«Синтез профилактики заболеваний и развития творческих способностей дошкольников в ДОУ»
материал

Краткий материал о возможности синтеза профилактической и творческой направленности работы педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Синтез профилактики  заболеваний  и  развития  творческих  способностей  

дошкольников   в  ДОУ»

(сообщение воспитателя МБДОУ № 23 «Золотой петушок» Горобец В.Б.)

Всё   чаще  приходится  слышать  о  том,что  дети  приходят  в  детское  учреждение, стоя  на  учёте  у  двух, трёх,а  то  и  четырёх  врачей-специалистов  одновременно. Всё  больше  говорится  на  совещаниях  о  необходимости  усиливать  работу  по  профилактике  заболеваний  и  укреплению  здоровья  детей. Причём, что  интересно:если  раньше  распространённость  тех  или  иных  заболеваний  зависела  от  климатических  условий  того  или иного региона,то  теперь уменьшение  количества  здоровых детей  и  увеличение  диагнозов  на  каждого  ребёнка  происходит  повсеместно. Следовательно  есть  общая  закономерность  и  можно  построить  определённую систему  работы.

Но прежде, чем  выстраивать  какую-то  систему, необходимо  сначала  провести  тщательный  анализ.

Мне  могут возразить,что  в  настоящее  время  диагнозы  не  пишутся, указывается  только  специалист,на  учёте  у  которого  состоит  данный  ребёнок. Это  делается  в  целях  соблюдения  прав  ребёнка  и  неразглашения  конфедициальной  информации.

Однако, во-певых, информация  является  закрытой для посторонних.

Во-вторых, на  учёте  у  хирурга  может  состоять  и  ребёнок  с  нарушением  осанки,и  после  операции  по  удалению  паховой  грыжи.

Разница  в  индивидуальном  подходе  будет  существенной.

Я проанализировала данные детей, выпущенных мною ранее,количество  поставленных  на  учёт  и  снятых  с  учёта  детей.

 После  того,как  были  поанализированы  все  рекомендации  врачей за последние 12 лет, определилось  пять основных групп:

1.заболевания  нервной  системы

2.заболевания  опорно-двигательного  аппарата;

3.заболевания  верхних  дыхательных  путей;

4.речевая  патология;

5.здоровые  дети.

В свою  очередь заболевания  опорно-двигательного  аппарата  разделились  на  группу  детей  с  нарушениями  осанки  и  группу  риска  по  плоскостопию.

Также  заболевания  верхних  дыхательных  путей включают  группу  ЛОР-заболеваний и группу  частоболеющих  детей.

Конечно,не  в  каждой  возрастной  группе  присутствуют  все  виды  заболеваний.Но  это  не  значит,что  работа  по  профилактике  должна вестись  в  меньшем  объёме.

Хочу  особо  подчеркнуть, что  это  не  коррекция. Группа,в которой я работаю,не является санаторной.Следовательно-о специальных лечебных комплексах упражнений речи быть не может. Для оздоравливания детей нужно было искать другие пути.

Казалось бы-что  общего    имеет развитие  творческих  способностей  и  профилактика  заболеваний? Однако,как  я  обнаружила,эти  два  понятия  вполне  сочетаемы.Нужно  только  чётко  определить :что именно   может  помочь  в  том  или  ином  случае.

Для  гиперактивных  детей  будут  полезны  занятия  в спортуголке. Причём не только подвижные игры с ползанием, лазанием, метанием, прыжками,которые способствуют развитию физических качеств,но и малоподвижные игры («Рыбалка», «Закрути быстрее», «Море волнуется» и пр.).способствующие сосредоточенности,усидчивости и ,как следствие- укреплению нервной системы, формированию самоконтроля.

Для  детей  нервных, впечатлительных, возбудимых, благотворным  окажется  пение  народных  песен, игра  на  народных  инструментах. Народные песни в  зависимости от характера  тоже способствуют регуляции состояния ребёнка. Плавные,лиричные-успокаивают, задорные-помогают «выплеснуть эмоции». Благоприятное действие оказывает театрализованная деятельность, способствующая формированию уверенности в себе, психологической разгрузке детей.

Речевая  патология-одна  из  самых  сложных. Общеизвестно,что  правильная  речь зависит  не  только  от  развития  фонематического  слуха,но  и  от  правильной артикуляции,правильного  дыхания  и  развития  мелкой  мускулатуры  рук.Именно  поэтому  с детьми  с  речевой  патологией  стараюсь чаще заниматься  артикуляционной  гимнастикой, упражнениями  для  формирования  правильного дыхания, лепкой и рисованием в свободное время.Здесь очень уместно вспомнить о проектах. «Погружение» в определённую тему легче увлекает воспитанников.Мне помогли проекты «Золотое чудо -Хохлома» ,«Художница Осень»», «Бело-синее чудо Гжели» и др.

Безусловно,что  перед  мной стояла  нелёгкая  задача:увлечь не  только детей,склонных  к  данному  творчеству, но  и  нуждающихся  именно  в  этом  тренинге  для  оздоровления. Разработанные конспекты   постоянно  совершенствуются

Многие  программы  охраняют  психическое  здоровье  малышей, нацеливают  на  развитие  коммуникабельности, эмоциональной  открытости.

Немало внимания  уделяется  развитию  познавательных  способностей, патриотическому,эстетичесвкому  воспитанию.Однако,редко указывается  на  возможный  синтез  здоровьесберегающих  технологий  и  развитие  творческих  способностей. Педагогам  остается  самим  искать  подходящие  пути.

Я считаю,что можно  утверждать: синтез  развития  творческих  способностей  и  профилактики  основных  заболеваний  дошкольников  не  только  возможен,но  и  благотворен  для  гармоничного  развития  каждого  ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предви­деть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...

Развитие языкового анализа и синтеза у дошкольников.

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса,...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...

Пути преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Расширены рамки традиционной логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи, путём включения пропедевтического этапа, направленного на формиров...

Презентация "Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников".

Данную презентацию можно использовать в рамках консультаций  для воспитателей и родителей  в ДОУ по темам "Развитие фонематического слуха у дошкольников" и " Формирование навыков звукового а...

МАСТЕР – КЛАСС "Как формировать навык фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР"

Мастер-класс выполнен в стиле презентации. Данная информация будет полезна практикующим логопедам, педагогам ДОУ, родителям дошкольников....

Формирование навыков слогового анализа и синтеза у дошкольников в игре.

Игровые технологии помогают педагогам и родителям легко сформировать навыки слогового анализа и синтеза у дошкольников....