Консультация для педагогов "Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей"
материал

Свечканева Олеся Валерьевна

В данной консультации раскрывается значение музыкально-дидактических игр для общего развития ребенка и методика освоения настольных музыкально-дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_muz._did._igry_-_kopiya.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

        

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 135»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

«Роль    музыкально - дидактических

игр   в   музыкальном   развитии   детей»

Составил:

Музыкальный руководитель

Свечканева О. В.

г. Братск

2012 г.

ПЛАН

  1. Значение музыкально-дидактических игр для общего развития ребенка.
  2. Музыкально-дидактические игры – эффективное средство познания объективной действительности.  
  3. Методика освоения настольных музыкально-дидактических игр.

Литература:

  1. Комиссарова Л. Н.,  Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Москва: Просвещение, 1986.
  2. Роот З. Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста».  Москва:  Айрис- пресс, 2005.

1. Одной из важных задач всестороннего развития детей является музыкальное воспитание и развитие. Музыка в детском саду звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.

        Содержание музыкального воспитания, сформулированное в «Программе воспитания и обучения в детском саду», предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке,  развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах), что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

        На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.

        Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречающимся ему в жизни. Музыкальные образы «…побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка «рассказывает», - писала Н. А. Ветлугина.  – Ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но и стремиться сопоставить все это с чем-то реальным».

        Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет.  Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т.д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

        С этой целью в музыкальной деятельности используются музыкально дидактические игры или пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Музыкально-дидактические игры  являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

2. Дидактические игры и пособия ускоряют музыкально-сенсорное развитие ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.

Педагогу необходимо хорошо знать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях и в часы досуга с детьми. Методика применения пособий на музыкальных занятиях такова. Педагог знакомит детей с каждым пособием, объясняя задание.  Оно может выполняться под музыку как одним  ребенком, так и всей группой. Наилучшее решение программных задач происходит при использовании вариативности игровой деятельности, при этом возможно изменение музыкального репертуара.

Систематическое применение пособий и игр вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Как средство обучения музыкально-дидактические игры являются наглядными пособиями, которые  создают у детей необходимые зрительные представления для лучшего усвоения учебного материала. Наглядные пособия – эффективное средство познания объективной действительности.  Наглядность не только облегчает познавательную деятельность дошкольников, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания.

В музыкальном воспитании дошкольников применение наглядных пособий имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия требуют привлечения вспомогательных, «внемузыкальных» средств. На это обратили внимание видные педагоги-музыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».

Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников – Н. А. Ветлугина считала, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки.

Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представления о музыке, ее выразительных возможностях;  научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

К таким наглядным пособиям можно отнести и настольные музыкально-дидактические игры. Они служат, прежде всего, учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т.д.  Любая музыкально-дидактическая игра имеет свой игровой  сюжет, игровой действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий.

3. Музыкально-дидактические игры – эффективное средство  формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей 4-7 лет. Для того, чтобы игра проходила интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию таких прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырехэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

На первом этапе  дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. Все это осуществляется на музыкальных занятиях посредством музыкально-дидактических упражнений.

На втором этапе  дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, ее содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идет усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

На третьем этапе  осуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя.

На четвертом этапе  дети самостоятельно используют настольные музыкально-дидактические игры.

Для того, чтобы игры проводились систематически и планомерно, на каждый этап отводится примерно по две недели. Время, затраченное на одном занятии для игры (первый и второй этапы), не должно превышать 2-4 мин. Игры, проводимые в самостоятельной деятельности (третий и четвертые этапы), регламентируются режимом дня.

1 и 2  этап освоения музыкально-дидактической игры осуществляется на 3-4 занятиях. На  3 этапе детям предлагается играть в свободное от занятий время. Количество участников определяется правилами каждой игры. Однако обычно присутствуют и те дети, которые с удовольствием наблюдают за ходом игры, а затем становятся ее активными участниками. Этот момент надо поощрять.

На музыкальных занятиях, когда игра проходит коллективно, уделяется мало времени индивидуальному обучению, поэтому каждый ребенок усваивает навыки и умения, необходимые в игре, в меру своих способностей. Вне занятий педагог может осуществлять более дифференцированный подход к каждому: лишний раз поупражнять отстающих детей в восприятии музыкальных звуков, более способным предложить поиграть, чтобы в дальнейшем они смогли быть организаторами игры, выполняли  роль ведущих.

На данном этапе, когда ребенок становится непосредственным участником игры, для него появляется много нового. Прежде всего это игровая ситуация, предполагающая действия детей в соответствии с правилами игры. Для правильного выполнения игровых действий педагогу необходимо напомнить выполнение дидактической задачи.

Роль воспитателя на данном  этапе – активная, он – участник всех игр детей и косвенно руководит ими: объясняет, если есть необходимость правила игры; предлагает внимательно слушать музыкальное задание; показывает, как правильно его надо выполнять; находит приемы для индивидуального воздействия на каждого ребенка; наблюдает за детьми, отмечает их успехи в восприятии свойств музыкальных звуков.

На четвертом этапе музыкально-дидактическая игра включается в самостоятельную деятельность детей. Но это не означает, что дети, играя, должны быть предоставлены сами себе. Педагог выступает в роли организатора детской игровой деятельности; следит, чтобы игровой материал был в хорошем состоянии, находился на видном месте. Иногда воспитатель может быть и участником игры, но чаще всего он незаметно наблюдает за ее ходом. Направляя  игру, воспитатель регулирует коллективные взаимоотношения детей.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Освоение их происходит в виде непрерывного, взаимосвязанного цикла.

Играть в настольные музыкально-дидактические игры можно утром, после дневного отдыха; в летний период – на участке детского сада в часы, отведенные для игр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально - дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей

Методическая разработка на тему:  Роль музыкально - дидактических игр в детском саду...

Методическая разработка на тему: "Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей".

Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей. Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководи...

Консультация для специалистов ДОУ Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей

Консультация для специалистов ДОУ"Здоровьесберегающие технологиив музыкальном развитии детейс целью сохранения и укрепленияпсихического и физического здоровья детей" Несмотря на тенденцию в...

Тема : « Роль музыкально - дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей.»

Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководитель или воспитатель учит детей воспринимать музыку и передавать в движении её содержание и о...

Консультация для воспитателей "Принцип интеграции в организации музыкального развития детей".

Интеграция в педагогической  деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучен...