"Волонтерское движение в детском саду как средство эффективной социализации"
материал

Вдовина Татьяна Анатольевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад No 6 «КОЛОСОК» города Алатыря Чувашской республики

                                                     

 Номинация:

Воспитательные практики по реализации образовательной области

социально-коммуникативное развитие детей

 Тема воспитательной практики:

"Волонтерское движение в детском саду как средство эффективной социализации"

                                                                             Aghm1qDM2Is (1).jpg                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                      Автор: Вдовина Татьяна Анатольевна                                                                                                    

                                                                                                                      воспитатель

                                                Актуальность темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Волонтёр — это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому»«сам захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы

- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.

                                  Цель воспитательной практики :

 Создать в МБДОУ  "Детский сад №6" Колосок" "волонтерское движение"Колосок –добра росток" объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях проектах дошкольной организации.

                                Задачи воспитательной практики:

 1.Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.

 2 Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.

 3. Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

 4. Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.

 5. Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.

6. Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.                                                                                                                                  

                        Участники   воспитательной практики:

 дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги

       Оригинальная идея воспитательной практики   :                                                                                      

 Заключается  в организации  волонтёрского движения "Колосок - добра росток" в МБДОУ  "Детский сад №6" Колосок" г.Алатыря Чувашской Республики.
Нас заинтересовала технология «Дети-волонтеры», автором которой является Н.П. Гришаева. Мы провели ряд мероприятий и по изучению данной технологии. Изучив технологию, поняли, что с ее помощью можно эффективно развивать личностные качества у дошкольников, и прежде всего, коммуникативные. Определили ответственного в ДОУ, который координируют всю деятельность, организует работу волонтёров по различным направлениям, осуществляет планирование деятельности.


Участвуя в событиях, имеющих социальную значимость, воспитанники получают:

-возможность самореализации,

-осваивают опыт внутри социальных отношений,                                                                                                          

-Выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и в ближайшем социальном окружении.

В практику легко включаются и взрослые, и дети, что позволяет организовать дружественный социум на территории детского сада и ближайшего социального окружения для развития социально- коммуникативных навыков у дошкольников.  

       Ценностно-смысловое наполнение Воспитательной практики:

Выбор данной формы работы с дошкольниками обусловлен тем, что важными   особенностями волонтерского движения являются ненавязчивость и необычность, с помощью проектов ,мероприятий, акций можно содержательно и довольно быстро донести до большого количества людей нужную  информацию.

Значимость и ценность волонтерского движения для дошкольников состоит в том, что:

1) с помощью волонтерского движения формируется активная жизненная позиция: каждый человек может

понять, что от него зависит состояние окружающего мира, и даже ребенок способен

изменить в лучшую (худшую) сторону свое окружение.

2) участвуя в волонтерском движении, ребенок не просто механически запоминает правила

поведения в окружающем мире, а преобразовывает свои знания в опыт: открывает

для себя новое, делает выводы. У дошкольников развивается эмоциональная сфера,

формируются отношения и система ценностей.

3) в движении принимают участие все субъекты образовательного процесса (дети,

педагоги, родители, социальные партнеры.

4) в ходе подготовки акций, мероприятий ,проектов осуществляется принцип интеграции различных видов

деятельности, задач социального развития детей, содержания разных

образовательных областей.

Волонтёрство – это инициатива, это бесплатная помощь, в результате которой

.

Через участие в волонтерском движении, у дошкольников формируется их гражданская позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Описание основных этапов реализации Воспитательной практики:

Организация волонтерства осуществлялась в три этапа:

I этап - социально-психологическая подготовка волонтёров;

II этап - развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий;

III этап – определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения

                                                      I этап

На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».

