Методическая разработка «Блокадное детство» мероприятие для старших дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)

Барашко Оксана Александровна

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

27 января - День воинской славы России. День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.

 Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка38.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое мероприятие для старших дошкольников

«Блокадное детство»

Подготовила воспитатель: О.А.Барашко

Цель: расширение представлений воспитанников о Великой Отечественной войне в ходе рассказа о блокаде Ленинграда и просмотра презентации «Блокадное детство».

Задачи: 

Образовательные:

Познакомить воспитанников с основными этапами блокады Ленинграда.

Подвести детей к пониманию значения героизма ленинградцев.

Развивающие:

Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

Познакомить воспитанников с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными блокаде Ленинграда.

Воспитательные:

Воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения.

Воспитывать чувство патриотизма.

Актуальность: Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

27 января - День воинской славы России. День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.

 Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.

Ход мероприятия

Звучит песня Е. Долматовского. «С чего начинается Родина?»

(Под музыку воспитанники старшей группы входят в зал)

Ведущий:

Опять война,

Опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы и убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда –не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна... (Ю. Воронов «Блокада»)

Ведущий: Сегодня 27 января праздник День воинской славы России праздник - день снятия блокады города Ленинграда. Эта дата стала праздником 25 лет назад. В этот день 1944 года был дан салют в честь снятия блокадного кольца вокруг города Ленинграда.

 Хоть вы еще дошкольники, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна 76 лет назад выиграла в жестокой битве.

Сегодня мы хотим рассказать вам о Городе-Герое Ленинграде, жители которого проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург, а в годы войны он носил имя Ленинград. Жители Ленинграда назывались ленинградцами. Это было давно, но память об этом жива.

 

Слайд 2: Наступление.

(звучит отрывок 7 симфонии Шостаковича)

Дети:

Фашисты идут…

И во мраке

За ними и стоны, и плач.

И в огненно-красной рубахе

Гуляет пожар, как палач.

Что может быть страшнее, чем война?

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей

Любимых разлучает и друзей.

Слайд 3: Блокадное кольцо

Ведущий: 8 сентября 1941 года враги замкнули вокруг города непреступное кольцо. Сделали так, чтобы через это кольцо никто не смог проникнуть. Началась блокада города Ленинграда.

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Слайд 4: Фото блокадного Ленинграда

Ведущий: Эвакуироваться (т.е. уехать из города) удалось далеко не всем, а когда начались обстрелы Ленинграда, это стало уже невозможным.

Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900…это почти 2,5 года.

Фашисты сбрасывали на город тысячи бомб, обстреливали его из дальнобойных орудий. Во

время обстрела дети и взрослые спускались в бомбоубежища, когда слышали такой сигнал

(звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя воздушной тревоги люди слышали звук метронома

(Звучит метроном)

Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

Началась суровая зима. Послушайте, как об этом страшном времени поэт Вольд Суслов рассказал в поэме «Память».

Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.

Висит над Невою морозная мгла.

И если не лает, не воет война

Глухая, немая стоит тишина.

На той на опасной в обстрел стороне

У булочной очередь жмется к стене.

Листовка со строчкою: «Враг у ворот! »

Нацеленный в небо застыл пулемет.

Слайд 5: Фото карточек и норм хлеба.

Ведущий: В город перестало поступать продовольствие.

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда – 125 грамм (показать детям кусок хлеба). 

И все, только вода. Свыше 300 тысяч ленинградцев погибло от голода в ту первую блокадную зиму.

 (исполняется песня «Девочка и тишина»)

Слайд 6: буржуйка

Ведущий: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки. Они сохранили их для нас с вами.

Слайд 7: прорубь

Ведущий: В домах не было света, не работал водопровод, за водой ходили на Неву, Фонтанку и другие реки Ленинграда, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. В настоящее время в одном из таких мест, на Набережной Фонтанки 21 установлена памятная доска.

Слайд 8: окна

Ведущий: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбежке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки, так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Дети:

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь отдали,

Чтобы в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город тот бомбили.

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтобы мирной стала каждая зима!

Слайд 10: Ладога

Ведущий: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро.

По льду Ладожского озера с Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями, под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому это путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Дети:

Тот город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Слайд 10: дети у станка

Ведущий: Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты, тяжелые орудия, минометы и пулеметы, снаряды и мины.

Постоянно требовались рабочие, так как прежние уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ.

Многие их них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Слайд 11: дети на крышах и в госпиталях

Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Многие школьники трудились в госпиталях, помогая раненым.

Юные ленинградцы в двух-трех километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжелые бревна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна и до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождем. Городу нужно было топливо…

       

      Дети:

      Мой город уже не тот:

      В Летнем саду огород.

      Аничков пуст мост.

      Окна наперекрест.

      В небе прожектора.

Привычный звук метроном.

Он всем ленинградцам знаком.

Карточки - это жизнь!

Буржуйки - это тепло.

Люди должны победить

Всем блокадам назло.

Слайд 12: дети-герои

Ведущий: В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда».

Слайд 13: Салют

Ведущий: В январе 1943 года наши войска перешли в наступление, а 27 января 1944 года город был освобожден от блокады.

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы

Тихо плачут.

 

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика.

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол –Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут...

Ведущий: Люди плакали, потому что очень много Ленинградцев не дожили до победы.

Слайд 14: Пискаревское кладбище

Ведущий: На Пискаревском мемориальном кладбище похоронено более 400 тысяч ленинградцев.

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты – красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград!

   

      Слайд 15: вечный огонь

Ведущий: У братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

     

      Дети:

 

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтобы взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

Слайд 16 Мемориал «Разорванное кольцо»

Ведущий: Ребята, а мы с вами зажжем свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.

 (Звучит «Песня о подвиге Ленинграда» музыка: В. Плешак слова: М. Дахие)

       Дети берут зажжённые свечи со столиков, встают полукругом.

Ведущий

      Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Минута молчания (звук метронома)

Звучит песня «От героев былых времен…»

Дети по одному, медленно отступают назад, ставят свечи и на столики, выстраиваются в две шеренги и выходят из зала..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического мероприятия для старших дошкольников "Зима"

Автором представлен конспект тематического мероприятия по времени года зима, направленный на формирование умений и навыков работы со схемами и пиктограммами....

Досуговое мероприятие для старших дошкольников "День пожарной безопасности"

цель мероприятия: в игровой форме познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности....

Мероприятие для старших дошкольников "ХАНТЫ И МАНСИ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРА"

Тема краеведения очень актуальная. Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в последние годы всё увереннее набирает силу процесс реа...

Мероприятие для старших дошкольников на тему «Вода, огонь и дети!»

Цели:пополнить знания детей о правилах пожарной безопасности, о воде;закреплять знания об элементарных правильных действиях в случае возникновения пожара;способствовать развитию творческих способносте...

Праздничное мероприятие для старших дошкольников, посвященное 70-летию Великой Победы «9 Мая – праздник Победы»

Девятое мая… в наших сердцах эта знаменательная дата по-прежнему вызывает живой отклик на события военных лет и чувство признательности тем, кто воевал и победил. Победе советского народа в Великой От...

Сценарий тематического мероприятия для старших дошкольников "Блокадное детство"

День воинской славы в России стал праздником в 1995 году.Этот день 27 января был днём освобождения города Ленинграда от блокадного кольца. В память о героизме ленинградцев, в числе героев были дети и ...

Методическая разработка спортивного мероприятия для старших дошкольников "День без автомобиля"

Привлечение внимания взрослых и днтей к экологическим проблемам...