Путешествие в прошлое часов
план-конспект занятия (старшая группа)

Денисова Елена Николаевна
 Заинтересовать детей участвовать в образовательной деятельности.
Создание образовательной ситуации Создание эмоционального настроя.
Станем рядышком, по кругу,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_dokument_3_raspechatat.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в прошлое часов

1 часть - вводная

Цель: Заинтересовать детей участвовать в образовательной деятельности.

Создание образовательной ситуации Создание эмоционального настроя.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Доброе утро, ребята!

- Замечательно, как тепло мы поздоровались с вами. Я рада Вас видеть в хорошем настроении!

Дети стоят в полукруге, улыбаются друг другу, здороваются.

Мотивация детей на предстоящую цель - Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо.

- Давайте его прочитаем вместе.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Помогите мне, пожалуйста! Вот уже несколько раз меня приглашали друзья на праздники. Но когда я приходил, то было уже поздно – все гости уже расходились. Объясните мне, пожалуйста, почему я все время опаздываю! Ваш Незнайка!»

- Ребята, поможем Незнайке узнать, почему он опаздывает?

- Как вы думаете, почему он опаздывал?

- Вы все говорите правильно. А как же узнать, что уже пора выходить из дома?

- А у Незнайки есть часы?

- Ребята, вы догадались, о чем мы с вами сегодня будем беседовать и рассказывать?

Дети«Давайте!»

Дети слушают письмо.

Отвечают на вопрос воспитателя, высказывают своё мнение.

(не знал, когда выходить из дома, нет часов, проспал)

- Посмотреть на часы

- Нет

Выдвигают предположение.

2 часть – основная

Цель: Организация практической – познавательной деятельности.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми - Чтобы подтвердить вашу догадку предлагаю вам присесть на ковер и послушать небольшой рассказ.

«Давным-давно, когда люди еще жили в пещерах и готовили еду на костре, они заметили, что светло становится, когда солнышко появляется на небе, оно медленно поднимается и чем выше оно над головой, тем светлее и теплее становится. Чем ниже спускается солнышко, тем темнее становится. На небе появляются звезды. Древнему человеку это было важно, потому что когда светло и тепло – он мог охотиться, а когда темнело – ему хотелось спать. Древний человек догадался, что светлые и темные периоды можно измерять. Он придумал изобретение, которым мы пользуемся до сих пор. Угадайте, что это:

Мы, когда идем, стоим.

А стоять умеем лежа

Даже если убежим,

Мы не двигаемся тоже (часы)

- Правильно!

- Мы сегодня поговорим о часах, о времени. Мы узнаем, какими они были, какими они стали? Хотите?

Дети садятся на ковер и слушают рассказ воспитателя.

Дети отгадывают загадку.

- Да

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым - Ребята, посмотрите, у нас в группе есть мини выставка  часов! Давайте подойдем и рассмотрим их внимательнее.

- Скажите, здесь часы одинаковые?

- Чем они отличаются? (разные по форме, величине, материалу, из которого сделаны)

- Как вы думаете, для чего нужны часы?

- Что же такое часы?

- Правильно! Дети подходят к часам и рассматривают их.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Чтобы знать время, никуда не опаздывать и др.

Ответы детей (прибор, который показывает время)

Этап осуществления самостоятельной работы с детьми - Давайте посмотрим слайды  и ответим на вопрос.

- Как же раньше люди определяли время?

- Раньше люди время определяли по солнцу. (Слайд 1)

Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко садилось – ложились спать.

Однажды человек заметил, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. И понял, что по солнцу можно более точно определять время. Утром и вечером тень от деревьев длиннее, чем днем. И придумал часы : вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы называются(Слайд 2)

- Правильно! Солнечные.

- Как вы думаете, удобны были такие часы?

- Почему?

- Затем люди изобрели часы, в которых использовали масло.

- Как они назывались?

- Правильно!

- Как они устроены, я вам сейчас расскажу. Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. (Слайд 3)

- Как вы думайте, а удобны ли эти часы?

- Ребята, эти часы совершенно не удобные, часы могут упасть, и возникнет пожар.

- Затем люди придумали часы, в которых использовали воду, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день.

- Как они называются? (Слайд 4)

В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.

- Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Эти часы так же не удобны, так как в них надо постоянно подливать воду.

Не случайно с тех пор говорят о времени«Сколько воды утекло!»

- После этого появились часы, в которых используется песок. Какие это часы(Слайд 5)

- Правильно!

- Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. Песочные часы используют и в наше время, например в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры. (Слайд 6)

- Как вы думаете, какое время могут отсчитывать песочные часы? С помощью этих часов можно отсчитать лишь небольшой отрезок времени.

- Ребята, а как вы думаете, 1 минута – это много, или мало?

- А давайте, проверим!

- Садитесь за столы, возьмите лист бумаги и карандаш.

- По моей команде вы начнете рисовать круги на бумаге. Когда я скажу «Стоп!», вы откладываете карандаши и мы считаем сколько кругов вы нарисовали за 1 минуту. Согласны?

Дети за одну минуту рисуют круги, минута измеряется песочными часами.

- А теперь давайте проверим. Сколько кружков у вас получилось за одну минуту?

- А как вы думаете, что еще можно сделать за 1 минуту?

- Помните, что минуты текут очень быстро.

- А хотите узнать, какие были еще часы?

Тогда слушаем дальше.

- Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы(Слайд 7)

В давние времена механические часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. (Слайд 8)

- При таких часах был мастер, который чинил их.

- Ребята, скажите, как называют людей, которые чинят часы(Слайд 9)

- Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.

Дидактическая игра с использованием презентации

«Какой, какая, какое?»

- как называются часы, которые висят на стене?

- которые стоят на полу?

- которые стоят на столе?

- которые человек носит на руке?

- которые носят в карманах?

- которые стоят на каминах?

- которые находятся на улице?

- которые расположены на башнях?

- Молодцы, ребята!

- Но у механических часов были недостатки. Их надо было часто заводить. Если забудешь завести, то они остановятся. Поэтому придумали электронные часы.

- Что нужно, чтобы электронные часы работали?

- Правильно!

Это самые удобные часы из всех созданных (Слайд)

А теперь давайте мы с вами отдохнем и превратимся в часы.

Физкультминутка

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Если их не заведут,

То они совсем встают.

- Молодцы ребята, у вас очень хорошо получилось изображать часики.

- Ребята, занимаем свои рабочие места.

(На столе лежат макеты часов на каждого ребенка)

- Посмотрите, у вас у каждого есть макет часов. Рассмотрите его.

- Скажите, пожалуйста, из каких частей состоят часыСовершенно верно: стрелки, цифры, циферблат.

- Цифры нанесены на циферблат.

- Ребята, для чего нужны стрелки?

- Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент.

- А стрелки одинаковые?

- Правильно! Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы.

Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный. Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошел час. Короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до следующей.

Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

- Ставим обе стрелки на 12. Какое время они показывают?

Сейчас они показывают ровно 12 часов.

- Теперь короткую часовую стрелку ставим на цифру 1, а длинную минутную – на 12. Какое время они показывают?

Часы показывают ровно час.

Дидактическая игра «Который час?»

- Сейчас мы немного поиграем, будем вращать короткую часовую стрелку, а минутную длинную установим на 12.

Ставим часовую стрелку на 2, а минутную на 12.

- Который час показывают часы?

Ставим часовую стрелку на 3, а минутную на 12.

- Который час показывают часы?

Ставим часовую стрелку на 4, а минутную на 12.

- Который час показывают часы?

Ставим часовую стрелку на 9, а минутную на 12.

- Который час показывают часы?

Поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали:

ровно 5 часов.

- Который час показывают часы?

- Как расположены стрелки?

Поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 6 часов.

- Который час на ваших часах?

- Как расположены стрелки?

- Молодцы, Ребята! Все правильно выполнили.

Дети возвращаются на ковер и встают полукругом около экрана.

Ответы детей (по солнцу, по петухам и др.)

Дети слушают

- Солнечные

- Нет

- Они были очень большими, нельзя взять их с собой, в дождливую погоду не было солнца.

- Масляные

Дети рассматривают на слайде изображение.

- Нет, можно масло разлить, обжечься, устроить пожар.

- Водные

Ответы детей: нет, постоянно нужна была вода.

- Песочные

Ответы детей (1 мин., 3 мин., 5мин, 10 мин)

Дети высказывают свое мнение.

- Давайте.

Дети садятся за столы, берут лист бумаги и карандаш.

- Да.

Дети считают кружки.

- Причесаться, надеть колготки, нарисовать дерево и др.

- Да

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя и рассматривают изображения на слайдах.

Часовщики.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

-Настенные

- Напольные

- Настольные

- Наручные

- Карманные

- Каминные

- Уличные

- Башенные

- Батарейки, электричество.

наклоны влево-вправо.

дети садятся в глубокий присед

приседания

вращение туловищем влево

ходьба на месте.

замедление темпа ходьбы

бег на месте

дети останавливаются

Дети проходят на свои места

Дети рассматривают макеты часов.

- Циферблат, цифры, стрелки.

- Они показывают время.

- Нет, одна - длинная, другая - короткая.

Дети слушают воспитателя.

Дети выполняют.

Отвечают на вопрос.

Дети играют и отвечают на вопросы воспитателя.

Ровно два часта.

3 часть – заключительная

Цель: Выявить мнение детей о деятельности, оценить используемые методы и приёмы.

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

- А теперь выходите, вставайте в круг и будем вспоминать, что мы сегодня узнали нового.

Игра с мячом «Вопрос – ответ».

Игра проводится в кругу. Дети встают в круг. У воспитателя мяч, она бросает ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос.

Вопросы:

1. Кому мы сегодня помогали?

2. Какая у Незнайки была проблема?

3. Почему он опаздывал?

4. Что такое часы?

5. Какие бывают часы?

6. Как устроены часы?

7. Как называются стрелки на часах?

8. Какие часы показывают наиболее точное время?

9. Чем отличаются механические часы от электронных?

10. Что вам понравилось?

11. Что было трудно?

Молодцы, ребята! Все запомнили. Дети выходят на середину ковра и встают вкруг.

- Мы помогали Незнайке.

-Незнайка все время опаздывал.

- Он опаздывал, потому что у него не было часов и он не знал, что такое время.

- Прибор, который показывает время.

Часы бывают солнечные, песочные и др.

- У них есть циферблат, цифры, стрелки.

- Минутная и часовая.

- Наиболее точно показывают время электронные часы.

- В электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность - Дети, сейчас я предлагаю вам нарисовать для Незнайки любые часы, которые вам понравились или придумать свои, а цифры уже готовые их только нужно приклеить. А потом я отправлю их по почте Незнайке и его друзьям, чтобы они определяли по ним время и никуда не опаздывали.

Дети проходят за столы и рисуют часы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Презентация к занятию "Путешествие в прошлое часов"

С проблеммой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотре...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы "Путешествие в прошлое часов" (итоговое)

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и плани...

занятие на тему "Путешествие в прошлое часов" ( игровая ситуация)

Програм.задачи:   познакомить с истортей часов, устанавливать причинно-следственные связи, активизировать словарный запас, воспитывать уважение к труду человека.         ...

Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"

данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам....