Проектная деятельность "Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников".
проект

Сарафанникова Оксана Викторовна
Целью внедрения волонтерского движения в детском саду является-развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, а также становление самостоятельности, целеустремлённости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luchiki_dobra.2022-23-24_gg.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 242 Открытого акционерного общества

«Российские железные дороги».

Проект

«Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников».

«ЛУЧИКИ ДОБРА».

Старшая, подготовительная группы.

2022-2023 гг.

Проект подготовила: педагог Сарафанникова О.В.

Вид проекта: информационный, познавательно-социальный, творческий, практический.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Участники проекта: педагоги старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, родители (законные представители воспитанников, социальные партнёры, дети старшей, подготовительной групп.

Аннотация проекта

Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников.

 

Основная проблема:

 Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно -ценностные ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально - нравственной позиции, связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии.

Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость, внимательность, коммуникабельность, милосердие.

Актуальность проекта:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 

-Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. 

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. 

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Волонтёр - это синоним слова «доброволец».  Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет: 

- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы; 

- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде. 

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.

Практическая значимость:

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, коммуникабельность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.

Новизна проекта 

Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей.

Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством нравственного воспитания, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников

Цель: 

  • Внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада, направленного на развитие   духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.

Задачи:

  • Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
  • Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
  • Формировать   у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
  •  Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.   
  • Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.                                      
  • Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап.

 Сентябрь 2022 г.

  1. Практический, основной этап.

           Октябрь 2022 г. – май 2023 г.

  1. Заключительный этап.

 Май 2023 г.

План реализации проекта

Этап

Содержание этапа

I этап

подготовительный: сентябрь 2022 г.

Сентябрь

-определение цели и задач проекта;

-планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами;

-предварительная работа по сбору информации;

- анкетирование родителей;

-изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы других ДОУ

Работа с педагогами ДОУ

-разработка механизма внедрения технологии «волонтёрское движение»

-консультация для педагогов: «Что такое волонтёрство?»

-организация центра волонтёрского движения «Лучики добра»

-подготовка различных атрибутов для работы в центре волонтёрского движения (презентации, значки, эмблема, футболки, галстуки, смайлики)

Работа с родителями

-консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность»

Работа с детьми

-кастинг детей для вступления в ряды волонтёрского движения;

-знакомство детей с волонтёрами, с волонтёрской деятельностью.

-просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».

- чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи.

II этап

Практический, основной: октябрь- май 2022-2023 гг.

Октябрь

Работа с педагогами ДОУ

Работа с родителями

- акция «День пожилого человека»

-  размещение на сайте ДОУ информации  по созданию волонтёрского движения в детском саду

Работа с детьми

- торжественное мероприятие «Мы-волонтёры»

(принятие в ряды волонтерского движения «Лучики добра».)

- оформление стенда «Лучики добра»

- акция «День пожилого человека»  

-изготовление подарков пожилым людям детьми, совместно с родителями и педагогами

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- трудовой десант «Убираем листья»

Ноябрь 

Работа с педагогами и родителями

- выпуск и распространение буклетов «Волонтёр – это актуально»

 - акция «День матери»

- благотворительная акция «Твори добро»

Работа с детьми

- акция «День матери»

- изготовление подарков для мам

- беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома

- выставка рисунков «Как я помогаю маме»

-неделя добра – помогаем малышам

 - благотворительная акция «Твори добро»

Декабрь

Работа с педагогами

Работа с родителями

- оформление фотоальбома в рамках проекта «Наши добрые дела»

- акция «Встречаем рождество», мастер-класс по изготовлению куклы кувадки «Ангелочек».

Работа с детьми

- акция «Мешок Деда Мороза» - подарки для малышей

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- чтение детской художественной литературы о добре, о внимании и заботе о близких

Работа с социальными партнёрами

Приглашение в детский сад волонтёров-школьников. Совместная деятельность, презентации.

Январь

Работа с педагогами

Работа с родителями

- творческий марафон «Мы – волонтёры!»

- акция «Покормите птиц зимой!»

Работа с детьми

- помогаем малышам

- неделя добрых дел

- акция «Покормите птиц зимой!»

- квест-игра совместно с родителями «Дорогою добра»

- оформление стенда «Лучики добра» новыми рубриками

Февраль

Работа с педагогами

Работа с родителями

- неделя добрых дел

-акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся

Работа с детьми

-презентация промо-ролика «Мы - волонтёры»

-неделя добрых дел

- акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся

- чтение художественной литературы о добре и зле

- акция «Книжка заболела»

Работа с социальными партнёрами

- Публикация в СМИ о деятельности волонтёрского движения в детском саду

- Экскурсия в МБОУ СОШ, встреча с волонтёрами-школьниками

Март

Работа с педагогами Работа с родителями

-Неделя волонтёрства в ДОУ

- акция «Женщины планеты»

Работа с детьми

- игровая и театрализованная деятельность:

«Очень мамочку люблю», «Наши бабушки»

-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню 8 марта

-игры по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации

- оформление стенда «Лучики добра» новыми рубриками

- фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела»

- неделя добрых дел

Работа с социальными партнёрами

Экскурсия в  МЧС.

Апрель

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «День Земли»

- акция «Подари книгу детскому саду»

Работа с детьми

- акция «День Земли»

- трудовой десант «Убираем мусор»

- неделя добрых дел

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

- акция «Подари книгу детскому саду»

- репортаж «Мы – волонтёры»

Работа с социальными партнёрами

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (приглашение родителей, социальных партнёров)

Май

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «Георгиевская ленточка»

Работа с детьми

-акция «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам, подарки, экскурсия на мемориал

- акция «Посади цветок»

-неделя добрых дел

- акция «Игрушка на память»

- оформление стенда «Лучики добра», фотоотчёт

Работа с социальными партнёрами

- совместный выход на мемориал со школьниками

- публикации в СМИ, на сайте ДОУ о работе волонтёрского движения в рамках проекта

III этап

Заключительный, аналитический

май 2023 г.

- Анализ результатов работы по внедрению волонтёрского движения в ДОУ

 - На основе данных анализа разработка дальнейшего плана действий.

-  Распространение опыта через СМИ, интернет -ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.Создание в ДОУ волонтёрского движения с детьми старшей, подготовительной групп, направленного на развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, умение ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.

2.  Использование педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих у детей проявлению милосердия, доброты, толерантности, любви к природе, преодолению отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечение семьи к волонтёрскому движению в детском саду.

3. Формирование у детей предпосылок толерантного отношения к людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.                                      

4. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.

5. Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

6. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.

Предполагаемые продукты:

1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта:

а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Лучики добра»

2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в  

 педагогический процесс волонтёрского движения:

а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей милосердия, добра, заботы о людях, о природе;

б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;

г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие       задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации.

Перспективы распространения Проекта:

В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне, выход на федеральный уровень (педагогические сайты, конкурсы, форумы) – в качестве руководства по организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском  движении  в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей, которое дает огромные возможности для нравственного воспитания. Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте.

Возможности дальнейшего развития проекта:

Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.

Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы их устранения.

Риски

Механизмы устранения

Недостаточный уровень заинтересованности родителями проектом.

Повышение мотивации через включение в волонтёрскую деятельность родителей через различные мероприятия.

«Людям мы несем добро,

Свет улыбок и тепло.

Помогаем от души:

Мы уже не малыши!»

Список литературы:         

1.Амирова Р.И. «Волонтёрство как инновационная практика в России». //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы: Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81

2.Гришаева Н.П. «Анализ социальных проблем дошкольного воспитания»// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

3.Микляева В.Н. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

4.Хулин А. А. «Добровольчество как вид благотворительности» /

А.А. Хулин, Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностно-ориентационная деятельность как средство эффективной социализации дошкольника

В данной презентации затронута одна из основных задач ФГОС: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в...

Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.»

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации  дошкольников «А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А доб...

"Волонтерское движение в детском саду как средство эффективной социализации"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:- Ребенок овладевает основными культурными средств...

План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2021-2022учебный год

Направление работы: «Волонтерское движение в детском саду»План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2021-2022учебный год...

План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2022-2023 учебный год

Направление работы: «Волонтерское движение в детском саду»План по теме: «Детское волонтёрство, как средство эффективной социализации дошкольников» на 2022-2023 учебный год...

Волонтерское движение в ДОУ, как средство эффективной социализации дошкольников.

ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности своей и другого человека, к окружающей среде...