Картотека осенних прогулок в младшей группе в соответствии с ФОП
картотека (младшая группа)

Картотека прогулок в  младшей группе разработанная на основе  ФГОС ДО и ФОП ДОО.
Предназначено воспитателям ДОО, специалистам дошкольной педагогики и  родителям.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/589652/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_osennih_progulok_v_mladshey_gruppe.docx76.67 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека осенних прогулок в младшей группе в соответствии с ФОП

Сентябрь

Компонент

Содержание

Прогулка № 1
Тема: «Наблюдение за состоянием погоды»

Цель

Учить определять время года по характерным признакам

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая). Дуют ветры, ветры буйные, ходят тучи, тучи темные. Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья

Художественное слово

Стихотворение «Осень»
У деревьев расцвеченная листва.
Если на деревьях листья пожелтели.
Если в край далекий птицы полетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время осенью зовется

Трудовая деятельность

Поливание песка для игры.
Цели: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым, продолжать закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол

Подвижная игра

«Береги предмет».
Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость

Индивидуальная работа

«Перейди через канат».
Цель: развитие движений

Выносной материал

Лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с
песком, кукла, машинки

Прогулка № 2
Тема: «Наблюдение за птицами во время кормления»

Цель

Прививать желание заботиться о птицах, продолжать формировать знания о повадках птиц, воспитывать любовь к природе

Ход наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые)

Художественное слово

Маленький мальчишка, в сером армячишке, по двору гуляет, крошки подбирает.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку:
Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый, птицы клюют и перелетают на новое место.)
Как птицы кричат? Как прыгают? Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (воробей)

Трудовая деятельность

Кормление птиц.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка), продолжать воспитывать желание ухаживать за животными

Подвижная игра

«Воробушки и кот».

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего, продолжать учить быстро убегать, находить свое место, быть осторожными, занимая место, не толкать товарища

Индивидуальная работа

«Прыжки на двух ногах».
Цель: развивать умение прыгать

Выносной материал

Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, совочки, машинки

Прогулка № 3
Тема: «Наблюдение за автобусом»

Цель

Учить различать транспорт по внешнему виду, закреплять названия основных частей автомобиля, продолжать закреплять навыки поведения в автобусе

Ход наблюдения

Тематическая беседа: автобус — пассажирский транспорт, на нем перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне – пассажиры. Пассажиры ожидают автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, они входят и занимают места. Во время движения нельзя вставать, бегать по салону, трогать руками дверь. Нужно ждать, пока водитель откроет дверь

Художественное слово

Стихотворение про машины

На улице нашей машины, машины.
Машины-малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат легковые,
Торопятся, мчатся, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы,
Машины выходят с утра на работу

Трудовая деятельность

Подметание дорожки, ведущей к участку.

Цель: учить правильно пользоваться веничками

Подвижная игра

«Автомобили».

Цели: приучать соблюдать правила дорожного движения, закреплять знания об автобусах

Индивидуальная работа

«Подкинь мяч».

Цель: развивать умение ловить мяч двумя руками

Выносной материал

Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки

Прогулка № 4

Тема: «Рассматривание клумбы»

Цель

Продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску, закреплять любовь к природе

Ход наблюдения

На прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них. Бархатцы: другое название – тагетес, они бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов

Художественное слово

Ромашка — высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках

Трудовая деятельность

Выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями

Подвижная игра

«Птичка в гнездышке».

Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь
друг на друга, приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу

Индивидуальная работа

Закрепить с детьми знания о цветах

Выносной материал

Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки, лопатки, ящики для цветов

Прогулка № 5

Тема: «Наблюдение за облаками»

Цель

  • Познакомить с различными природными явлениями;
  • показать разнообразие состояния воды в окружающей среде;
  • сформировать творческое отношение к делу

Ход наблюдения

Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя

Художественное слово

Стихотворение про облака
Облака повеселели,
Шубки белые одели
И в неведомые дали
Как лошадки поскакали
По небесному ковру,
Развлекая детвору

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев и другого мусора на участке.

Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада

Подвижная игра

«С кочки на кочку».

Цель: продолжать учить подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях, совершенствовать навыки перепрыгивания

Индивидуальная работа

«Перепрыгни через веревку».

Цель: развивать физические качества

Выносной материал

Совочки, формочки для песочницы, машинки, кубики для игр, мел, перчатки

Прогулка № 6

Тема: «Наблюдение за птицами»

Цель

  • Продолжить наблюдение за птицами на участке;
  • учить различать основные части тела;
  • развивать и воспитывать бережное отношение к птицам

Ход наблюдения

Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм.

Вместе с детьми рассмотрите внешний вид птиц (тело покрыто пухом, перьями, есть крылья, они летают, прыгают, клюют)

Художественное слово

Стихотворение «Воробейка»
Воробей, что ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь.
Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки

Трудовая деятельность

Кормление птиц.

Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка), воспитывать желание ухаживать за животными

Подвижная игра

«Попади в круг».

Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами, развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками, развивать глазомер, координацию движения, ловкость

Индивидуальная работа

Закрепить с детьми знания о птицах

Выносной материал

Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаш, совочки, машинки

Прогулка № 7

Тема: «Наблюдение за проезжей частью дороги»

Цель

  • Познакомить с проезжей частью дороги — шоссе;
  • дать представление о правилах дорожного движения 

Ход наблюдения

Экскурсия к проезжей части дороги и наблюдение за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это шоссе.

Спросить, какие машины двигаются по шоссе. Пусть дети назовут знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе двигаются много легковых и грузовых машин и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения

Художественное слово

Стихотворение о дороге-шоссе

У шоссе брат учит Славу:
«Взгляд налево, взгляд направо!
Если нет машин вблизи,
То иди, не тормози!
Если же машина близко,
Стой, как во поле редиска!»
Слава сразу загрустил:
«Долго тут еще расти?»

Трудовая деятельность

Сгребание сухих листьев в определенное место.
Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведра до определенной мерки

Подвижная игра

«Перебежки-догонялки».

Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей

Индивидуальная работа

«Докати мяч».

Цель: закреплять полученные навыки

Выносной материал

Рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки

Прогулка № 8

Тема: «Наблюдение за работой дворника»

Цель

  • Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;
  • учить приходить на помощь окружающим

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости для людей. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту

Художественное слово

Стихотворение про дворника

Выходит дворник из ворот
И, словно кисть, метлу берет.
И эту улицу, и ту
Метлой раскрасит в чистоту!

Трудовая деятельность

Расчистка площадок от листьев, веток.

Цели: приучать детей помогать взрослым, учить правильным навыкам работы с веником, закреплять умение убирать инвентарь после работы на прежнее место

Подвижная игра

«Найди себе пару».
Цель: упражнять в беге, развивать выносливость и ловкость

Индивидуальная работа

«Помоги другу».

Цель: продолжать прививать взаимопомощь

Выносной материал

Лопатки, скребки, печатки, карандаши, флажки, метелки

Прогулка № 9

Тема: «Наблюдение за осенним лесом»

Цель

  • Расширять представление о лесе;
  • учить любоваться красотой родной природы осенью

Ход наблюдения

Экскурсия в парк или лес. По дороге в лес остановить детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается. Полюбоваться разноцветным лесом, обратить внимание детей на красоту пейзажа. Уточнить, какой цвет характерен для осенних деревьев

Художественное слово

Прочитать детям стихотворения об осеннем лесе.

Праздник осенью в лесу —
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
Каждый листик золотой —
Маленькое солнышко.
Соберу в корзину я,
Положу на донышко.
Берегу я листики...
Осень продолжается.
Долго дома у меня
Праздник не кончается

Трудовая деятельность

Уборка участка леса, где дети будут играть.

Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок в лесу

Подвижная игра

«Птицы в гнездышках».
Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу

Индивидуальная работа

«Попади в цель».

Цель: продолжать развивать физические качества

Выносной материал

Корзинки для шишек, ведерки для сбора мусора

Прогулка № 10

Тема: «Наблюдение за листопадом»

Цель

  • Учить определять признаки осени, развивать наблюдательность;
  • учить любоваться красотой родной природы

Ход наблюдения

Подвести детей к такому месту, где роща видна издали и хорошо просматривается. Обратить внимание на красоту рощи осенью. Во время прогулки по роще обратить внимание на опавшие листья. Предложить детям побегать по опавшей листве. Спросить у детей, у всех ли деревьев одинаковые листья. Предложить детям собрать листья с разных деревьев.

Сравнить собранные листья по форме, окраске. Попросить детей выбрать самые красивые, на их взгляд, листья, спросить, почему они им понравились

Художественное слово

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень — не весна

Трудовая деятельность

Расчистка от листьев, сухих веток.

Цели: продолжать приучать детей помогать взрослым, учить правильным навыкам работы с граблями, закреплять умение убирать инвентарь после работы на прежнее место

Подвижная игра

«Мы листочки».

Цель: учить детей внимательно слушать текст и в соответствии с ним выполнять движения.
Мы листочки, мы листочки (дети стоят кружком, держа в
руках листочки),
Мы на веточках сидели (разбегаются в разные стороны),
Дунул ветер — полетели.
Мы летали, мы летали (бегают, помахивая листочками),
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок. Все уселись в кружок (садятся на корточки в кружок, листочки держат над головой).
Ветер снова вдруг подул (разбегаются в разные стороны)
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели (подбрасывают листья вверх)
И на землю тихо сели

Индивидуальная работа

«У медведя во бору».
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе

Выносной материал

Совочки, формочки для песочницы, машинки, кубики для игр, мел

Прогулка № 11

Тема: «Солнышко лучистое улыбнулось весело»

Цель

  • Дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду;
  • развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание;
  • учить радоваться ясному деньку, теплому солнечному лучику;
  • обратить внимание на вечернее солнце, заход (закат) солнца, светлое небо, слияние с земной поверхностью, рассеивание солнечного света

Ход наблюдения

Ежедневно обращать внимание детей на солнце. Какая погода сегодня? (Пасмурная или ясная.) Какие участки освещены во время вечерней прогулки? Назвать предметы, которые освещает солнце во время вечерней прогулки: «Сейчас солнце освещает наши цветы, песок и т. д.». Как греет солнышко (тепло)? Как солнышко выглядит (круглое, яркое, желтое, теплое)?

Могут ли наши руки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко к нашим ладошкам (дети за воспитателем тянут руки к солнцу, ладошками вверх, чтобы они ощутили солнечное тепло)? Что произойдет с природой, растениями, животными и людьми, если все время будет ночь (рассуждения детей)? После этого дети играют с солнечным зайчиком

Художественное слово

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Детки-малолетки.
Взойди поскорей,
Освети, обогрей —
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят

Трудовая деятельность

Элементарные трудовые поручения.

Цели: учить осуществлять совместные элементарные трудовые действия (вымыть игрушки, положить на солнышко, чтобы просохли, подвести детей к выводу о том, что предметы на солнце высыхают), перед уходом в группу собрать игрушки

Подвижная игра

«Солнышко и дождик».

Цель: учить детей внимательно слушать слова и выполнять по ним движения (можно ходить врассыпную и перешагивать через ленточки или же по слову воспитателя покружиться и присесть, во время бега врассыпную по сигналу найти свободный листочек и встать на него)

Индивидуальная работа

Побеседовать с детьми о явлениях природы

Выносной материал

Совочки, формочки для песочницы, машинки, кубики для игр, мел

Прогулка № 12

Тема: «Что за чудо — длинный дом! Пассажиров много в нем»

Цель

  • Научить различать транспорт по внешнему виду, называть, куда, в какую сторону движется автобус;
  • дать понятия «остановка», «движение», «пассажир», «передняя, задняя часть автобуса», «водитель», «проезжая часть», «тротуар»;
  • напомнить значение цветов светофора в дорожном движении;
  • познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановку городского транспорта, переход дороги, движение детей по дороге;
  • закрепить навыки и основы культуры поведения в общественном транспорте

Ход наблюдения

Понаблюдать с детьми за движением легкового автомобиля. Объяснить, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движения с водителем нельзя, чтобы не отвлекать водителя. Поговорить с детьми о видах транспорта

Художественное слово

На улице нашей машины, машины:
Машины-малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат легковые.
Торопятся, мчатся, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы,
Машины выходят с утра на работу

Загадки

1. На колесиках коробка,
Чуть проедет — остановка (автобус).

2. Что за чудо — длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус).

Трудовая деятельность

Элементарные трудовые поручения: подметание дорожки, ведущей к участку.

Цель: учить правильно пользоваться вениками, метелками.
Мы ребята маленькие,
Маленькие-удаленькие.
Мы дорожку подметем

Подвижная игра

«Перебежки-догонялки».

Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей

Индивидуальная работа

Развитие движений — прыжки

Выносной материал

Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки

Прогулка № 13

Тема: «Знакомство с пешеходной дорожкой — тротуаром»

Цель

  • Закреплять знания о правилах поведения на улице;
  • воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве

Ход наблюдения

Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя

Художественное слово

На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,
Чтобы с тобой не случилась беда

Трудовая деятельность

Предложить детям сгребать сухие листья в определенное место, наполнять ими ведерки и уносить в контейнер.

Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведерки до определенной мерки

Подвижная игра

«Воробушки и автомобиль».
Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения, ориентировке в пространстве

Индивидуальная работа

Развитие движений — ходьба и бег парами

Выносной материал

Куклы, одетые по погоде, атрибуты к подвижной игре, грабельки, ведерки

Прогулка № 14

Тема: «Собака — наш самый верный друг»

Цель

  • Дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении;
  • воспитывать любовь к животным;
  • рассказать о приручении собаки, о некоторых породах;
  • побудить детей рассказать о своих домашних собаках

Ход наблюдения

Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение (собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту)

Художественное слово

С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком (собака)

Трудовая деятельность

Уборка площадки.
Цель: воспитывать желание трудиться, поддерживать чистоту

Подвижная игра

«Лохматый пес».
Цели: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться водящему.

«Кому флажок?»
Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч, воспитывать ловкость, целеустремленность

Индивидуальная работа

Развитие движений — ходьба большими и маленькими шагами

Выносной материал

Куклы, одетые по погоде, атрибуты к подвижным играм, карандаши, печатки, совочки, машинки

Прогулка № 15

Тема: «Под дождем с зонтиком»

Цель

Познакомить с природным явлением — дождем

Ход наблюдения

В дождливую погоду понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Что за окошком идет? (Дождь.) Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя. Какой дождик идет: грустный или веселый? (Есть дождик веселый, а есть грустный.) Определить, какой дождь: теплый или холодный. Уточнить представление, что после дождя все кругом мокрое, появляются лужи. Идет дождь — появляются лужи. В чем по лужам можно ходить? (По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут.)

Художественное слово

Сколько знаю я дождей? —

Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой.
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом

Трудовая деятельность

Поливка дождевой водой растений в группе.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями

Подвижная игра

«Солнышко и дождь».
Цель: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Лиса в курятнике».
Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки, учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2–3 метра, совершенствовать навыки перепрыгивания

Индивидуальная работа

Развитие движений — ходьба по ограниченной плоскости

Выносной материал

Для игр в зале: кубы, скамейки, емкости для воды

Октябрь

Прогулка № 16
Тема: «Наблюдения за предметами ближайшего окружения»

Цель

  • Развитие у детей познавательных интересов;
  • сформировать представление о предметах ближайшего окружения

Ход наблюдения

Придя на участок группы, с помощью взрослого рассмотреть предметы, находящиеся на участке, выделить особенности предметов, их качества и свойства

Художественное слово

Мы шли, шли, шли,

Что-то мы нашли...
Посмотрели, рассмотрели и дальше пошли

Трудовая деятельность

Труд на участке: сложить игрушки в корзину.
Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым

Подвижная игра

«Дети — птички».
Дети садятся на скамейке, расставленные за начертанной линией. На слова воспитателя «Ай, птички полетели!» птички летают по всей площадке, кто куда хочет. На слова воспитателя «Птички в гнезда полетели» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую и быструю птичку, которая первая прилетела в свое гнездо. Игра повторяется

Индивидуальная работа

Развивать умение ходить друг за другом, держась за веревку

Выносной материал

Куклы, одетые по погоде, совочки, машинки

Прогулка № 17
Тема: «Рассматривание осеннего дерева»

Цель

  • Продолжить знакомство детей с деревьями родного края;
  • прививать любовь к деревьям, желание беречь их;
  • сформировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине

Ход наблюдения

Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев

Художественное слово

Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе

Трудовая деятельность

Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается.

Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями, прививать бережное отношение к природе

Подвижная игра

«Птицы в гнездышках».
Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Зайцы и Жучка».
Цель: упражнять в метании в горизонтальную цель, пролезании под шнуром

Индивидуальная работа

Беседа «Поведение в лесу» — экологическое воспитание

Выносной материал

Детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, машинки

Прогулка № 18
Тема: «Наблюдение за птицами»

Цель

  • Расширять представление о птицах;
  • сформировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать;
  • воспитывать доброе отношение к пернатым

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят.
Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки

Художественное слово

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
«Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: Чик-чирик!»

Трудовая деятельность

Насыпать корм для птиц в кормушки, расчистка дорожки к кормушке.
Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормить

Подвижная игра

«Бездомный заяц».
Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро менять направление движения, воспитывать ловкость и выносливость.

«Догони меня».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Цвета» — ФЭМП

Выносной материал

Корм для птиц, совочки, машинки, атрибуты к п/играм

Прогулка № 20
Тема: «Роскошная жизнь на планете. У кошек, котов и котят!»

