Технология поддержки детской инициативы
материал

Материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_kolleg.docx331.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Возовский детский сад " Светлячок" Поныровского района Курской области

План работы для педагогов

«Технологии поддержки детской инициативы»

ЭКРАН ВЫБОРА

«Экран (доска) выбора деятельности» — стенд, на котором обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор.

Всю группу условно делим на центры (зоны) активности, и определяем максимальное количество детей, которые могут одновременно там находиться. На утреннем круге обсуждаем, в каком центре чем можно сегодня заняться и предоставляем детям возможность сделать выбор. Это позволяет детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе группы, в планировании деятельности, предоставляет возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Ребёнок, проявляющий инициативу, самостоятельно находит себе занятие, организуя игру, занимаясь каким-либо видом творческой деятельности или находя себе «партнёра» по общению.

 Согласно дошкольной психологии, связана такая деятельность и с проявлением интереса, то есть познавательной активностью; развитием любознательности и изобретательности, что крайне важно в период дошкольного детства.

 Используя доску выбора, дети следуют определённым правилам, иногда сами их устанавливая. Количество занимающихся дошколят в каждом центре или уголке определено цифрой, стоящей за эмблемой центра. Для того, чтобы центр не был переполнен, время занятий в данном центре можно заранее обговорить или использовать для этого часы, песочные часы, звуковой сигнал, чтобы в этом центре могли поиграть или позаниматься и другие. На вечернем круге обсуждается деятельность в центрах, анализируется её результат.

 Важно учитывать, что «Доска выбора» действенна будет  лишь тогда, когда развивающая предметно-пространственная среда группы будет наполнена всем необходимым (многообразие материалов). Само использование данного пособия помогает организовать самостоятельную деятельность, дает возможность ребятам развить навыки самостоятельности, планирования своей деятельности, умения договариваться, быть значимым и верящим в себя и свой успех.

ДОМИК ЖЕЛАНИЙ

    Представляет собой стенд, рассчитанный на 5 детей. Можно сделать отдельно домик для девочек и домик для мальчиков.

Под фотографией ребёнка 5 цветных окошек, обозначающих дни недели с понедельника по пятницу. Дети планируют  свою  деятельность на неделю и вставляют карточку с картинкой в окошко.

Через неделю дети меняются. Так они учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, воспитываются волевые качества, умение договариваться, уступать, развиваются регуляторные способности.

В начале недели дети совместно с педагогом обсуждают, чем бы они хотели заниматься, в какие игры играть. Затем выбирают из готовой картотеки или рисуют карточки сами, соблюдая  определённые правила:

Правило №1. Выбирай только одну карточку на день!

 Правило № 2.  Не забывай исполнить желание!

Затем  распределяют, в какой день недели и в какое время в течение дня они будут реализовывать (выполнять) данные желания с учётом занятий, режимных процессов и погодных условий, вставляют в окошки.

Шаги реализации технологии.

1. Подготовка условий: изготовление самого стенда, карточек, фото детей, стикеров в виде звездочек, сердечек, смайликов.

2. Работа с детьми по овладению правилами: беседуем, приводим примеры, обсуждаем порядок действий.

3. Ежедневная работа с детьми, которая условно делится на «работу понедельника» и «ежедневную работу».

В понедельник дети  при активном участии взрослого помещают в окошечки Домика свои желания – чем бы они хотели заняться  в каждый из дней недели. Необходимо уделить внимание каждому ребенку. Именно поэтому и не стремимся сразу охватить всех детей.

Воспитатель побуждает детей проговаривать: в какую половину дня лучше это сделать, одному или в компании, какое оборудование понадобится, где всё будет происходить.

Далее в течение недели дети выполняют свои желания.

4. Рефлексивный момент (этап): в конце недели дети оценивают  свою деятельность. Очень важен положительный настрой. Ребёнок должен знать, что он успешен. Целесообразно использовать для отметки о выполнении запланированной деятельности поощрительные звездочки (сердечки, солнышки). 
  Задание считается завершенным, если оно выполнено самостоятельно, в указанный временной отрезок и в полном объеме. Звездочки, как отметка того, что сделано;  «Хвалим себя!» и вставляем в окошки.

Дети не только хвалят себя, но и оценивают, что особенно получилось, а над чем  надо поработать, чтоб было ещё лучше. 

