выбранном образе, определённое действие или специфическую позу, позволяющую удерживать воображаемый образ, и воспроизводит его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление игровой деятельности в средней группе,

приемы руководства образной игрой.

В самом начале четвертого года жизни у ребенка возникает новый вид игры, который получил название игры образно-ролевой.

В образно-ролевой игре центральным моментом является исполнение какой-либо роли: человека, животного, даже изображение различных предметов. Ребенок выделяет специфические черты окружающих его вещей (в основном это главное, «ключевое» действие с предметом) и переносит их на себя, становясь то машиной, то паровозом.

Таким образом, образная игра – это игра, в которой ребенок выделяет в выбранном образе, определённое действие или специфическую позу, позволяющую удерживать воображаемый образ, и воспроизводит его.

Выделяется 5этапов развития образной игры:

  • 1 этап — имитация

Ребенок начинает имитировать поведение животных, как правило, без сюжета в 2,5- 3,5 года. Просто сам факт перевоплощения для него очень важен. Я — бельчонок, я — собачка, я — кошечка.

  • 2 этап — первые сюжеты

Ребенок изображает животное, образ которого проигрывает в несложном сюжете в 3,5– 4 года. Важно войти в игру и дать прожить малышу свой образ. Чем больше образов берет на себя и проигрывает ребенок, тем это лучше для его развития.

  • 3 этап — полное погружение

Вход в образ и полноценное его проигрывание. Примерно в 4,5-5 лет. Может брать на себя образы растений и деревьев, машин и самолетов.

  • 4 этап — сказка наяву

Ребенок берет на себя образы сказочных персонажей, разыгрывает известные ему сюжеты и пытается сочинять свою сказку. Важно в этот момент помочь ребенку в развитии личных идей и не мешать ему, каким бы забавным и нереальным ни казался вам сюжет.

  • 5 этап — настоящие профессии

В возрасте 5-5,5 лет дети входят в образы людей: кассиров, диспетчеров, спасателей, врачей. И как раз здесь происходит переход в центральную игру дошкольника — сюжетно- ролевую!

В структуре образно-ролевой игры выделяют следующие компоненты:

роли, которые исполняют дети в процессе игры;

игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми;

отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Как же играют дети в средней группе?

Игры детей 4-5 лет несколько хаотичны, сюжеты и роли быстро сменяют друг друга. Дети обращают внимание не столько на предмет, сколько на партнёра, пытаются построить ролевые отношения.

Воображаемую ситуацию дети удерживают самостоятельно, сюжет состоит из 3-4 игровых действий. Дошкольники неплохо воспроизводят интонацию, мимику, жесты людей, подражают животным, пытаются использовать нормы этикета. Игровые объединения ещё неустойчивы, участники постоянно меняются.

В игровой деятельности ребенка 4-5 лет находит свое место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Лиса и Заяц»,«Кот, Петух и Лиса»), стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница», «Айболит» и др.

 В возрасте 5 лет у ребенка возникает интерес к смелым, отважным поступкам. Ему нравится драматизировать рассказы на эту тему.

Для полноценного развития образной игры в группе детского сада необходимо создать условия, позволяющие ребенку погрузиться в игру: 

- для  обогащения представлений об образах, принимаемых детьми в игре, в группе есть книги по различным тематикам с яркими красочными картинками, мультфильмы, энциклопедии и т.д.

- в группе должно быть достаточное количество материалов для образных игр детей:

- костюмы для переодевания, реквизит ( головные уборы - каски, короны, береты, веночки; различная обувь – ботинки, туфли и др.; аксессуары - кошельки, сумочки, дорожные сумки, чемоданы и др.; галстуки, бабочки, трости, жилеты, накидки, пиджаки и др.; волшебные палочки и др. атрибуты сказочных персонажей, людей различных профессий);

- в образовательной среде группы есть место, где расположены ткани различных размеров, расцветок и фактур, различные вспомогательные материалы – веревки,  крепежные материалы и т.д.

- в образовательной среде группы старшего дошкольного возраста представлены элементы костюмов, изготовленные детьми, для выражения выбранного образа в игре.

- в пространстве группы есть место или небольшое возвышение (сцена) для демонстрации детьми образов, принятых на себя в игре, имеется зеркало;

- все материалы удобно хранятся и доступны детям в течение всего времени. И конечно же важной составляющей для развития образной игры являются профессионально-игровые компетентности педагога, направленные на решение следующих задач:

Обогащение опыта и знаний о предметном мире, о труде взрослых.

Формирование игровых навыков и умений дошкольников.

Развитие речевого общения между детьми, в частности диалога.

Использование детьми предметов- заместителей.

Умение детей брать на себя роль, главную или второстепенную.

Развитие воображения, творчества детей.

Руководство образно-ролевой игрой дошкольников требует большого мастерства и педагогического такта. Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, творил.

Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее.

Приемы руководства образно-ролевой игрой могут быть прямые и косвенные.

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Приемы прямого руководства

Обучение способам игрового отражения действительности:

- включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта, решения образовательных задач);

- обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере (педагог –«образец для подражания»).

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

- вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня, пожалуйста);

- поощрение;

-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она есть не хочет);

- помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе, наверное, скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой).

Создание проблемной ситуации

Педагог – «благодарный зритель»

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерными для той или

иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Приемы косвенного руководства

планомерное обогащение жизненного опыта;

совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

При правильном руководстве образно-ролевой игрой дошкольников и создании

необходимых для ее развития условий у дошкольников могут сформироваться умения, чтобы в полной мере использовать образ-роль, как специфический способ построения игры:

- Прежде всего, ребенок сможет принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера, чтобы партнер понимал, что он не Петя, а шофер автобуса.

- Ролевое поведение в игре будет соответствовать игровому замыслу. Ролевое поведение здесь имеет 2 аспекта:

Первый – это умение выполнять специфические действия с предметами, например, доктор делает укол.

Второй – умение сопровождать игру ролевой речью, направленной на других людей (доктор узнает у пациента, что у него болит).

Таким образом, если дети в самостоятельной игре развертывают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника-можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированное занятие образовательной деятельности в ДОУ» социология (сюжетно-образная игра)

Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных  впечатлений. В раннем возрасте это один из ведущих видов деятельности, но чтобы дети играли...

Семинар-практикум "Жестово-образные игры с детьми раннего возраста"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 50 «МАЛЮТКА»              СЕ...

Методическая разработка по жестово-образной игре «Едем к бабушке в деревню»

Жестово-образная игра – это игра, которая строится на общении детей и взрослого с целью взаимодействия обмена информацией.  •Способствует развитию познавательной сферы, поскольку ...

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Образная игра"

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Образная игра"...

Консультация для родителей на тему: «Образная игра в жизни ребенка».

Данная консультация поможет родителям правильно организовать игровую деятельность с детьми....

Развивающая предметно-пространственная среда для образной игры

статья :Развивающая предметно-пространственная среда для  образной игры...

Образная игра "Кошка и котята"

Образная игра"Кошки и котята".В учебном материале  вы увидите, как дети с  помощью минимального количества атрибутов, превратились в котят. И вместе с мамой кошкой, продемонстриров...