Цель

  • Расширять представление о домашнем животном — кошке;
  • воспитывать желание заботиться о животных

Ход наблюдения

Какие животные живут у вас дома? (Ответы детей.) Что есть у кошки? (Голова, туловище, хвост.) Как она ходит? (Мягко.) Какие звуки издает кошка? (Мурчание, мяуканье.) Кошка — домашнее животное, живет с человеком, залезает на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.

А приходилось ли кому-то из вас видеть, как мама-кошка обращается со своим котенком? Давайте посмотрим (если это окажется возможным), послушаем, как это происходит

Художественное слово

Однажды, задумчиво глядя в окошко,
Я вдруг обратила вниманье на кошку.
Она, как обычная мама с ребенком,
Играла с прелестным пушистым котенком.
Котенок смешно кувыркался, мяукал,
А мама сынулю таскала за ухо.
Понюхав ее своим маленьким носиком,
Он начал охоту за маминым хвостиком.
Хвостик в итоге он не поймал,
Долго играл, веселился, скакал.
Потом захотелось котеночку спать,
И сонный котеночек лег на кровать

Трудовая деятельность

Подмести на веранде, убрать крупные сухие веточки.
Цель: учить правильно держать веник, содержать в чистоте веранду, воспитывать желание помогать взрослым

Подвижная игра

Подвижная игра «Ветер и листочки».
Учить бегать, не сталкиваясь друг с другом, развивать двигательную активность

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность по выбору детей.
Цель: воспитывать желание у детей играть сообща, помогать друг другу

Выносной материал

Детские грабли, оборудование для подвижной игры, игрушки для самостоятельной деятельности детей

Прогулка № 21
Тема: «Ах ты, солнце, солнце красное, ты гуляешь, всех ты радуешь...»

Цель

  • Обратить внимание детей на то, что, когда светит солнце, на улице тепло;
  • поддерживать радостное настроение

Ход наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно. Войдя на участок, обратить внимание детей на хорошую погоду. Попросить ответить, почему на улице тепло? (Светит солнышко.) Какое солнышко? (Большое, круглое, горячее, оно обогревает всю землю.) Куда может солнышко спрятаться? (За тучку.) Что есть у солнышка? (Лучики, оно их посылает на землю, чтобы они согревали нас всех.)

Протяните свои ладошки солнышку, его лучикам. Чувствуете, как солнечный лучик ласкает и греет ваши ручки? Вместе с детьми вынести на улицу маленькое зеркало и показать, что солнышко послало лучик, чтобы детки с ним поиграли. Навести лучик на стену

Художественное слово

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп

Трудовая деятельность

Сбор камней на участке.

Цель: воспитывать желание участвовать в коллективном труде

Подвижная игра

«По ровненькой дорожке».
Цели: развивать согласованность движения рук и ног, приучать ходить свободно в колонне по одному, развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.
«Кролики».
Цели: учить прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность в себе

Индивидуальная работа

Развитие движений — ходьба, бег змейкой

Выносной материал

Маски-медали для подвижных игр, совочки, грабли, ведерки, игрушки, машинки, формочки

Прогулка № 22
Тема: «Наблюдение за небом»

Цель

Сформировать представление о небе

Ход наблюдения

Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом? Быстро двигаются облака или медленно? Предложить каждому выбрать понравившееся облако и проследить, куда оно плывет

Художественное слово

Облака, белокрылые лошадки,
Облака, куда вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака

Трудовая деятельность

Сбор мусора на площадке.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями

Подвижная игра

«Ловишки».
Цель: упражнять в беге в разных направлениях.
«Попади в обруч».
Цель: формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5–9 м

Индивидуальная работа

Развитие движений — прыжки, бег, ходьба

Выносной материал

Лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки

Прогулка № 23
Тема: «Птички-невелички — меж собой сестрички»

Цель

  • Расширить представление о птицах;
  • обратить внимание на особенности поведения птиц;
  • воспитывать доброе отношение к представителям пернатого мира

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на особенности поведения птиц. (Нахохлившиеся вороны, прыгающие воробьи.) Что случилось с птицами? Почему воробушки прыгают? Что они ищут? Что они хотят от людей? (Становится прохладно, насекомые попрятались и птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят.) Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц

Художественное слово

Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет.
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою

Трудовая деятельность

Насыпание корма для птиц, подметание дорожек к птичьим кормушкам.
Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормить

Подвижная игра

Подвижная игра «Птички и дождик».
Цель: учить действовать по команде взрослого, упражнять в произношении звуков

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Найди такого же цвета» – закрепить знание детьми желтого цвета

Выносной материал

Рули, совочки, формочки, игрушки, машинки

Прогулка № 24
Тема: «Наблюдение за растительным миром»

Цель

  • Познакомить со строением дерева — ель;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку. Рассказать о строении ели: ствол покрыт коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все веточки покрыты жесткими, колючими иголками и коричневыми шишками. Предложить детям погладить ствол, прижаться к нему щекой, потрогать иголки, чтобы они получили не только зрительное, но и тактильное представление

Художественное слово

Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год (ель).

Колкую, зеленую срубили топором,
Колкая, зеленая к нам приходит в дом (ель)

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев вокруг деревьев, уход за поломанными ветками.

Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе

Подвижная игра

«По ровненькой дорожке».
Цели: развивать согласованность движения рук и ног, приучать ходить свободно в колонне по одному, развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве

Индивидуальная работа

Игровое упражнение «Перешагни палку» — развивать умение перешагивать палку, при этом не терять равновесия

Выносной материал

Маски-медали для подвижных игр, совочки, грабли, ведерки, игрушки, машинки, формочки

Прогулка № 25
Тема: «Наблюдение за грузовым транспортом»

Цель

Учить различать по внешнему виду грузовой транспорт

Ход наблюдения

Познакомить детей с машиной, на которой привозят продукты. Назвать ее основные части. (Кабина, кузов, руль, колесо, окна, кран.) Понаблюдать, как разгружают продукты из машины, объяснить, что продукты — это груз для нее. Рассказать, какую важную работу выполняет эта машина

Художественное слово

Не летает, не жужжит —
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька

Трудовая деятельность

Уборка дорожки, ведущей к детскому саду.