    Таким образом, с помощью «Домика желаний»  дети могут заявить о своем желании, «спланировать» его реализацию во времени и пространстве, а педагоги осуществить и воплотить  детские мечты в жизнь, учитывая  желания и интересы  каждого ребёнка через разумную поддержку и сопровождение.

    Адвент- календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности формирование самостоятельности и повышение самооценки ребенка.

     Адвент-календарь – это календарь, состоящий карманов (коробочек, контейнеров) с вложенными в них заданиями. После выполнения всех заданий наступает день итогового мероприятия, праздника или сюрприза.

     Вы выбираете количество дней, которое будете отсчитывать до наступления события. Это может быть месяц, может быть неделя, а может и 3 дня.

Адвент-календарь может быть приурочен к любой теме, дате, проекту  и решать следующие педагогические задачи:

o   Учить планировать свою деятельность

o   Формировать способность выбирать виды и средства деятельности

o   воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса,

o   развивать любознательность, воображение, творческие способности

o   формировать умение договариваться со соверстниками и взрослыми

o   Учить отслеживать результаты деятельности

 

Основные свойства адвент – календаря:

• Наглядность

• Привлекательность

• Запоминаемость

• Творчество

Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс. Он может состоять из разных деталей – всё это зависит от фантазии, возраста и увлечений детей. Это могут быть конверты, мешочки, кармашки, контейнеры с написанными на них датами. В каждый такой кармашек вкладывается задание.

 

 Для малышей задания составляет педагог, учитывая тематику,  цели и задачи того мероприятия, к которому календарь приурочен. Ребята более старшего возраста могут участвовать во всех этапах создания такого календаря:

o   Решать, из каких элементов он будет составлен

o   Предлагать, из чего и как будут сделаны кармашки (коробочки, конверты) и непосредственно их изготавливать.

o   Придумывать задания и дела, которые необходимо выполнить.

o   Раскладывать карточки с заданиями.

o   И, конечно, ежедневно открывать соответствующий кармашек и выполнять задания.

 

Использование адвент-календаря в практике работы с дошкольниками прекрасно организовывает планомерную работу по освоению той или иной темы, реализации проекта, подготовки к праздникам. Дети становятся общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У ребят формируются умения слушать друг друга, уважительно относиться к мнению других детей. Развиваются регуляторные способности.

  ПЛАНИРОВАНИЕ "ПАУТИНКА"

      Позволяет обеспечить участие детей в планировании жизни группы и отследить результаты деятельности.

Совместное планирование дня или совместной деятельности начинается с утреннего группового сбора. Воспитанники вместе с воспитателем располагаются на ковре по кругу. Называют число, месяц, день недели.  Радуются встрече. Рассказывают, как они провели выходные дни или  о чем-то новом и интересном.

    Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе. Побуждает вносить свои предложения и по мере их поступления записывает в специальную тетрадь, либо составляет коллаж на ватмане или листе формата  А-3,А-4.

      Далее дошкольники вместе с воспитателем выбирают тему недели. Главный ориентир для педагога в этот момент – интересы детей. Чтобы определить уровень знаний воспитанников по выбранной теме и выяснить, что именно им интересно, воспитатель использует модель трех вопросов: «Что я знаю?»,  «Что бы я хотел узнать?», «Как я могу это узнать?».

     Важно, чтобы все дети участвовали в беседе и отвечали на вопросы. С помощью этой технологии воспитатель также помогает детям выбрать способы, как получить интересующую их информацию, и совместно с ними обсуждает возможные формы предстоящей работы.

     Воспитатель дословно записывает высказывания детей и под каждой фразой указывает их имена. Эта информация позволяет определить:

°       что дети уже знают и что хотят узнать;

°       какова направленность их интересов;

°       чем дети будут заниматься в ближайшее время;

°       каких результатов можно ожидать;

°       какие материалы понадобятся.

     Таким образом, в ходе утреннего группового сбора дошкольники самостоятельно выбирают интересную для них деятельность и способы, как они будут ее осуществлять, – чем будут заниматься. Участие в совместном обсуждении учит их не только делать выбор, но и дает возможность проявить фантазию, изобретательность, развивает коммуникативные навыки. Все воспитанники в этот момент вовлечены в образовательную ситуацию.

      После того как дети выбрали тему, воспитатель разворачивает перед ними  выбранный лист необходимого формата с разметкой, которую он нанес заранее, до утреннего сбора. По периметру листа – названия центров активности в группе. В середине листа педагог с детьми пишут тему и иллюстрирует ее рисунком или картинкой. От темы проводятся стрелки к названиям центров активности, которые будут «работать» на тематической неделе. Под названием каждого центра дети пишут, рисуют или приклеивают картинки, чем они планируют заниматься.  

 

    Выбранная тема «работает» в группе от недели до месяца. В течение этого времени воспитатель предлагает детям дополнять план-паутинку: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?». В конце утреннего сбора воспитатель вывешивает план-паутинку и модель трех вопросов на видном месте в группе. Здесь в течение тематической недели проходит каждый утренний сбор. Красочные планы-паутинки помогают детям самим проверить, все ли задуманное они выполнили. 

     Далее анализируют, что нового появилось сегодня в центрах активности. От того, насколько разнообразные материалы будут в центрах активности, зависит заинтересованность детей и самостоятельность их деятельности, а следовательно, и длительность изучения темы. Поэтому задача воспитателя на тематической неделе – подбирать разные книги, игры и игрушки, дидактический материал, которые помогут детям реализовать их идеи, будут соответствовать их интересам.

Вечерний  сбор (круг) – в конце дня, перед выходом детей на прогулку, воспитатель вместе с детьми кратко подводит итоги прожитого дня.

Воспитатель дает оценку положительным  действиям детей. Особое внимание обращает на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждает детей к дальнейшему их совершенствованию.

 

 ЛИНЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

    Технология «Линейный календарь» позволяет формировать у дошкольников представления о времени, развивать логическое и ассоциативное мышление, закреплять математические представления, вовлекать детей в планирование деятельности группы.           

Пример:

Каждый день недели обозначается схематически.

     Линейка недели разделена на семь квадратов, синим квадратом обозначается день недели, его расположение. Красным цветом на «линейке» недели обозначены праздничные и выходные дни.

      Под линейкой недели подписывается название дня, ниже -  число данного дня и еще ниже - строка событий.

      С детьми обговаривается обозначение дней символами:

§  день посещения группы  (можно придумать любой другой символ)

§   выходной - домик

§  памятные и праздничные даты обозначаются картинками с названием и изображением этого праздника.

§  дни рождения – фото именинника.

     Наклейки для особенных дней. В нижней строке помещаются символы, обозначающие важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий могут быть дни рождения, праздники или экскурсии. Рядом с наклейкой, обозначающей день рождения, пишется имя именинника.

    Иногда для наклеек можно использовать универсальные символы (например, елочка для Нового Года или пирог со свечками для дня рождения), но иногда содержание картинки надо будет определить вместе с детьми. Помните, что картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым событием имела смысл для ребенка. Например, о походе в кукольный театр детям скорее напомнит изображение конкретного сказочного персонажа, чем просто изображение куклы.

    Обычно такие наклейки могут быть прикреплены к календарю в начале месяца, но иногда приходится делать дополнительные наклейки, чтобы    обозначить незапланированные события.

     Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения, кто старше и насколько).

     День зачеркивается на «утреннем сборе» уже не воспитателем, а ребенком, который в этот день дежурит (дежурного по календарю удобно выбирать по его порядковому номеру в списке, цифре на шкафчике, на кроватке…)

     Календарь на текущий месяц размещается так, чтобы он был виден всем детям во время «утреннего сбора».

Работа с «Линейным календарем» в дошкольном возрасте:

 

-       проговаривают число и месяц (называя дату, используется порядковое числительное),

-       считают сколько дней они ходят в детский сад после выходных, сколько дней осталось до выходных, сколько дней осталось до конца недели, месяца, сколько недель в месяце, сколько дней мы будем отдыхать, отдыхали (особенно, если это длинные, праздничные дни),

-       дети смотрят, какая картинка изображена под числом - звездочка, картинка или фотография, обсуждают, какой сегодня день. В пятницу и понедельник обсуждают выходные дни. 

Когда месяц или время года закончится, календарь переносится в другое место, а на старое вешается календарь с новым месяцем.

 Если вы нашли такое место, куда можно поочерёдно вывесить все месяцы календаря, то к концу учебного года дети наглядно видят целый год с месяцами, праздниками и т.д. Линейный календарь можно использовать для планирования вместе с детьми. Для этого в строке событий, написать печатными буквами или схематично изобразить пункты плана.

 

  ПОСТЕР ДОСТИЖЕНИЙ

    Даже самые незначительные успехи ребенка нельзя оставлять незамеченными. Их стоит отметить, сделать общим достоянием. Это будет стимулировать детскую деятельность, способствовать развитию инициативности, самостоятельности, творчества.

  Один из практических приёмов, который поможет воспитателю отметить успехи каждого ребёнка - это постер-технология.

    Постер — это оформленный плакат, на котором размещаются картинки или фото, связанные одной  идеей.  Само  слово  постер  пришло  из полиграфии (от англ. Poster) – обозначает плакат или афишу рекламного характера.

    В детском саду он выполняет роль копилки достижений дошкольников в различных видах деятельности. Это метод оценивания реальных достижений, он правдив и объективен.

 

     На постере размещаются фото или условные обозначения достижений детей во время образовательной или самостоятельной деятельности.

     Главная цель — показать, на что способен ребенок на определенном этапе взросления.

   Основные задачи, решаемые с помощью постера:

·     поддерживать высокую образовательную мотивацию воспитанников и личностные достижения;

·     создавать атмосферу, в которой они смогут демонстрировать свои успехи;

·     выявить личностные способности каждого ребенка и отметить их;

·     поощрять детскую активность и самостоятельность;

·     расширять возможности обучения и самообучения;

·     развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

·     научить   детей   планировать  и    организовывать            собственную образовательную деятельность.

Следует отметить, что постер должен обладать тремя главными качествами:

– читаемость;

– наглядность;

- понятность.

      Постер достижений показывает педагогам и родителям, каких  личных успехов добился ребенок в дошкольном учреждении. Позволяет удовлетворить интерес родителей в данном вопросе, т.к. придя за ребенком в дошкольную образовательную организацию, взрослый увидит достижения ребенка.

    Ведение постера позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные   неповторимые проявления детей.

     Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить то     новое, что появилось в речи, движениях, поведении, играх, творчестве.     Можно делать записи на стикерах  и эти листки с записями крепить около фотографии каждого ребенка. Такие постеры личностных и творческих достижений ребенка могут быть индивидуальными, размещаться на шкафчике ребенка.

       Можно использовать общий групповой постер. Он представляет собой стенд, на котором размещены фотографии всех детей группы и кармашки для картинок с условным обозначением достижений.  Если вдруг какой-то картинки не хватает, можно просто написать достижение на стикере или сфотографировать ребёнка во время данной деятельности.

     Постер может содержать достижения за любой промежуток времени и по любой тематике (например: по итогам тематической недели, по результатам проектной деятельности).

     В конце периода (например, недели) рассматриваем с детьми  Постер достижений, рассуждаем, кто из них был более активным, чьи достижения нас особенно порадовали или были необычными; строим планы, каких успехов хотели бы достичь в дальнейшем. Можно придумать поощрение для наиболее активного ребёнка: медаль или переходящий кубок, статуэтку    Умницы-Совы и тому подобное.

     Очень важно создавать ситуацию успеха для менее активных, застенчивых детей. Задача воспитателя – так выстроить работу с Постером достижений, чтобы каждый ребёнок получал периодически приз и становился победителем.

      Постер-технология применима и во взаимодействии с родителями. Этот вид деятельности не только информирует родителей о достижениях ребенка в детском саду, но и позволяет дополнить его достижения информацией из своих жизненных наблюдений. Благодаря такой форме взаимодействия,       родители       чаще               обращают        внимание на информационный стенд (постер), задают  вопросы, принимают участие в мероприятиях детского сада.

Главным      результатом      процесса       оказывается       развитие детской инициативы и сотрудничество детей и взрослых как равноправных участников образовательных отношений.     

 

 ЗВЁЗДОЧКА НЕДЕЛИ

           Все дети в коллективе, как известно, разные. И каждый ребенок – личность, личность со своими уникальными, неповторимыми способностями и возможностями. Одни – лидеры, часто активны, берут на себя инициативу, их видно всегда. Другие – скромны, застенчивы, с низкой самооценкой, скорее готовы быть «в тени», чем взять на себя ведущие роли. Как увидеть каждого среди многих?

Одной из форм работы, направленной на развитие детской инициативы, а также осознание ребенком себя как личности стало создание стенда «Звездочка недели».

Создание стенда «Звездочка недели» помогает решить сразу несколько педагогических задач:

·                 повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность,

·                 развитие детской инициативы, творчества, самостоятельности,

·                 формирование успешности ребенка,

·                 вовлечение родителей в деятельность детского сада.

