Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему "Использование нетрадиционных музыкальных инструментов, как средство креативности. Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов"
материал

Ренёва Ирина Павловна

Анализируя результаты своей работы по творческому развитию дошкольников, я пришла к выводу, что необходимо использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для развития креативности у детей. Приобщение дошкольников к музыке наиболее естественно происходит в процессе музицирования.  Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, тем более, если эти инструменты необычны, креативны.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему «Использование нетрадиционных музыкальных инструментов, как средство креативности. Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»

Подготовила: воспитатель МАДОУ

Детский сад №39 «Солнечный город»

Ренёва И.П., г. Королёв.

Актуальность: анализируя результаты своей работы по творческому развитию дошкольников, я пришла к выводу, что необходимо использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для развития креативности у детей. Приобщение дошкольников к музыке наиболее естественно происходит в процессе музицирования.  Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, тем более, если эти инструменты необычны, креативны.

Цели: развитие мотивации по использованию системы элементарного музицирования в организации предметно-развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС.

Задачи: 

  1. Познакомить с особенностями технологии К. Орфа, повысить уровень профессиональной компетентности воспитателей, их мотивацию на необходимость системного использование элементарного музицирования в практике.
  2. С помощью доступного бросового материала дать идеи для размышления и пополнения предметно-пространственной среды ДОУ по системе элементарного музицирования.

  1. Теоретическая часть

Элементарное музицирование по принципам немецкого музыканта Карла Орфа — это развитие творческого начала, которое, в свою очередь, важно для общего развития личности («для ребенка; с ребенком; исходя из ребенка»). Одна из общих идей, лежащих в основе данной системы: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать». Музыкальное воспитание по Орфу — это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям». Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку.

Музыкальные инструменты широко используются не только на музыкальных занятиях, а также и на физкультурных (бубны, погремушки, на занятиях у психолога (шумелки, шуршалки, у логопеда, а также в каждой группе в музыкальном уголке. Поэтому сегодня мы говорим о том, что они сегодня являются неотъемлемым компонентом предметно-развивающей среды.

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Именно в музицировании у ребёнка проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ. Активное включение ребенка в процесс восприятия музыки и ее исполнения, дает возможность увидеть, как он чувствует музыку в целом, в какой мере и насколько наблюдает за развитием музыкального образа. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что игра на ударных и шумовых инструментах предоставляет широкие возможности для работы с детьми по развитию у них музыкальности, позволяет удивительно быстро приобщить ребёнка к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Не секрет, что у ребёнка игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль, и расчёска.

Поддерживать этот интерес под силу нам взрослым, которые окружают ребёнка на всех этапах его формирования как личности. Цель приобщения детей к игре на ударных и шумовых инструментах проста – с помощью аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать ее ярче. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Создать ударные и шумовые игрушки - инструменты можно самостоятельно.

Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. Наблюдая процесс изготовления игрушек – самоделок, ребёнок начинает понимать, откуда берутся звуки, ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль. Вовлечение дошкольника в процесс создания детских музыкальных инструментов даёт ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно к звуку, с большей активностью включаться в коллективную деятельность.

Главное создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку и творчество. Только в такой атмосфере может рождаться и совершенствоваться личность. Для работы с детьми хорошо иметь достаточно разнообразные простейшие инструменты. Желательно, чтобы они были сделаны из материалов, обеспечивающих лучшее звучание: дерево, пластмасса, косточки. Чтобы обогатить музыкальный опыт дошкольника лучше чередовать инструменты различного тембра.

  1. Практическая часть

Ознакомление участников мастер-класса с поделками и материалом, из которого они изготовлены. Сегодня я хочу представить Вам самодельные музыкальные шумовые инструменты, которые можно изготовить из бросового материала:

1. Колокольчик (украшенная верхняя часть пластиковой бутылки);

2. Шумелка (бутылочка из-под питьевого йогурта с крупой);

3. «Шум дождя» (втулка от фольги с зубочистками по всей длине, крупы: горох, рис, гречка, пшено или сушеные ягоды для звучания).

