Методы и приёмы организации игровой деятельности дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Зайкина Елена Павловна
Методы и приёмы организации игровой деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы организации игровой деятельности дошкольников

(игровые технологии)

        В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовании. Целью модернизации дошкольного образования является воспитание успешной личности, самостоятельной, здоровой, активной, умеющей креативно мыслить. Одним из важных направлений политики развития ДОУ является формирование новой системы взаимодействия участников образовательного пространства, включающего специалистов ДОУ, родителей и детей. Несомненно, такое направление политики требует существенных изменений в построении образовательного процесса и профессиональной деятельности педагога.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Педагоги в своей практике применяют игровые технологии.

Игровые технологии в ходят в понятие педагогические технологии.

Педагогические технологии в дошкольном образовании – совокупность психолого – педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

В чем ценность?

  1. Создание условий для индивидуальных и дифференцированных заданий. (Работа с каждым ребенком в зоне ближайшего развития)
  2. Конкретизация современных подходов к оценке достижений дошкольников (что мы добились работая с каждым дошкольником? На что нам нужно обратить внимание, на развитие каких функций?).

В возрастной периодизации детей в свое время Даниил Борисович Эльконин сказал, что особая роль отведена ведущей деятельности, которая имеет для каждого возраста свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Поэтому наиболее актуальной  определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных организаций современных игровых технологий.

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Цель ФОП ДО – разностороннее развитие ребенка на основе духовно – нравственных ценностей и традиций.

Инструменты достижения цели ФОП ДО:

  1. Ценность жизни и человеческого достоинства.
  2. Права и свободы человека.
  3. Патриотизм, гражданственность, служение отечеству и ответственность за его судьбу.
  4. Высокие нравственные идеалы и крепкая семья.
  5. Созидательный труд.
  6. Приоритет духовного над материальным.
  7. Гуманизм, милосердие, справедливость.
  8. Взаимопомощь и взаимоуважение.
  9. Историческая память и преемственность поколений.
  10. Единство народов России.

Игра – основа основ дошкольного образования и основная деятельность ( ФОП ДО п.24.5 – 24.8).

Функции игры: обучающая, познавательная, развивающая, воспитательная, социокультурная, коммуникативная, эмоциогенная, развлекательная, диагностическая, и т.д.

ФОП диктует ключевые условия реализации:

  • признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие его таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; уважение к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;
  • учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития воспитанников – использование форм и методов, которые соответствуют возрастным особенностям детей, и видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития.

Фокус внимания смещен на субъективность: учет особенностей ребенка; ориентация на интересы и потребности; создание среды; индивидуализация; коррекция; социализация.

Личность ребенка выводится на первый план, и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме педагогических игр. Это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Отличие педагогической игры от обычных игр:

Цель – задачи – результат. Должны характеризоваться учебно – познавательной направленностью, но об этом наем только мы - взрослые. С детьми мы просто играем, детям не обозначается. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

        Новый документ ставит во главу воспитательного процесса индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а так же усиленной подготовкой ребенка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребенка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребенок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познает мир, отношения людей и объектов в это мире. Игру, в которой ребенок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно – обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Поэтому перед воспитателями стоит задача максимально использовать игровые методы и приемы в форме различных педагогических игр. В отличие от игр, вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно - познавательный результат.

        Метод – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

        Игровым методами классификации методов отводится значительное место. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребенку взрослым. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы в сотрудничестве со взрослым.

Игровые моменты проникают во все сферы деятельности: труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Игровое обучение опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Наша задача создать ситуацию успеха, тогда развитие ребенка будет идти в полной мере, тогда будут выполнять цели и задачи поставленные нами. Роль педагога создание и организация предметно – пространственной среды для осуществления педагогической деятельности.

Виды педагогических игр

По виду деятельности: двигательные, интеллектуальные, психологические и т.д.

По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от ее хода.

По содержанию: музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.

По игровому оборудованию: настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно – ролевые, режиссерские и т.д.

Игровые методы:

  1. Дидактические игры

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, социально – нравственному развитию ребенка – дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать.

Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал – средство. Результат -успешное выполнение дидактического задания. Если ребенку интересно и нравится, задания выполнены, мы добились своей цели.

При организации работы по развитию познавательной активности с помощью развивающих игр, необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей. Познавательное развитие – стержень в развивающих играх и интегрируется с другими образовательными областями (речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно -эстетическое и физическое).

Требование к выбору игры:

Выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые.

Предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий.

Объяснение игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре.

Игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиями к предметно – игровой среде.

Организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

Развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности.

Окончание игры – анализ результатов долен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни. Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

        Если ребенку что -то понравилось в детском саду он делает это дома. Применяет  правила и повторяет движения, рассказывает домашним об этой игре, привлекает их к повторению дома,  значит педагог достиг своей цели.

  1. Сюжетно – ролевые игры

Сюжетно – ролевые игры являются средством всестороннего развития ребенка. Это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, замысел, сюжет, содержание и роль.

  1. Театрализованные игры

Театрально -игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к театру, формирует диалогическую, эмоционально – насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребенка.

  1. Народные игры

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

  1. Подвижные игры

Подвижные игры с правилами, как занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность, внимание при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка.

  1. Игры драматизации

Игра – драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно – ролевой деятельности тем, что создается по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте. При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову.

  1. Настольно -печатные игры

        Один из самых наиболее методически востребованный вид деятельности в ДОУ. Разновидность основной деятельности дошкольников, направленная на аналитический подходов решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия.

        Настольно -печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по содержанию и видам «лото», «домино», «лабиринт»,«парные картинки», «разрезные картинки», «пазлы», «кубики». С помощью настольно -печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Визуализация – один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как: сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомление с миром вещей и природой и т.п. (бродилки с фишками и игральным кубиком, пазлы, наборы лото, домино, кубики, мозаика).

8. Компьютерные игры и игры с ТСО:

Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации. В ДОУ используются следующие технические средства (ТСО): ноутбук, музыкальный центр, телевизор, мультимедийный проектор и др.

Каждый метод состоит из приемов, которые являются его элементом, составной частью, отдельным действием реализации.

Наиболее часто встречаемые игровые приемы:

  1. Приход или встреча сказочного героя.
  2. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости.
  3. Получение письма или посылки с просьбой о помощи.
  4. По сюжету сказки (чтение литературного произведения и решение образовательных задач).
  5. Внесение волшебного предмета (клубок ниток, ящик, волшебная палочка).
  6. Использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.

        Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. При этом воспитатель использует дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно – следственные связи, делать умозаключения.

        Игровые технологии направлены а развитие восприятия, также направлены и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но  этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая также, как и внимание, постепенно становится произвольной.

        В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького, человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности дошкольников, как метод социально- личностного развития ребёнка.

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Этот процесс очень сложный, требует от педагога большого труда. Понятие социально-лично...

Организация игровой деятельности дошкольников, как метод социально-личностного развития ребенка (из опыта работы).

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплиниро...

Рекомендации для воспитателей по теме: "Методы и приёмы организации театрализованной деятельности." Средний возраст.

Работа предназначена скорее  для молодых  педагогов детских садов .В ней прописаны  методы и приемы,которые смогут помочь воспитателяи организовать театральную деятельность в группе. Да...

Организация игровой деятельности дошкольников как метод социально-личностного развития ребенка

Игра-это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Любая игра ...

Статья " Работа детей дошкольного возраста в паре: методы и приёмы организации совместной деятельности детей"

Статья рассказывает о методах и приемах организации совместной деятельности детей....