Цель: учить правильно пользоваться инвентарем

Подвижная игра

«Поезд».
Цель: упражнять в ходьбе друг за другом, учить начинать и заканчивать движение по сигналу воспитателя.

«Кто выше».
Цель: учить прыгать на месте в высоту

Индивидуальная работа

Игровое упражнение «Перешагни палку» — развивать умение перешагивать предметы и не терять равновесия

Выносной материал

Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки

Прогулка № 26
Тема: «Наблюдение за трудом взрослых»

Цель

Воспитывать интерес к труду взрослых, развивать речь, мышление, воспитывать уважение к труду взрослых, вызвать желание помочь воспитателю

Ход наблюдения

Предоставить детям самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу взрослых: дворника, охранника и других сотрудников детского сада. Уточнить, что взрослые выполняют свою работу хорошо, ловко действуя предметами обихода. Подсказать детям, что нужно поблагодарить взрослых за работу, но не только словами, но и делами. Предложить детям, например, помочь дворнику.

Художественное слово

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба —
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придет пора, настанет час —
И мы трудиться будем

Трудовая деятельность

Оказание посильной помощи в уборке участка от листьев — воспитывать желание помогать

Подвижная игра

«Кто тише».
Цель: упражнять детей в ходьбе на носках.

«Солнышко и дождь».

Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Один – много» — учить различать количество предметов.

«Чего не стало» — развивать внимание, память.

«Найди ведерки зеленого цвета» — учить различать зеленый цвет

Индивидуальная работа

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА:

  • «Один – много» — учить различать количество предметов;
  • «Чего не стало» — развивать внимание, память;
  • «Найди ведерки зеленого цвета» — учить различать зеленый цвет

Выносной материал

Грабли, метелки, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки

Прогулка № 27
Тема: «Наблюдение за листопадом»

Цель

Показать детям многообразие красок золотой осени, раскрыть новое понятие – «листопад»

Ход наблюдения

В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья, шурша, полетели на землю. Это листопад.

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе». Воспитатель кладет сухой листик на столик, предлагает любому ребенку: «Подуй!» Лист летит со стола, все согласны: легкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся лист и дуют

Художественное слово

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Загадка
Он с весны висел на ветке,
Был зеленый — пожелтел,
Только дунул слабый ветер,
Он уже и полетел (листок)

Трудовая деятельность

Уборка листьев на участке

Подвижная игра

«Листопад».
Предложить детям превратиться в листочки.
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят! (Дети кружатся с листочками в руках, покружились и присели.)
Листопад! Листопад! Листья по ветру летят (воспитатель дует, дети разбегаются). Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю листья. Игра повторяется 2—3 раза

Индивидуальная работа

Ходьба и бег в разном направлении.
Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве

Выносной материал

Формочки, ведерки, грабельки, лопатки, машинки, каталочки, коляски

Прогулка № 28
Тема: «Наблюдение за осенними изменениями в природе»

Цель

Формировать элементарные представления об осени

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на изменение в природе: стало холодно, небо хмурое (пасмурное), идет мелкий дождь, цветы завяли, листья на деревьях изменили цвет

Художественное слово

Осень наступила.

Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Птички улетели, стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны-темны ночи

Трудовая деятельность

Труд на участке: собрать веточки, подметание веничками дорожек на участке

Подвижная игра

«По ровненькой дорожке».
Цели: развивать согласованность движения рук и ног, приучать ходить свободно в колонне по одному, развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.
«Кролики».
Цели: учить прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность в себе

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность по выбору детей

Выносной материал

Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, перчатки, карандаши, палочки, ведерки, совочки

Прогулка № 29
Тема: «Наблюдение за погодой»

Цель

Развивать у детей желание наблюдать за природой и погодными явлениями

Ход наблюдения

Показать детям и уточнить: погода сегодня теплая, солнце светит и идет дождик мелкий

Художественное слово

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Трудовая деятельность

Сбор мусора на площадке.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями

Подвижная игра

«Ловишки».
Цель: упражнять в беге в разных направлениях.
«Попади в обруч».
Цель: формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5–9 м

Индивидуальная работа

Повторить потешку «Большие ноги шли по дороге...»

Выносной материал

Лопатки, совочки, метелки, ведерки, формочки

Ноябрь

Прогулка № 30
Тема: «Наблюдаем за одеждой людей осенью»

Цель

Закреплять знание детей о предназначении одежды

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на одежду, спросить, зачем надевают резиновые сапоги, плащи, берут зонт. Воспитатель связывает их с погодными условиями: холодно, идет дождь... Закрепляя материал, предложить детям посмотреть, как одета проходящая мимо участка бабушка

Художественное слово

Дождик, дождик веселей
Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи
К нам в окошко постучи

Трудовая деятельность

Упражнения на равновесие. Ходьба по ребристой доске

Подвижная игра

«Поезд».
Цель: упражнять в ходьбе друг за другом, учить начинать и заканчивать движение по сигналу воспитателя.

«Бегите ко мне».

Цель: упражнять в беге в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга

Индивидуальная работа

Игровое упражнение «Перешагни палку».
Цель: развивать умение перешагивать палку, при этом не терять равновесия

Выносной материал

Ведерки, совочки, формочки

Прогулка № 31
Тема: «Дождик, дождик, веселей лейся с небосвода!»

Цель

Показать, что осенний дождь холодный, простейшие связи между явлениями в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь)

Ход наблюдения

Какой идет дождик? Дождик идет не теплый, а холодный, почему? (На улице стало холодно.) Как люди одеты во время дождя? (Люди его не боятся, они идут под зонтиками.) После дождя уточнить, какие предметы стали мокрыми. (Крыши, скамейки, дорожки, листья на деревьях, трава.) Если идет сильный дождь, наблюдаем из окна, слушаем, как он стучит по крыше и по окошку. Как стучит дождик? (Громко.)

Художественное слово

Стихотворение «Приметы осени»

Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поля
Лягут белые туманы,
А потом уж жди не жди —
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь,
Значит, наступила осень

Трудовая деятельность

Сбор игрушек в определенное место после прогулки.

Цель: учить приводить в порядок игровой уголок (собирать игрушки в игровом уголке после прогулки)

Подвижная игра

Игра малой подвижности «По узенькой дорожке».
Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на асфальте). Ход игры: воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей)

Индивидуальная работа

«Как зовут товарища».
Цель: учить называть детей по имени

Выносной материал

Деревянные лопатки, совочки, грабли, ведерки, игрушки, машинки, формочки

Прогулка № 32
Тема: «Облака плывут без остановки»

Цель

Познакомить с понятиями «облака» и «тучи», рассмотреть особенности облаков в осеннем небе

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на небо. Какое небо? Что движется по небу? (Серые, темные облака движутся по нему, их называют тучами.) Что закрыло солнце? (Тучи закрыли солнце, и его не видно.) Они низко плывут над землей. Что из тучек может идти? (Из них идет снег и дождь.) Предложить детям на песке самостоятельно нарисовать тучку

Художественное слово

Я вконец себя измучил,
Все никак не мог понять.
И откуда эти тучи появляются опять?
Но помог однажды случай:
Мы ходили по грибы,
У лесов сторожки туча
Выползала из трубы

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе

Подвижная игра

Игра малой подвижности «Бегите ко мне».
Цель: учить ориентироваться по звуку, двигаться в сторону звука.

«Воробушки и кот».
Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленках, бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего, приучать к осторожности

Индивидуальная работа

Развитие движений — прыжки парами

Выносной материал

Лопатки, карандаши, маски для игр, формочки для игры, ведерки

Прогулка № 33
Тема: «Труд шофера»

Цель

Продолжать знакомить детей с профессией шофера, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых

Ход наблюдения

При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую машину. Что за транспорт приехал в детский сад? (Машина.) Предложить подойти к ней поближе. Что у машины есть? (Кабина, колеса, кузов, руль.) Что водитель возит в машине? (Продукты.) Как водитель управляет машиной? (Водитель заводит мотор, поворачивает руль, и машина едет.)
Каким должен быть водитель на дороге? (Внимательным.) Что бы ему посоветовали?

Смотри, шофер, за рулем,
Не зевай, не усни,
Слева, справа и прямо
За движением дорожным следи!

Что бы пожелали водителю? (Счастливого и безопасного пути, хороших и отзывчивых попутчиков, пассажиров, ответственных, дисциплинированных товарищей-водителей на дороге.)

Художественное слово

Шофер не любит долго спать,
Чуть свет встает шофер.
К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор

Трудовая деятельность

Сбор крупных веточек на участке (если появится первый снег, предложить детям сгрести лопатками снег).

Цель: учить выполнять элементарные поручения

Подвижная игра

Игра малой подвижности «Ладушки-оладушки».
Цель: учить детей по-разному хлопать в ладошки, вести счет: «Раз, два!»

Индивидуальная работа

Рисуем палочкой на песке — развивать интерес к рисованию.

Прыжки с продвижением вперед

Выносной материал

Лопатки, формочки, совочки

Прогулка № 34
Тема: «А дорога бежит, не кончается, в пути машины разные встречаются...»

Цель

Закрепить знания о транспорте, познакомить с правилами дорожного движения

Ход наблюдения

Сегодня мы подойдем поближе к проезжей части дороги и понаблюдаем за движением транспорта.

Что движется по дороге? Наш детский сад находится рядом с дорогой. На дороге не отвлекаются. С кем вы переходите дорогу? (С родителями, идти надо только со взрослыми, держась за руку.) На дороге надо быть внимательными. На дороге есть светофор. На какой свет надо идти? На какой свет нельзя идти? (На красный свет идти не разрешается, а на зеленый разрешается.)

Художественное слово

Загадки

1. Если кто-то заболел,
Надо, чтобы врач успел.
Машина быстрая домчит,
В ней Айболит — он исцелит (машина скорой помощи).

2. Отвезет он все, что нужно,
Быстро, весело и дружно!
Из кузова песку — обвал!
Что за машина? (самосвал).

3. Привезли песок рабочим,
Чтобы строить дом помочь им.
Можно нагрузить немало
В мощный кузов... (самосвала).

4. Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу, на опасную,
Спешит тушить пожар! (пожарная машина).

5. Синяя машина с белой полосой.
Она развозит почту летом и зимой.
Много в ней журналов, писем и газет.
Всем везет она нам пламенный привет (почтовая машина)

Трудовая деятельность

Сгребание сухих листьев в кучу.

Цель: продолжать учить правильно пользоваться граблями, приучать соблюдать порядок на участке детского сада

Подвижная игра

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Хороводная игра «Пузырь».

Цель: развивать у детей умение согласовывать свои движения со словами, двигаться ритмично

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Признаки осени» – речь, мышление, память

Выносной материал

Лопатки, формочки, совочки

Прогулка № 35
Тема: «Какие кустики растут на участке нашего детского сада?»

Цель

  • Дать представление об основных частях кустарника, о том, что растения — живые существа, очень хрупкие и ранимые;
  • воспитывать бережное отношение к растительному миру;
  • сформировать познавательный интерес к миру растений

Ход наблюдения

Какие растения есть на нашем участке? (Подвести детей к кустарнику.) Что это? (Кустарник.) Рассмотрите внимательно кустарник. Что у него есть? (Веточки, листочки.) Кустарник похож на дерево? (Он низкий, у кустарника нет ствола, и все веточки растут от корня из земли.) Что это за дерево? Показать ребятам красавицу рябину, дать попробовать ягодку

Художественное слово

Загадки

1. На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед!
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет их. Это... (розы)

2. Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет —
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)

Трудовая деятельность

Оказание помощи дворнику в уборке мусора.

Цель: учить действовать лопатками, граблями, сгребать мусор в определенное место

Подвижная игра

Подвижная игра «Поедем в лес».

Цель: уточнить названия растений, развивать ориентировку в пространстве

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Сварим суп» – овощи, закрепить названия, развитие речи и мышления

Выносной материал

Лопатки, ведерки, совочки, игрушки

Прогулка № 36
Тема: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч...»

Цель

Продолжать наблюдение за ветром, учить определять направление ветра

Ход наблюдения

Посмотрите, дети, на деревья, на их верхушки. Почему они качаются? Откуда дует ветер? Давайте послушаем, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, посмотрим, как кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Предложить детям подбросить листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко

Художественное слово

Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету

Трудовая деятельность

Сбор разлетевшихся от ветра листьев.

Цели: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада, побуждать оказывать взрослым помощь

Подвижная игра

Подвижная игра «Самолет».

Цели: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал воспитателя и начинать движение по словесному сигналу

Индивидуальная работа

Развитие движений – перешагивание через препятствия

Выносной материал

Лопатки, формочки для игры, ведра

Прогулка № 37
Тема: «Птицы в стайки собираются...»

Цель

Продолжать наблюдение за птицами, их повадками, закрепить знания о птицах: название, части тела, питание

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на особенности голубей, прыгающих в стае воробьев. Почему воробьи летают стайкой? Куда делись насекомые? Почему птицы летят к людям? Как люди заботятся о птицах? Что есть у птиц? Уточнить, что стало холодно, насекомые спрятались, нет зеленой травы, и птицам есть нечего, поэтому они прилетают ближе к людям, чтобы они их покормили. Предложить покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание, что у птиц есть глаза — они видят корм, когда им насыпают, есть клюв — они клюют крошки, есть ноги, их называют лапами, с их помощью они ходят, есть хвост и крылья — благодаря им они летают. Голуби бывают разного цвета

Художественное слово

Загадка
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стайки? (птицы)

Трудовая деятельность

Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за птицами, приучать детей с помощью взрослых кормить птиц

Подвижная игра

Подвижная игра «Птички летают».

Цели: научить бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучать детей помогать друг другу

Индивидуальная работа

Упражнение на развитие мелкой моторики.

«Нарисуй палочкой» — нарисовать на песке облака и тучи

Выносной материал

Мешочки с песком, мелкие игрушки, формочки, ведерки, совочки

Прогулка № 38
Тема: «Наблюдение за березой»

Цель

  • Расширять представление о дереве;
  • формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
  • воспитать желание защищать и оберегать природу

Ход наблюдения

Подвести детей к березе. Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками — похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в холодные и морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу

Художественное слово

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой

Трудовая деятельность

Расчистка территории от мусора.

Цели: продолжать учить пользоваться лопаткой, помогать товарищам в выполнении трудовых действий, доводить начатое дело до конца

Подвижная игра

«По ровненькой дорожке».
Цель: учить ходить по невысокому брусу, спрыгивать, сгибая ноги в коленях.

«Мы — веселые ребята».
Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя, развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий

Индивидуальная работа

Развитие движений — прыжки парами

Выносной материал

Лопатки, венички, носилки, формочки для снега

Прогулка № 39
Тема: «Наблюдение за первым снегом»

Цель

  • Познакомить с природным явлением — снегом;
  • показать разнообразие состояния воды в окружающей среде

Ход наблюдения

Нахмурилось небо, наверно, не в духе,
Летают, летают белые мухи!
И носятся слухи, что белые мухи
Не только летают, но даже и тают.

Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?» Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась? Предложить детям поймать снежинку на пальто, варежку и рассмотреть ее

Художественное слово

Тихо падают снежинки,
Легкий ветер гонит их.
То построит хороводы,
То как в вальсе закружит

Трудовая деятельность

Утепление корней растений вместе с воспитателем.

Цель:

  • воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;
  • закреплять знания о способах адаптации растений зимой;
  • учить бережно относиться к растительному миру

Подвижная игра

«Найди себе пару».
Цель: развивать у детей различие цвета и ориентирование в пространстве

Индивидуальная работа

Основные виды движений: упражнения в ходьбе, ходьба в колонне, по кругу, не держась за руки

Выносной материал

Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, перчатки, карандаши, ведерки, совочки

Прогулка № 40
Тема: «Наблюдение за инеем»

Цель

Дать детям начальное представление о свойствах снега

Ход наблюдения

Посмотрите, как красиво! На веточках маленькие полупрозрачные иголочки. Такие же иголочки на травинках и на проводах. Там, где села птица, эти чудо-иголки пропали. Скоро зима. Вся земля покроется снегом. А сейчас выпал иней. Он тоже холодный. С виду кажутся иголочки колючими, но если их потрогать, они сразу растают. Рука теплая, а снег и лед от тепла тают. Давайте проверим. Взрослый демонстрирует, что произойдет с инеем, если его взять в руку (прикоснуться) или просто подышать на него

Художественное слово

Загадка про иней

По деревьям серебристая
Перекинулась фата —
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота! (иней)

Трудовая деятельность

Труд на участке: собрать веточки, подмести дорожки, кормление птиц.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка)

Подвижная игра

«Колдунчики».
Цель: приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу

Индивидуальная работа

Основные виды движений: упражнения в ходьбе, ходьба в колонне, по кругу, не держась за руки

Выносной материал

Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, совочки, машинки

Прогулка № 41
Тема: «Наблюдение за льдом»

Цель

  • Знакомить с природным явлением — льдом;
  • сформировать представление о состоянии воды в окружающей среде

Ход наблюдения

Сопровождать чтение стихотворения действиями.
Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. Пусть дети проткнут палочкой лед. В мороз лужи промерзают до дна

Художественное слово

Мне серая лужа простудой грозила.
Расплюхалась грязь, и вовсю моросило.
И не было в мире скучнее двора,
Чем тот, где гулять я пытался вчера.
Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.
По грязи хожу, не запачкав ботинки.
А бывшая лужа с водой ледяной
Дрожит и трещит, хрустит подо мной.

Загадка
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему никто не радуется? (лужа во льду)

Трудовая деятельность

Заливка ледяной дорожки вместе с воспитателем.