Чтобы музыкальные инструменты были яркими, привлекательными для детей, можно использовать самоклеящуюся бумагу, цветную бумагу, пайетки, разноцветную тесьму и т. д.

  1. Практическая работа

Воспитатель раздаёт материал для работы и демонстрирует способы изготовления музыкально-шумовых инструментов. Сегодня я предлагаю вам изготовить музыкальные инструменты из того материала, который лежит у вас на столе.

Методы и приёмы: Показ приёмов изготовления, словесные указания. Материалы и оборудование: ножницы, цветная самоклейка или цветная бумага, клей, гуашь, кисточки, скотч, крупа, бусинки, леска, ленточки, линейки, материал для украшения.

Изготавливаем:

1. Колокольчик

Инструкция по изготовлению «Колокольчика». Обрезанный верх пластиковой бутылки, через крышку протянута веревочка, на ней 2 крупные бусины. Колокольчик украшен декоративной тканевой лентой.

2. Бутылочка-шумелка

Инструкция по изготовлению музыкального инструмента «Бутылочка – шумелки». Для изготовления потребуются: контейнер от питьевого йогурта, наполовину заполненная абрикосовыми косточками, тканевая лента для декорирования.

3. «Шум дождя»

Инструкция по изготовлению музыкального инструмента «Шум дождя». Для изготовления потребуется: втулка из-под фольги, проткнутая по винтовой шилом и вставленными зубочистками по всей длине втулки. Спиливаем кончики зубочисток, заклеиваем один конец втулки крышкой из-под минеральной воды, засыпаем рис и сухие ягоды калины (можно и любые разные крупы). Другой конец так же заклеиваем крышечкой, и оформляем верх готового изделия декоративной лентой.

  1. Выступление – апробация инструментов.

Ну, вот наши инструменты готовы, и мы сейчас их испытаем. Сейчас прозвучит музыка и каждый раз по показу дирижёра – меня будет звучать ваш музыкальный инструмент.

Полюбуйтесь наш оркестр: Инструменты хороши!

Виртуозы - музыканты – вам сыграют от души!

Посмотрите-ка на нас! Музыканты мы сейчас.

Колокольчики звенят и скучать нам не велят (играют колокольчики)

Посмотрите – ка на нас музыканты мы сейчас,

Вот они колотушки и звонкие погремушки! (игра на шумелках)

Посмотрите – ка на нас музыканты мы сейчас,

Дружно с музыкой живем, никогда не устаем! (играют все инструменты).

Вот умолкли инструменты, слышу я со всех сторон,

Раздались аплодисменты! Музыканты на поклон!

Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, этот интерес – потребность озвучить то или иное музыкальное произведение. Музыкальные инструменты, сделанные своими руками, привлекают детей своей простотой и необычностью. Знакомый материал, который ребенок видит каждый день, пробуждает фантазию ребенка и может сам, или с помощью родителей, педагогов попробовать сделать такой же инструмент. Созданные своими руками музыкальные инструменты, отвечают всем принципам построения предметно-развивающей среды по Федеральным государственным стандартам.

Приложение 1. Фотографии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по созданию самодельных шумовых музыкальных инструментов

    Никто из нас не может похвастаться наличием лишних денежных средств. Их часто не хватает на необходимое, не то что на приобретение шумовых музыкальных инструментов. Но даже и при ...

Детские самодельные шумовые музыкальные инструменты

Дорогие родители, неужели вы сомневаетесь в способности музыкальных игрушек развивать? Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышле...

Детские самодельные шумовые музыкальные инструменты

Дорогие родители, неужели вы сомневаетесь в способности музыкальных игрушек развивать? Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышле...

«Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов», мастер-класс для педагогов

Уровень образовательной организации, педагогический час, АОУ детский сад №10 «Лучик», г. Долгопрудный 15.01.2020г....

Мастер-класс по изготовлению самодельного струнного музыкального инструмента "Укулеле"

Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию по изготовлению струнного музыкального инструмента "укулеле"  из карона в домашних условиях...