Диссеминирую свой педагогический опыт профессиональному сообществу на разных уровнях. Участвую в сетевых профессиональных сообществах, принимаю активное участие в проектировании и реализации инициатив ДОУ через взаимодействие с сотрудниками ДОУ
материал

Елена Владимировна Ковальчук

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Рисование песком».

Подготовила Ковальчук Елена Владимировна, воспитатель

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком.

Задачи: научить особенностям техники рисования песком; повысить уровень профессиональной компетенции педагогов;

 Материалы: световые столы, кварцевый песок, набор различных  предметов для рисования и игр на песке.

ТСО: компьютер, проектор, презентация «Рисуем на песке»

План мастер-класса:

  1. Презентация «Рисуем на песке» 
  2. Практика: мастер-класс -  способы рисования, «Девочка», «Дерево», «Море», личная фантазия
  3. Место техники рисования песком в других НОД

  1. Презентация «Рисуем на песке»

В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка, единой горсти – бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк

Все новое - хорошо забытое старое…

Хотя искусства песочной фантазии очень молодое, однако, художественное, медитативное, целительное и религиозное общение человека с песком уходит корнями в древность, а стало быть имеет глубокий смысл.

Еще до наскальной живописи люди начали рисовать на песке. На том полотне, которое было им ближе всего, инструментом, который всегда под рукой – пальцы, веточки, палочки.

Пример тому - древнее искусство магии индейцев «Навахо», наносивших на песок рисунок со священными письменами.

Более чем 1300 лет назад в Японии зародилось искусство «Бонсэки», заключающееся в изображении морских или горных пейзажей на черном лакированном подносе с помощью белого кварца крупного, среднего и мелкого помола.

В арабских странах с древности люди видели красоту и реализовывали свой творческий потенциал в создании бутылок с цветным песком. И сегодня эти изысканные сувениры – любимые подарки для туристов.
Используют возможности песка скульпторы. Так возможно создание «песочных скульптур», непрочных, недолговечных, теряющих свою форму под воздействием воды, ветра и главного судьи – времени.

Откуда это пришло…

Sandart.  Дословно, это «искусство песка». Принято говорить, «рисование песком в затемненном помещении на подсвеченной снизу поверхности специального стола». Мультфильмы и картины Sandart создаются в реальном времени, сменяя одна другую. В этом и состоит необыкновенное свойство песочной анимации. Лёгкий порошок — обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, или что-то другое — тонкими слоями наносится на стекло; с помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран. Обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться кисточки. 

Рисование песком – это сравнительно молодой и перспективный вид искусства, который появился примерно в 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении считают американку Кэролайн Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный мультипликационный фильм «Петя и Волк» по симфонической сказке Сергея Прокофьева. Фильм был сделан в совершенно незнакомой до той поры технике. Молодая художница рассыпала по стеклу чёрный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Её технику использовали многие аниматоры, в том числе венгр Ференц Цако (Ferenc Cak). Вот как раз его удачный опыт и лег в основу нового вида искусства – рисования песком.  Зародившись на Западе (Sand Art / Sand Animation / Sand Fantasy) песочная мультипликация пришла в Россию несколько лет назад. 

Как это ощущается…

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение. 
Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и припудренность линий создают волшебство. Рисование песком - способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи. Здесь нет канонов, здесь невозможно ошибиться…  Нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзажи и портреты, натюрморты и абстракции. Главное – дать волю воображению и не бояться экспериментировать.

Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование. 

Детям особенно нравится рисовать песком. Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут.

Зачем следует научиться рисовать песком:

  1. Минимум расходных материалов. Чтобы попробовать себя в песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Вместо песка можно применять иную  сыпучую субстанцию, например, подойдет манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.
    2. 
    Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает  в следующий.
    3. Борьба со стрессогенными факторами. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций. Рисуя песком, человек все больше уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему определенную возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть, привести в порядок свои мысли и чувства.

Попробовать самостоятельно обучиться технике рисования песком можно по русскому переводу книги немецкого психолога Мариеллы Зейц (Marielle Seitz) «Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации». Издание  знакомит читателей   с различными методиками рисования на песке, которые открывают широкие возможности для развития творческих возможностей как детей, так и взрослых.

  1. Практическая часть

Технические советы по рисованию песком:

Материалы Для рисования песком можно использовать  все виды песка :кварцевый, вулканический, речной т.д. кроме карьерного так.как он самый пыльный и состоит  из «лохматых» фракций-песчинок. Песок можно приобрести в зоомагазинах (песок для шиншил), в магазинах для творчества и в аптеке. Главное чтобы песок был чистым (его промывают, кварцуют, просеивают). Самым лучшим считается песок кварцевый – именно он струится в песочных часах, из него делают высококачественное стекло. Кварцевый песок имеет бархатистое свойство поэтому рисунки из него выглядят лучше. Можно использовать любой сыпучий материал : мука, соль, молотый кофе, манка и т.д. Но с этим материалом лучше работать на маленьких подносах или коробах с синим или зеленым дном. Так как принцип рисования  ими отличается. (На световом столе создается эффект света и тени.)

