Статья "Организация развивающей предметно - пространственной среды для детей младшего и старшего дошкольного возраста"
статья

Шаранова Ольга Николаевна

В статье представлен опыт работы  по профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx271.46 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Шарановой О.Н. на тему:

Организация развивающей предметно – пространственной среды для детей младшего и старшего дошкольного возраста

2 слайд Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

3 слайд Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются   основы личности ребенка, развиваются психические процессы. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность, инициативу. Детство без игры и вне игры не представляется возможным.

Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную и другие. Отсутствие или недостаток игры в жизни ребенка приводит к серьёзным проблемам, прежде всего, в социальном развитии детей.

4 слайд Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

В своем саду мы начали развивать навыки профориентации. Знакомим детей со спецификой различных профессий, а также интересуемся, кем они хотят стать, когда вырастут. Столь раннее начало профориентации ребенка заключается не в том, что малышу навязывают то, кем он должен стать, а в том, что бы познакомить его с различными видами труда, современными профессиями и дать первоначальные предпосылки к профориентации.  Чем больше дошкольники получают разнообразной информации, тем легче им будет сделать в будущем выбор, который определит их жизнь.

Перед нами встала задача по созданию комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, состоящего из: формирования развивающей предметно-пространственной среды, социального партнерства детей и взрослых.

5 слайд Основной нашей целью было создать развивающую среду прежде всего комфортной для каждого воспитанника с учетом значения, которое заложил в понятие «развитие» Л.С. Выготский. «Развитие - это расстояние от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать «зоне актуального» развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и «зоне ближайшего» развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребенка».

6 слайд Еще один аспект, который мы рассматривали при создании РППС по реализации программы ранней профориентации дошкольников, это уровень сформированности у наших воспитанников знаний о профессиональной деятельности людей нашего региона, города. 

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя РППС и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

7 слайд В нашем детском саду Педагогами в группах создана соответствующая развивающая предметно – пространственная среда, при проектировании которой мы учли следующие принципы: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности, которую мы каждый год пополняем и меняем в соответствии с возрастной категорией детей.

8 слайд Оформлены специальные центры по ознакомлению детей с трудом взрослых с игровыми модулями, с соответствующим наглядным материалом, дидактическими играми, сюжетно-ролевыми играми, картотекой познавательных видеороликов о современных профессиях, интерактивными играми, интеллектуальными картами. Использование интеллектуальных карт для ознакомления детей с трудом взрослых позволяет более точно рассмотреть все тонкости профессии, так как ребята непосредственно участвуют при их создании, или создают их самостоятельно как небольшими группами, так и самостоятельно.

В данных центрах дети упражняются в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, быть самостоятельными, учатся добиваться поставленных целей в своей самодеятельности.

Каждый центр представлен специальной развивающей предметно – пространственной средой, создающей условия для игрового сюжета.

«Центр профессий» знакомит детей с многообразием профессий, помогает представить ребятам, какими являются профессии настоящего, с какой отраслью связаны современные профессии, какими могу быть профессии будущего. В данном центре педагоги предлагают вниманию ребят книги с рассказами и стихами о профессиях, картотеки с пословицами, загадками, поговорками о профессиях и орудиях труда, фотоальбомы «Профессии моих родителей», «Профессии родного города», дидактические игры, интерактивные игры, которые позволяют познать особенности профессий, расширить представления детей о них: «Кто, чем занимается», «Угадай профессию по описанию», «Кто больше знает профессий», «Кому это нужно?», и др.

9 слайд Центр «Строители» и «Машиностроение», представлен определёнными профессиями – от строителя дома, до архитектора. Они оснащены строительным материалом, конструктором типа «Лего» малым и крупным, объемным, магнитным конструктором , игрушками для обыгрывания, строительными касками, жилетами, наборами инструментов, грузовым транспортом, транспортом специального назначения.

На своих мини заводах дошкольники создают макеты строений и улиц родного поселка. Развивается представление детей об окружающем мире, конструируемых объектах, значимости профессий архитекторов, строителей, машиностроителей.

