Конспект открытого занятия по эксперементированию в старшей группе «Волшебник -невидимка».
материал

Екатерина Горячева

Конспект открытого занятия  по эксперементированию

в старшей группе «Волшебник -невидимка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temy_zanyatiy.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №3 г .Льгов».

Конспект открытого интегрированного

занятия в старшей группе по экспериментированию.

ТЕМА: «Волшебник-невидимка».

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад 3 г. Льгова:

Горячева Екатерина

Вячеславовна.

Льгов-2023 .

КОНСПЕКТ

открытого интегрированного

занятия в старшей группе по экспериментированию.

Тема: «Волшебник - невидимка».

Воспитатель: Горячева Е.В.

Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойством воздуха.

Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о воздухе.

С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.

Предварительная работа: Беседа «Живая и неживая природа», наблюдение на прогулке за ветром.

Оборудование: для каждого ребенкахалаты (фартуки), полиэтиленовые пакеты, деревянная шпажка (зубочистка), колпачки от фломастера, бутылочки пластмассовые, шарики, коктейльные трубочки, одноразовые прозрачные стаканы, баночки с желтой и зеленой крышками с запахами в них апельсина и сосны), лист бумаги, акварель, пипетки, подстановочные подносы, бумажные и влажные салфетки, клеенки для рисования.

Образовательная деятельность:

Воспитатель:

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом:

(ИГРА на общение) коммуникация

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель:

Один, два, три, четыре, пять,

Вы хотите поиграть?

Я открою Вам секреты,

Только надо знать при этом,

Что нельзя: громко кричать,

Друг другу мешать.

А надо: внимательно слушать,

На вопросы отвечать,

Друг другу помогать.

Воспитатель: Дети если вы угадаете мою загадку-то узнаете о чём будет наше сегодняшнее занятие, слушайте внимательно.

Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Невидимка он и все же

Без него мы жить не можем? (воздух)

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется кто знает?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: Правильно ребята.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила:

Нельзя: громко кричать,

Друг другу мешать.

А надо: внимательно слушать,

На вопросы отвечать,

Друг другу помогать.

И так, мои маленькие ученые-исследователи, нас ждут новые интересные открытия.

( На доске размещены 7 «воздушных шариков) по основным цветам радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

- Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.

А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки .

Воспитатель: я предлагаю вам поиграем в игру «Кому нужен воздух?» Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно правила игры.

Я называю слова, если ответ положительный вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете.

(Человек, собака,камень, береза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока).

Воспитатель: Так кому же мы узнали из игры нужен воздух?

Т.е. воздух нужен объектам живой природы.

Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию. Давайте отправимся в нашу лабораторию проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать.

Будем вместе развивать

Качество – внимательность,

А поможет все узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель:

Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.

Как вы думаете, в нашем помещении есть воздух? Да, иначе мы не могли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолетах есть воздух.

Мы его видим? Значит он – невидимка. Давайте убедимся, что он есть.

Опыт №1 «Как поймать воздух?»

Чтобы увидеть воздух, необходимо его поймать.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем? (он пуст).

- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Давайте привстанем, взмахнем и скажем: 1, 2, 3 – пакетик, «лови» и закрутим его. Пакет раздулся. Что внутри пакета? (воздух) Какого он цвета? (бесцветный, прозрачный, невидимый)

Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем наполнять воздухом, накачивать? (мяч, воздушный шар, автомобильная шина, спасательный круг, резиновая лодка)

Мы поймали воздух и заперли его в пакете.

Воспитатель: мы можем сделать вывод: воздух невидимка.

Воспитатель: А теперь ребята когда мы смогли поймать воздух ,я предлагаю вам его почувствовать.

Опыт №2 «Как почувствовать воздух?»

Мы воздух не видим, но можем его почувствовать.

Возьмите острую палочку и прокалите пакет. Поднесите пакет к лицу и нажмите на пакет. Что вы почувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер.

Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой)

Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку или в музыкальные инструменты, свистульки, губную гармошку)

Вывод: Ветер – это движение воздуха!

Воспитатель: Дети а как вы считаете а мы можем с вами услышать воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: правильно дети мы можем услышать воздух и для этого я предлагаю проделать следующий опыт.

Опыт №3 «Как услышать воздух?»