 Особенности техники изображения; В процессе рисования песком работают все участки руки. Приемы рисования делятся на рисование:

1.Кулаком

2.Ладонью

3.Ребром большого пальца

4.Щепотью

5.Мизинцами

6.Одновременное использование нескольких пальцев

7.Симметрично двумя руками.

8.Отсечение лишнего

9.Насыпание  из кулачка

Также для занятий и упражнений с детьми допустимо  использование различных подручных средств для рисования и дополнения рисунка. (кисточки, шпателя, линейки, флакончики).

Основное правило рисования на песке - чистые руки и чистый нос. После рисования руки очистить сметая песок поочередно с каждой кисти и обязательно промыть водой с мылом.

Демонстрация  приемов рисования;

 1. Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулаки и рассыпает его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов. Мы изобразим смайлик.

Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Наш смайлик мы превратим в девочку(используем прием рисования несколькими пальцами  обеих рук и прием симметричного рисования). Вот так мы нарисовали портрет. Теперь отсекаем ненужный песок.

2.Теперь учимся рисовать дерево. Снова приготовим фон для нашего рисунка. Ствол нарисуем поверхностью большого пальца, постепенно переходя на его кончик ,на макушке  уже работает ноготь. Ствол может разделиться на две части. Дорисуем веточки кончиком пальцев. Крону можно нарисовать двумя способами: просто «присаливая» по веточкам, а можно оформить листиками «топая» всеми  пальчиками обеих рук. Можно изобразить плоды – расчищая круг указательным пальцем. Теперь отсекаем ненужный песок вокруг дерева оставляя его лищ на линии земли. Продолжим рисовать пейзаж. Добавим солнце насыпая песок струйкой из кулачка. Кулачок приподнимаем выше, добиваясь  эффекта рассыпания песка по кругу – ореол солнца. Теперь наберем песок в щепотку и изобразим птичек. Дальше дополняем рисунок травой и цветами, можно добавить бабочек. Простора для творчества много.

3.Нарисуем морской сюжет. Предыдущую картину удалять совсем не обязательно. Достаточно провести по стеклу всеми пальчиками изображая горизонтальные волны. Теперь рисуем морских обитателей. Детям очень нравится рисовать осьминожку. Кулачком нарисуем ровный круг среднего размера. Можно нарисовать лицо с улыбкой (как смайлик). Теперь указательным пальцем или всеми пальцами рисуем лапки. На лапках есть присоски, их мы изобразим кончиком указательного пальца. Дальше можно нарисовать все что душе угодно: водоросли используя обе руки. Можно нарисовать сундук с сокровищами или аквалангиста.

  1.  Использование приемов рисования на песке в других НОД.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе разных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка.

«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».

Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии, говорил: «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

В занятиях  на световых столах можно использовать здоровьесберегающие технологии. Ведь детям нравится играть, рисовать. А если дыхательная, глазная  или пальчиковая гимнастика будет проходить в такой необычной форме – в виде рисования на песке, любой ребенок это оценит.

Примеры игр с использованием световых столов:

 Игра «Нарисуй сказку». Воспитатель просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее воспитатель предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т.д. Так можно «нарисовать» чудесные волшебные сказки, поучительные и просто забавные рассказы.

 Игра «Звуки на песке». Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Ход игры: воспитатель рисует на песке любой предмет на заданную букву, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.

 «Сотри лишнее». Хорошая тренировка логического мышления, направленная также и на развитие речи ребенка. Воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).

 «Сад камней». Дети очень любят играть в песке со всевозможными камушками, ракушками и другим подручным материалом. Игру обычно начинаю так: предлагаю общую тему для творчества, например, «море». Дети с удовольствием выкладывают камнями фигурки рыб, волны, кораблики, попутно рассказывая свои «морские» истории. Кто-то делится воспоминаниями о морском купании, кто-то играет «в пиратов», устраивая настоящие кораблекрушения. Так, в процессе увлекательной игры, одновременно происходит развитие речи, творческого воображения, мелкой моторики.

 

«Мой мир». В этой игре песок служит не столько материалом, сколько фоном для оформления детских фантазий. Детям предлагается создать свой город на песке, используя множество подручных средств (цветные пуговицы, маленькие игрушки, бусины, искусственные цветы, ракушки и т.д.). У каждого получается свой неповторимый мир. Дети с увлечением рассказывают о том, как устроены песчаные города, какие там цветут растения, какие люди или звери живут в этом мире.

 

Рефлексия

Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания.

Спасибо за внимание!

 Список литературы

1.Мариелла Зейц . Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный пере-вод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил.Редактор русского издания И.А.Качанова

2. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2005. — 340 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.6. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

Осуществляю тесное взаимодействие с родителями воспитанников, которые являются активными участниками волонтерских проектов:акция #СемейноеДеревоКатюши приурочено к всемирному Дню кедра. На территории ...

2.5. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами.

2.5. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами.Проект в рамках сотрудничества с МАОУ "Средняя школа №5" в подготовительной...

2.6. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

2.6. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Мы идем в детский сад&raq...

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями воспитанников

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями воспитанников...

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнёрами ОО

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнёрами ОО...

Диссеминирую свой педагогический опыт профессиональному сообществу на разных уровнях.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30756638","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30756639","attributes":{"alt":"","class"...