Музыкально-дидактическая игра как универсальное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
статья

Нелина Александра Викторовна

В данной статье рассматриваются музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, с точки зрения их влияния на развитие музыкальной культуры детей посредством игры, как основного вида деятельности и способа познания ребенка дошкольного возраста. Также дана категоризация музыкально-дидактических игр в соответствии с поставленными педагогическими задачами, приведены примеры подобных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno.docx20.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактическая игра как универсальное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования художественно–эстетическое развитие является одной из основных образовательных областей, в котором особое место отводится музыкальному искусству.

Ни для кого не секрет, что через восприятие музыки ребенок глубже чувствует и осознает окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребенка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Слушая музыку, дети пляшут, играют, поют, подпевают. По мнению Г. А. Анисимовой музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра. Это школа жизни для ребенка, его естественное состояние. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок» [3].

Через музыкальную игру педагог способен создать условия для развития эмоционально-волевой сферы детей, вызывая положительные эмоции и побуждая детей к общению с прекрасным, прививая культурные ценности и интересы. Музыкальная игра является тем инструментом, с помощью которого дети осваивают основные музыкальные понятия и виды деятельности. Также с помощью музыкальной игры педагог способен разрушить эмоциональные барьеры, коммуникативные трудности, помочь детям перешагнуть через свои страхи и неуверенность в себе и включиться в музыкальную деятельность. При этом у ребенка формируется способность саморегуляции.

Большая роль среди игр для развития дошкольников отводится музыкально-дидактическим играм, объединяющим все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр состоит не только в приобретении специальных музыкальных знаний, они помогают в интересной для ребенка форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а потом и действовать с ними.

Музыкально-дидактическая игра, как и другие виды игр, имеет ряд задач, которые Г. А. Анисимова разделила следующим образом [1]:

1. Коррекционные:

- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движения и нормализация их темпа и ритма;

- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2. Оздоровительные:

- укрепление сердечно - сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

- развитие быстрой двигательной реакции.

3. Образовательные:

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование умственных умений и действий.

4. Воспитательные:

- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

- эстетическое отношение к окружающему;

- развитие чувств, эмоций высшего порядка.

5. Развивающие:

- познавательную активность;

- устойчивый интерес к действованию;

- саморегуляцию и самоконтроль;

- внимание, память, мышление;

- ориентировку в пространстве.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий.

Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Назначение дидактических игр - ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений.

Игра «Ножками затопали»(2-3 года)

Цель. Развивать длительность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал. Выделять в речи собственные имена существительные. Ход игры. Под песню «Ножками затопали» (сл. А. Барто, муз. М. Раухвергера) дети шагают по кругу на месте лицом друг к другу с флажками в руках. Ребенок, чье имя пропевается в песне, на окончании музыки поднимает флажок. Игра повторяется с другими детьми. (Музыка в детском саду. Вып. 2. М.: Музыка, 1966).

Ножками затопали,

Зашагали по полу.

 ………, не зевай,

 Руки поднимай!

Игра «Три медведя»(3-4 года)[2]

Цель: Учить детей различать высоту звуков.

Игровые пособия: Плоскостные изображения медведей: большого, среднего размера и маленького, по три на каждого ребенка, плоскостной дом.

Музыкальный материал: «Мишка», муз. А Раухвергера.

Ход игры.

1 вариант. Дети располагаются за столами. Им раздают изображения медведей. Когда произведение звучит в высоком регистре - выходят гулять медвежата(дети передвигают их перед собой по столу), когда в среднем - медведи побольше, а когда в низком –большие.

Последовательность регистровых звучаний варьируется. В конце игры отмечаются дети, более точно выполнявшие задание. Они поощряются.

2 вариант. Дети делятся на три команды: медвежата, медведицы и папы-медведи. Все располагаются в домике (плоскостное изображение). Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходят и передвигаются по залу папы-медведи, когда в среднем – медведицы, а когда в высоком – медвежата. Звучание неоднократно варьируется. По окончании папы-медведи ловят остальных, а те убегают в домик.

3 вариант проводится по типу игры «Чей кружок скорее соберется».

Игра «Платочек»(5-6 лет)

Цель:

 - различать контрастность музыкального произведения;

- обучать детей движениям, соответствующим музыке;

- развивать слух и плавность движений;

- научить слышать сильную долю;

-научить ориентироваться в пространстве.

Ход игры.

1. Дети стоят друг напротив друга линиями по равному количеству детей. У всех в руках платочки. Идут вперёд, взмах при встрече, идут назад.

2. При смене музыкального произведения образуют круг, передают платочек плавными движениями.

3. У детей различной цветовой гаммы платочки, чётное количество одного цвета. Музыка начинается, все двигаются по залу, взмахивая платочками на сильную долю музыки, как только музыка останавливается, платочки должны образовать свои круги по цвету.

Игра «Капельки» (6 – 7 лет)

Цель: развитие музыкального слуха, определение характера музыки.

Игровой материал: картинки в форме капелек, на которых изображена разная мимика.

Музыкальный материал:

  1. «Вальс» И.Штрауса.
  2. «К Элизе» Л. Бетховена,
  3. «Баркаролла» П. И. Чайковского

Ход игры.

Детям раздаются картинки с изображенными на них капельками воды с разной мимикой. Сначала они называют нарисованные эмоциональные состояния, находят между ними общие и отличительные черты. «Капельки» объединяются между собой по принципу похожести, противоположности. Затем, из предложенных музыкальных фрагментов выбираются те, которые наиболее подходят для описания каждой капельки. После этого педагог говорит детям, что все капельки живут на одном облаке и очень дружны между собой (звучит веселая, легкая музыка).

Далее дети внимательно следят за сменой характера произведения: когда изображение на капельке соответствует характеру музыки - дети танцуют, остальные сидят на облачке.

На каком бы уровне возрастного развития не находился ребенок, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях.

Вывод.Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Благодаря универсальным особенностям, музыкально-дидактические игры способствуют формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формируют творческую личность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...

«Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деяте...

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"...