Звук возникает, когда происходит очень быстро движение воздуха вперед. Это называется колебание воздуха. Еще услышать воздух можно, если подуть в баночку или в бутылочку, колпачок от фломастера. Возьмите по бутылочке, колпачку и подуйте с краю.

Воспитатель: Что вы слышите? Звук, воздух.

А еще у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)!

Опыт №4 «Имеет ли воздух вес?»

Давайте, ребята, проверим это! У вас на столах есть стакан с водой и коктейльная трубочка. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдет.

Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки?

Воспитатель: Пузырьки, а как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Воспитатель: Это воздух выходит из нас, и в воде, превращается в пузырьки. Пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: воздух легкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.

Воспитатель: Ну что ж ребята прежде чем мы и дальше продолжим исследовать наш воздух ,давайте немного отдохнём и разомнёмся.

Физкультминутка:

Непоседа – ветер ( взмахи руками над головой)

Знает все на свете.

Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква-ква-ква,

Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому и левому уху) Шу-шу-шу.

Знает, как кричит ворона (машет руками, как крыльями) Кар-кар-кар.

Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му-му-му .

А теперь и мы всё знаем ,вместе дружно мы играем.

Воспитатель: Ну что дети мы с вами немного отдохнули и нам пора вернутся в нашу исследовательскую лабораторию ,что бы продолжить наши исследования. Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда проходим на свои места.

Воспитатель: И с помощью следующего опыта мы установим имеет ли воздух форму.

Опыт №5 «Имеет ли воздух форму?»

Что у меня в руках? (воздушные шары, круглой формы и надутая резиновая перчатка)

Что находится внутри этих предметов? (воздух)

Одинаковой формы эти предметы? (нет)

Вывод: воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Опыт №6 «Имеет ли воздух вкус?»

Давайте попробуем проглотить воздух. Узнаем, какой воздух на вкус.

Вывод: воздух не имеет вкуса!

Опыт №7 «Имеет ли воздух запах?»

Воспитатель: Дети как вы считаете ,имеет ли воздух запах?

Дети: нет.

Воспитатель: Собственного запаха у воздуха нет. Воздух только может переносить запахи. И сейчас вы в этом убедитесь.

У меня несколько баночек, в них что-то лежит. Закройте глаза, я поочерёдно открою баночки.

Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком).

Воспитатель: Дети как вы считаете а почему все баночки были с разными запахами?

Дети : Потому что в этих баночках лежали разные продукты которые различаются по своему вкусу и запаху.

Воспитатель: Дети а почему последняя баночка не чем не пахла?

Дети: В ней нечего не лежало.

Вывод : Правильно ребята, получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему передают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Например: Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами).

Возле костра? (дымом).

В столовой? (едой).

Вывод: воздух не имеет запаха.

Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемосхема)

1. Воздух невидимка;

2. Ветер – движение воздуха;

3. Воздух можно услышать;

4. Воздух не имеет веса;

5. Воздух не имеет формы;

6. Воздух не имеет вкуса;

7. Воздух не имеет запаха.

Итак, воздух нам нужен, чтобы дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом. Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами)

Заключительная часть занятия

Ребята, вам понравилось наше занятие? Так что же мы сегодня узнали о воздухе?

-Как мы можем обнаружить или поймать воздух? (Поймать его в пакет)- правильно.

- А как мы можем увидеть воздух? С помощью чего? (стакан с водой, трубочка, пузырьки)

- С помощью чего мы можем почувствовать запах в воздухе?(нос)

На этом наше занятии окончено. Спасибо вам большое. Вы все были большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по физической культуре для старшей группы " Волшебник Изумрудного города"

Развивать быстроту, ловкость, инициативу, выдержку; упражнять детей в разных видах ходьбы и бега, метания в цель, прыжки в высоту с места....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебник-невидимка» с использованием мнемотехники.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебник-невидимка» с использованием  мнемотехники.Воспитатель: Корниенко Татьяна СергеевнаМАДОУ детский сад №...

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка»

Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха....

Открытое занятие экспериментирование в старшей группе «Воздух-невидимка».

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом....

Открытое занятие экспериментирование в старшей группе «Воздух-невидимка».

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом....

Интегрированное занятие по эксперементированию в старшей группе "Волшебник - невидимка"

Эксперементальным методом познакомить детей со свойствами воздуха...