Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)
Введение.
В настоящее время, в связи с ухудшением состояния окружающей среды, возникла необходимость повышения экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. Были приняты такие важные документы, как "Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития", закон РФ "Об охране окружающей природной среды", закон "Об образовании". Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию "Организация и развитие непрерывного экологического образования".
В связи с этим в стране активно развивается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Именно поэтому в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochvya_programma_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по экологическому воспитанию
для детей подготовительной группы
Выполнила
воспитатель МБДОУ №102
Шишкова Елена Геннадьевна
г. Красноярск
2020г.
Введение
В настоящее время, в связи с ухудшением состояния окружающей среды, возникла необходимость повышения экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. Были приняты такие важные документы, как "Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития", закон РФ "Об охране окружающей природной среды", закон "Об образовании". Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию "Организация и развитие непрерывного экологического образования".
В связи с этим в стране активно развивается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Именно поэтому в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 6 – 7 лет разработана на основе плана - программы педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
Цель рабочей программы:
формировать представление детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
Задачи:
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
2.Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 333 с.
3.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 666 с.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.
Содержание программы
Календарно – тематическое планирование
Требования к уровню подготовки детей.
К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
Диагностический инструментарий для детей 6 – 7 лет
по экологическому развитию.
Задание №1.
Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира, распределить их по видам; соотносить представителей фауны со средой обитания и выявить отношение ребенка к ним.
Инструкция к проведению.
Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных).
Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопросы:
- Как называется животное, птица, насекомое?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой,
весной? - Как человек может помочь птицам зимой?
- Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?
- Что такое «Красная книга», какие животные (птицы, насекомые…) занесены в нее?
- Как надо относится ко всем животным?
Задание №2.
Игра «Когда это бывает?»:
Дополни предложение:
- Светит яркое солнце, дети купаются в реке…;
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…;
- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…;
- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники… (вопросы могут сопровождаться иллюстрированным материалом).
Назови времена года в чередующейся последовательности?
Задание №3.
Ботаническое лото.
Рассмотри, покажи и назови:
- Деревья (6 – 7);
- Кустарники (4 – 5);
- Ягоды (6 – 7);
- Грибы (съедобные и ядовитые);
- Цветы сада, леса, комнатные растения (по 6 – 7).
Беседа.
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?
Как правильно ухаживать за растением?
Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек?
Какие растения Тамбовского края занесены в «Красную книгу»?
Дидактическая игра.
Разложи правильно карточки (от семечек, до взрослого растения).
Назови и покажи части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы, семена, плоды).
Задание №4.
Беседа.
Чем дышит человек?
Где можно обнаружить воздух?
Что загрязняет воздух?
Как человек использует воздух, ветер?
Зачем и кому нужна вода?
Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан)
Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха)
В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар)
Надо ли беречь воду? Почему?
Что такое «почва»?
Задание №5.
Дидактическая игра.
Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор.
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Ниже среднего – 1 балл;
Низкий – 0 баллов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень (2 балла).
Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень ниже среднего (1 балл).
Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес, эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям животного мира.
Ошибается в классификации растений по видам, не может называть их характерные признаки. Затрудняется в названии комнатных растений (называет с помощью воспитателя). Недостаточно сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой природы. Неправильно называет последовательность времен года.
Низкий уровень (0 баллов).
Ребенок не знает представителей животного мира. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется уровень:
Высокий – 13 – 15 баллов;
Выше среднего – 10 – 12 баллов;
Средний уровень – 8 – 9 баллов;
Ниже среднего – 6 – 7 баллов;
Низкий – 4 – 5 баллов.
Учебно – методический комплект.
1. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
2.Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 333 с.
3.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 666 с.
Дидактические материалы.
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.
Оборудование.
Мольберт, инструменты для проведения опытов и экспериментов (увеличительные стекла, палочки, лопатки, горшочки, природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.), полиэтиленовые пакеты, стаканчики, пипетки, шприцы, лейки, термометры, банки и т.д.
Перспективный план
по экологическому развитию
в подготовительной к школе группе
на 2020– 2021 учебный год.
Пояснительная записка.
Перспективное планирование по экологическому воспитанию дошкольников для детей 6 – 7 лет разработано на основе программы «Детство». Количество занятий в учебном году – 18, длительность одного занятия составляет 25 – 30 минут. Форма проведения занятий – фронтальная.
Содержание занятий направлено:
- на формирование представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы;
- на развитие познавательного интереса детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- на обогащение представлений детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
- на воспитание нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, и эстетических чувств, связанных с красотой природного мира;
- на воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
К концу учебного года у ребенка должны сформироваться следующие ЗУН:
- Ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам, аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира;
- Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
- Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6 - 7 лет
Рабочая программа по экологии для детей 6 - 7 лет разработана на основе программы "Детство"...
"Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6-7 лет"
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.» В. Су...
Рабочая программа кружка "Математические ступеньки" для детей подготовительной группы
РАБОЧАЯ программа кружка «Математические ступеньки» составлена на основе авторской программы «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» Федосова Н. А., Коваленко Е.В., Дядю...
Рабочая программа по экологическому воспитанию во второй младшей группе.
Программа направлена на:- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе ...
Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей подготовительной группы
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...
Рабочая программа по физической культуре для детей подготовительной группы 6-7 лет
Рабочая программаобразовательная область «Физическое развитие»раздел «Физическая культура»(по реализации основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад &laqu...