10 слайд Центр «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного, доктора, полицейского, служб спасения. Центры в группах наполнены атрибутами одежды и принадлежностей для работы сотрудников полиции, пожарных, служб ЧС, служб скорой медицинской помощи, грузовые машины, машины специального назначения. Также в данном центре вниманию ребят педагоги предлагают дидактические и интерактивные игры: «Безопасность жизнедеятельности», «Правила дорожной безопасности», «Правила поведения в экстренных ситуациях», «Опасные и безопасные ситуации». Центр позволяет расширить представление детей о профессиях данного рода, об их необходимости.

11 слайд Центр «Фермерское хозяйство» важной целью которого, в летний период и период ранней осени, является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, расположенных рядом с игровыми участками на улице. В период поздней осени, зимы и ранней весны педагоги оформляют данный центр в группах ДОУ, наполняя его семенами собранными осенью для дальнейшей высадки их весной, инвентарем для ухода за комнатными растениями, инвентарем для экспериментирования различным наглядным и дидактическим материалом. В этом центре детьми совместно с педагогами проводятся различные опыты, эксперименты, по выращиванию рассады овощных культур, ребята учатся наблюдать, развиваются естественнонаучные знания и умения детей. Игровая деятельность в центре «Фермерское хозяйство» выстраивается с учётом традиций людей, живущих в Костромской области.(В следующий раз вы посмотрите занятие по знакомству с профессиями нашего города)

12 слайд Центр «Медиа» позволяет детям открывать себя в роли ведущих, журналистов, фотографов, корреспондентов, авторов книг, художников, актеров. Результатом деятельности, которых является съемка сюжетов, выпуск газет, создание интерактивных папок. РППС в данном центре наполнена муляжами микрофонов, видеокамер, телефонов, фотоаппаратов, мольбертами, наборами юного художника и писателя, ширмой, уголками ряжений, различными видами театра, музыкальными инструментами, портретами композиторов и писателей, картотеками дидактических игр, бесед и др.. В этом центре ознакомление детей с трудом взрослых строится с учетом современных образовательных технологий, с использованием ИКТ и является самым интересным для сегодняшних дошкольников.

13 слайд Центр «Банк» создаёт условия для знакомства с профессиями банка, умением считать, планировать, экономить. Центр оснащен: пластиковыми дисконтными и платежными картами, бумажными банкнотами и монетами для игры, кассовым аппаратом, Так же используются дидактические и интерактивные игры, для развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста: «Что важнее?», «Магазин», «Что продается в магазине?», «Давай положим в корзинку», «Все по полочкам», «Давай поменяемся?», «Нужные покупки», «Дорого-дешево», «Что откуда берется?».

14 слайд Игровая деятельность детей в условиях специальной РППС, позволила раскрыться им с другой стороны. Дошкольники стали более любознательны в сфере профориентации, стремятся к творческому отображению познанного материала, стали действовать исходя из своих интересов, стремятся к самоутверждению и самовыражению в сюжетно - ролевых играх, беседах. Дети с удовольствием пробуют себя в роли не только часто встречающихся профессий, но и современных профессий.

Правильно созданная РППС, является эффективным условием реализации задач по ранней профориентации детей, стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности ребенка, обеспечением развития возможностей детей, эмоционального благополучия, а так же позволяет углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия. Мы надеемся, что наши ребята не ошибутся в выборе будущей профессии.

15 слайд

А сейчас вы посмотрите сюжетно – ролевую игру «Путешествие на корабле»  в старшей группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему " Развивающая предметно-пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста".

quot;Развивающая предметно-пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста"....

Презентация "Развивающая предметно- пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста"

Презентация была представлена на районном смотре - конкурсе, проводимом среди воспитателей детей дошкольного возраста,...

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста

В статье речь идет о создании предметно-пространственной развивающей среды в группе для детей младшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется наличию игровых развивающих зон, ох оснащению, вл...

Развивающая предметно-пространственная среда для детей младших групп "Неделя сказок"

Фотографии предметно-развивающей среды группового помещения...

Развивающая предметно-пространственная среда для детей младших групп "Неделя сказок"

Фотоматериалы предметно-развивающей среды группового помещения...

Аналитическая справка об организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 20» 2021-2022 учебный год

Оценка качества образовательной деятельности педагога через организацию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенн...

Статья на тему: "Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в дошкольных группах в условиях внедрения ФГОС"

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к...