Для возникновения волонтерского движения в детском саду стал просмотр мультипликационного фильма «Цветик - семицветик». У детей возник интерес к одному отрывку, там где девочка тратит единственный лепесток на желание - это помочь мальчику, который, не мог ходить. Вот тогда ко мне пришла идея о создании волонтёрского движения в детском саду. Начала работу в марте 2021 года. Я представила детям мультфильмы, презентации, в которых объяснялось, кто такие волонтёры, чем они занимаются, и какую работу они выполняют. У детей загорелись глаза, многие ребята выразили желание стать добровольцами – волонтёрами! Ведь мы будем помогать людям, нашим братьям меньшим, животным и птицам, беречь родную природу, быть примером для всех. Нести всем, только добро.

Так у нас в МБДОУ"Детский сад"№6"Колосок"г.Алатырь Чувашской Республики 2021 году зародилось волонтерское движение, "Колосок-добра росток"
Мы определили для себя цель: создание условий для развития навыков общения у дошкольников. И поставили задачи и цели.
Начиная со старшего дошкольного возраста воспитатели начинают знакомить детей с тем, кто такие волонтеры и в чем заключается их деятельность. Предложили детям попробовать себя в роли волонтеров. Дети приняли это с большим интересом. На одном из родительских собраний узнали мнение родителей о волонтерском движении и о возможности создания волонтерского отряда в детском саду. У родителей идея создания детского волонтерского отряда вызвала одобрение.
Был разработан план деятельности волонтерского отряда. Если в ходе реализации плана появляются инициативы, исходящие от детей, план корректируется.
Дети такие мотивы приняли охотно. Набралась группа детей, желающая быть волонтерами. Совместно с детьми и педагогами был придуман герб( логотип)
Чтобы дети участвовали в этом с интересом, внесли атрибутику (синие жилеты с логатипом волонтерского отряда );совместно приняли правила ,придумали девиз:

Наш девиз:

Наш девиз – не унывать,                                                                                                              Всем помочь не опоздать!                                                                                                     Делаем дела мы справно ,                                                                                            Волонтер – работа славная!                                                                                               Помогаю и тружусь,                                                                                                                                     Я работаю горжусь,                                                                                                                   Доброволец я умелый,                                                                                                           Очень сильный ,очень смелый.                                                                                        Помощь наша нужна всем.                                                                                                       Мы поможем без проблем.                                                                                                           Любое дело, лишь стоит начать.                                                                                                            Его мы выполним на" 5"

Наиболее высокая активность детей происходила в период разработки атрибутов волонтёрского движения. Девиз так же отражает сплоченность, выносливость, стойкость команды, ее решительные действия.

Создав группу волонтерского движения, определив уровень сформированности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, мной были определены следующие задачи:

- формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;

- формирование практических навыков участия в волонтерском движении;

- воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией;

- развитие коммуникативных навыков.

В процессе работы придерживалась таких принципов:

- добровольности;

- партнерства и сотрудничества;

- творчества и соавторства;

- развития и самореализации;

                               II этап –

На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.

Этот этап подразумевает реализацию программы волонтёрского движения. Это может быть одно мероприятие (выступление, концерт) или несколько, идущих друг за другом, событий

Перспективный план работы волонтерского отряда "Колосок-добра росток"

Дата

Содержание мероприятия

сентябрь

* Операция «Мусору – нет!».

 Цель: улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.

октябрь

*Акция «Поделись теплом души своей»

Поздравление ветеранов педагогического труда ко Дню воспитателя

*Праздничный концерт «От всей души»

Цель: формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению

ноябрь

*Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек) для «Дома ребенка».

  Цель: формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; сформировать у детей представление о взаимопомощи, о сострадании к чужой беде; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.

декабрь

*Акция «Зеленая елочка»

 Цель: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

январь

*Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

*Беседа «Мы – маленькие волонтеры».

Цель: формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность; воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

февраль

*Акция «Покормите птиц зимой!». Создание птичьей столовой на территории детского сада.

 Цель: вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

*Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!»

 Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

март

*Акция «Помоги малышу». Помощь в расчистке снега на участке малышам, собирание на прогулку, подклеивание книг, показ сказки  - драматизации.