Цель: учить аккуратно поливать из лейки, воспитывать желание помогать взрослым в работе

Подвижная игра

«Найди свое место».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве

Индивидуальная работа

Основные виды движений. Упражнения в ходьбе. Ходьба парами в колонне и в разных направлениях (врассыпную)

Выносной материал

Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, совочки, машинки

Прогулка № 42
Тема: «Наблюдение за рябиной»

Цель

  • Продолжать наблюдение за рябиной осенью;
  • учить находить сходство и различия красной и черной рябины

Ход наблюдения

Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси и зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску. Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины?

Художественное слово

С рябиной свежей вазу поставили на стол.
Ее заметил сразу, лишь в комнату вошел.
Есть рябину я не стану, лучше краски я достану,
Нарисую ягодки — влажные и яркие,
В каплях — бусинки росы удивительной красы

Трудовая деятельность

Элементарные поручения.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений

Подвижная игра

«Воробышки и кот».
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в колени, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего

Индивидуальная работа

Основные виды движений. Упражнения в ходьбе. Ходьба парами в колонне и в разных направлениях (врассыпную)

Выносной материал

Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, совочки, машинки

Прогулка № 43
Тема: «Наблюдение за морозными узорами на окне»

Цель

Наблюдения за природой ближайшего окружения

Ход наблюдения

Прогуливаясь по территории детского сада, обратить внимание на красоту деревьев и кустарников вокруг участков (заснеженные веточки деревьев — как в сказке). Зайдя на участок своей группы, выделить красоту рябинки, которая стоит заснеженная в уголочке участка. И прочитать отрывок стихотворения

Художественное слово

На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка —
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябинка
В белый, праздничный наряд,
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке. Сложить игрушки в корзину.
Цель: развивать у детей желание помочь воспитателю

Подвижная игра

«Птички в гнездышках».
Цель: упражнять детей в выполнении движений.
Игры с элементами имитации движений птиц

Индивидуальная работа

Речевая игра «Громко — тихо»

Выносной материал

Лопатки, формочки для снега, детские санки, совочки

Прогулка № 44
Тема: «У собаки есть сынок — добрый, ласковый щенок»

Цель

Уточнить представление детей о названии детеныша собаки. Отметить особенности внешнего вида собаки, щенка, характерные движения, издаваемые звуки. Прививать чуткое, заботливое отношение к животным

Ход наблюдения

Воспитатель привлекает внимание детей к гуляющей рядом собаке, щенку, которую
выгуливает хозяин. Кто это? (Собака.) Как вы думаете, ей холодно? (Нет.) Почему собаке не холодно?
(Собака, как и все животные, тоже готовилась к зиме. Ее туловище покрывается более густой и теплой
шерстью.) Какие части тела есть у собаки? (Голова, туловище, хвост, лапы, уши.) Как называются детеныши
собаки? (Щенята.) Какие они на внешний вид? Как питаются? Какой звук издают?
Почему щенок смешной, забавный, милый? (Потому что у него короткие лапы и хвост, толстое туловище, он
слабенький, игривый.) Хотя щеночек маленький, слабенький, но слух у него очень хороший, и он уже может
выполнять несложные команды

Художественное слово

У щенка четыре лапы,
Ушки и забавный хвост.
Он пушистый и лохматый.
И прохожих лижет в нос

Трудовая деятельность

Украшение участка снежными куличиками.
Цель: учить плотно набивать снегом форму, выбивать из нее снег, а полученными куличиками украшать участок.

Подвижная игра

«Пузырь».
Цель: учить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
«Лохматый пес».
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь

Индивидуальная работа

Брось мяч вверх и поймай.

Цель: развивать ловкость.
Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Выносной материал

Маски для подвижных игр, формочки для игр, игрушки

Прогулка № 45
Тема: «Следы на снегу»

Цель

  • Вызывать интерес к окружающему миру;
  • учить определять следы: детские, взрослые, птиц

Ход наблюдения

Посмотрите, все вокруг засыпало снежком. Как будто зима укрыла землю ровным белым одеялом. Но ведь мы знаем, что даже зимой разные звери гуляют по улицам. Собачки выходят на прогулку, белочки спускаются с деревьев поискать еду, птички переминаются с лапки на лапку в поисках крошек.
Ходят по участку, рассматривая разнообразные следы.
Исследование «Определи след».
Воспитатель обращает внимание на 2 следа (взрослого и ребенка).

Чьи это следы? Здесь прошли 2 человека — взрослый и ребенок. Давайте сравним их следы (дети, сравнивая,
приходят к выводу, что след взрослого человека больше, чем у ребенка). Воспитатель показывает на след. Я
думаю, что эти следы принадлежат мальчику, который ходит в валенках. Посмотрите, какая подошва: гладкая,
не рифленая. Давайте посмотрим, какие следы оставляют ваши ножки. (Дети выполняют отпечатки своих
сапог и рассматривают.) А сейчас давайте посмотрим следы около нашей кормушки и угадаем, кто прилетает.
Какие интересные следы, они похожи на крестики. (Дети рассматривают следы и называют знакомые.)
Как вы думаете, почему эта цепочка прерывается? (птица улетела)

Художественное слово

Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трехзубчатые вилы —
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница —
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет

Трудовая деятельность

Покормить птиц. Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них

Подвижная игра

«След в след».
Цель: учить ходить строго по следу, сохраняя равновесие. «Воробушки и кот».

Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего,
быстро убегать, находить свое место, приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища

Индивидуальная работа

Упражнение «Нарисуй след» (рисование на снегу веточкой).

Цель: расширять знания о зимующих птицах. Закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу, учить читать по следам события. Развивать наблюдательность, любознательность.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Выносной материал

Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, карандаши, палочки, ведерки, совочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека осенних прогулок в средней группе

Картотека осенних прогулок в средней группе...

Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС Разработала Романова И.А.

Картотека осенних прогулок в средней группепо ФГОСРазработала Романова И.А. Сентябрь.Прогулка  1Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за состоянием погодыЦель: ...

Картотека осенних прогулок для младшей группы детского сада.

Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь в полной мере удовлетво...

Картотека осенних прогулок в старшей группе

Даны рекомендации по проведению осенних прогулок в старшей группе ДОУ....