    Ребенок в группе становится «звездой» на одну неделю. Что это значит? Это значит, что все внимание всю неделю направлено на конкретного ребенка. Ребенку предоставляется возможность быть в центре событий, ощутить на себе интерес всех детей и педагогов, пройти испытание «вниманием» окружающих к своей личности. В дальнейшем через статус «Звезды» проходят все дети в группе.

    Для начала изготавливается стенд. Детям объявляется, что будем играть в «Звездочку недели» и, что «звездой» будет каждый. Выбор ребенка возможен по дате рождения, т.е. первые «Звездочки» - это те, у кого день рождение был на данной неделе. Можно сначала выбирать более активного ребенка, по его желанию, и чередовать с более скромным, тем, кто сам себя не предложит.

    На месяц вывешивается список детей с указанием номера недели, чтобы была возможность подготовиться и настроиться на «Звезду недели». И родители, и дети могут наглядно видеть, кто был уже звездой недели, а кому это еще предстоит.

    В группе создается уголок «Звездочки недели» - полочка, на которой размещаются любимые игрушки ребенка, поделки, любимые книги, альбомы, журналы, рисунки и т.п.

    Накануне, в пятницу, проводиться беседа (интервью) с  будущей «Звездой»: какая любимая игрушка, мультфильм, книга, цвет, с кем любит играть, кем хочет стать в будущем и т.п.

    В течение всей недели прежде всего этого ребенка спрашиваем, чем он хочет заниматься, его пожелания и предпочтения. Дети группы с пониманием относятся к этому, зная, что все будут в этой роли. Каждый день посвящен  определенной видам деятельности, в которой активное участие принимает ребенок.

   Понедельник Открывающий. Ребенок-«звезда»  в первый день недели   рассказывает о себе, своей семье, о том, что любит, чем  интересуется, где занимается дополнительно.

   Вторник Игровой. Ребенок приносит любимую игрушку или игру и рассказывает о ней. Играет в любимые игры, берет на себя (по желанию) роль ведущего.

   Среда Познавательно-развивающий. Делится впечатлениями от семейных поездок или путешествий, показывая фотографии.

Приносит книги, энциклопедии познавательного характера, предметы, коллекции.

организовывается исследовательская деятельность: проводятся опыты, наблюдения, где у ребёнка тоже ведущая ролью

    Четверг Художественно-творческий. Чтение любимых стихов, рассказов, сказок.  Показ драматизации - Выбор роли ребенком. Индивидуальные выставки творчества.

     Пятница Завершающий. В этот день подводим итоги  прошедшей недели, делимся впечатлениями о том, что узнали о «звезде», проводим  коммуникативные игры–пожелания, игры-благодарности. Дети делают подарки «звезде недели» с пожеланиями и добрыми словами на память.

 В конце года, когда все дети группы побывали в качестве «Звездочки»,  проводятся итоговые мероприятия.

 Например:

- Персональная выставка художественных работ.

- Выставка именных фотогазет.

- Концерт «Минута славы», составленный из  индивидуальных номеров детей.

- Видеоотчёт в виде слайд-шоу «Наши звезды».

      Технология «Звездочка недели» не оставляет равнодушными родителей. Они включаются в подготовку стенда, выставок, фотоэкспозиций, музыкальных номеров. Родители и больше общаются друг с другом, перенимая опыт.

     Таким образом достигается цель технологии «Звездочка недели» - научить детей радоваться собственным достижениям и уважать достижения окружающих.

     Чтобы попасть на стенд "Звёздочка недели" от ребенка требуется определенные усилия. С помощью данной технологии вырабатываются такие личностные качества, как ответственность, уверенность, познавательный интерес, творческие способности, умение взаимодействовать с окружающими, самоконтроль. Дети получают неоценимый опыт, который в дальнейшем им пригодиться при обучении в школе.

 

 

Используемая литература

Л.Логинова. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: методическое пособие/ Под ред. О.А. Шиян - М: Мозаика-Синтез ,2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

Технологии поддержки детской инициативы, индивидуализации и самостоятельности в ДОУ

Презентация наглядно рассказывает о  современных активных технологиях, используемых в ДОУ...

Статья. Технологии поддержки детской инициативы в ДОУ

Технологии поддержки детской инициативы в ДОУ...

Технологии поддержки детской инициативы и индивидуальности.

Картотека технологий, позволяющих педагогу развивать инициативность и индивидуализировать достижения  детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: Педагогические технологии -поддержки детской инициативы»

Проблема формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников очень актуальна. Период - от рождения до 5 лет является сензитивным для развития самостоятельности. Важно ребенка в этот период ...