  Цель: оказание шефской помощи.

апрель

*Акция «Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных приюта.

  Цель: помощь бездомным животным приюта.

*Акция «Береги первоцветы!»

 Цель: создать условия для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.

май

*Акция «С праздником, ветераны!». Изготовление подарков своими руками ветеранам ВОВ, ветеранам труда.

*Акция «Подари дерево».

 Цель: посадка деревьев и кустарников; воспитание бережного отношения к окружающей природе.

июнь

*Выставка рисунков «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!»

  Цель: формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

*Акция «Посади цветок!».

 Цель: оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность.

июль

* Выпуск и распространение листовок «Не оставайся в стороне!» о необходимости оказания посильной помощи нуждающимся.

 Цель: оказание помощи нуждающимся детям.

август

*Акция «Помоги собраться в школу!»

 Цель: оказание помощи в подготовке к новому учебному году детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

         

                                                      III этап –

На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.

Руководители волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, которые координируют всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.

Результаты воспитательной практики:

Ожидаемый результат Основной результат – создан отряд волонтёров «Колосок-добра росток"

 1. Апробирована система работы деятельности отряда волонтёров «Колосок- добра росток», направленная на успешную социализацию и повышение нравственных качеств личности дошкольника.

2. Разработан план мероприятий деятельности волонтёрского отряда «Колосок- добра росток».

3. Создана команда волонтёров, принимающих участие в работе волонтёрского отряда.

 4. Разработаны сценарные планы и сценарии мероприятий в рамках реализации проекта. 5. Заключены соглашения с социальными партнерами.

 Проводя сравнительный анализ на начальном и завершающих этапах, сделала вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. Некоторые ребята уже могут самостоятельно провести мастер - класс. А разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.

Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.

Результаты своей работы представляла перед педагогами своего образовательного учреждения.

Место Воспитательной практики в системе воспитания образовательной организации:

Волонтёрское движение "Колосок-добра росток"занимает ведущее место в нашей оброзовательной организации .

Детям нравится выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к делу. Дети получают внутреннее удовлетворение, чувство гордости за проделанную работу, не ждут материального вознаграждения.
Мы уверенны,что проделанная работа не пропадет бесследно. Мы постарались и будем стараться нашим маленьким зернышкам заложить духовно-нравственные ценности ,такие как человеколюбие,справедливость,воля,веро в добро и в будущем мы получим замечательные всходы в качестве высоко-нравственного поколения.

D6rZ-m-WBXo.jpg

                       "Посвящение в волонтёры"

jRZguvfMnmw.jpg                     

S-rwMIIcqdQ.jpg

 Акция "Белый цветок"-символ доброты, милосердия и благотворительности.

HyX1Q95ayRE.jpg

                                     Акция "Покормите птиц зимой"

Список источников:

Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.

Диссертация «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста».

Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н.П. // Учительская газета 1988. 30 июня.

Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.

Как воспитать настоящего человека //Педагогика, 1990 //Библиотека учителя.

Крюкова С.В.,Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М: Генезис 2002.

Калинина Р.Р Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.

Журнал Обруч 2012 № 2.

Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 201.

Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.

Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно - развивающая программа для детей 5 - 7 лет. М: Аркти 2004.

rSkZaBWxYIg.jpg

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление волонтерского движения в детском саду

Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Одной из форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников является волонтерское движени...

План по самообразованию «Волонтерское движение в детском саду»

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» Стремительные изменения происхо...

Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников

     2018 год был объявлен Годом добровольца и волонтёра. Об этом Президент РФ Владимир Владимирович Путин  (Указ «О проведении в Российской Федерации Года д...

«Волонтерское движение в детском саду, как средство развития духовно-нравственной личности дошкольников»

Волонтерская деятельность - это активные формы общения, взаимопомощи и самопомощи, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности. В результате своего труда ребенок получает не мат...

Проектная деятельность "Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников".

Целью внедрения волонтерского движения в детском саду является-развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, а также становление ...