Выступление на заседании методического объединения воспитателей на тему: "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста".
учебно-методический материал (младшая группа)

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста.

В раннем детстве дети открывают для себя бесконечное поле новых открытий. Каждый день приносит им что-то увлекательное и новое. Они учатся и познают мир, взаимодействуя непосредственно с предметами, трогая, нюхая и пробуя их.

Дошкольники по своей природе являются исследователями и первооткрывателями. Они стремятся изучать окружающий мир, разрывая бумагу, проводя эксперименты с различными предметами и измеряя глубину снега или объем воды. Каждый такой опыт становится для них источником знаний и представлений о мире.

Исследовательское поведение является неотъемлемой частью развития ребенка. Оно заложено в его генах и проявляется в естественном желании исследовать и узнавать все вокруг. Дошкольники с радостью экспериментируют, открывая для себя новые и удивительные вещи.

В дошкольном возрасте познавательное развитие представляет собой сложный процесс, включающий развитие познавательных процессов, таких как восприятие, мышление, память, внимание и воображение. Эти процессы помогают ребенку ориентироваться в окружающем мире, понимать себя и регулировать свою деятельность. В этом возрасте особенно важно развитие познавательной потребности, которая выражается в поисковой и исследовательской активности, направленной на открытие нового. Поэтому дети часто задают вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Иногда они не только спрашивают, но и пытаются найти ответы сами, используя свой маленький опыт для объяснения непонятного, а иногда даже проводят свои "эксперименты".

Это объясняется тем, что у них развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование наилучшим образом соответствует их возрастным особенностям. В дошкольном возрасте это является ведущим методом познания мира, а в первые три года жизни - практически единственным.

У младших дошкольников наблюдается увеличенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно они изучают новые предметы, стремятся понять их не только в плане названий, но и обращают внимание на общие черты, часто рассматривают простейшие причины происходящих явлений. Поддерживая этот интерес, важно направить их от знакомства с природой к ее пониманию. Это деятельность, которая может осуществляться различными способами:

- самостоятельная активность, возникающая по инициативе ребенка - спонтанно,

- занятия, организуемые взрослым,

- совместная деятельность ребенка и взрослого, которая происходит на условиях партнерства.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на изучение предметов природы как живой, так и неживой, с использованием экспериментов. Экспериментирование включает все сферы жизнедеятельности ребенка: прием пищи, занятия, игры, прогулки, сон, умывание.
В этом возрасте эксперименты используются для знакомства детей со свойствами неживой природы. Эксперименты могут проводиться как самостоятельно, так и в рамках игры или организованных занятий. Также исследовательская деятельность может осуществляться в режимные моменты и использоваться во время прогулок в качестве наблюдения. Количество и длительность проведения экспериментов определяются воспитателем с учетом индивидуальных особенностей детей, обычно от одного опыта в неделю до двух в месяц. Длительность каждого опыта не регламентируется, но обычно не превышает 10 минут.

Эксперименты могут проводиться как с небольшой группой детей, так и с 2-3 детьми одновременно. Рекомендуется избегать проведения экспериментов с целой группой, так как это не позволяет всем детям активно участвовать, и может уменьшить результаты. При выполнении экспериментов дети делают предположения о причинах наблюдаемых явлений и выбирают способы решения задачи. Благодаря экспериментам, дети сравнивают, анализируют, делают выводы, выражают свои мысли и удивление. Это вызывает у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Во время проведения экспериментов задействуются все чувства детей: зрение, слух, осязание, обоняние. Дети имеют возможность принять активное участие в проведении экспериментов, совместно с взрослым делать выводы и обобщения.

Опыты, эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

- по характеру объектов, используемых в эксперименте (с объектами живой и неживой природы).

- по месту проведения опытов (в группе, на участке).

 - по количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные).

- по причине проведения (случайные, запланированные).

- по характеру включения в педагогический процесс (эпизодические, систематические).

 - по продолжительности (от 5 до 15 минут, свыше 15 минут).

- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, цикличные.

- по месту в цикле: первичные, повторные, итоговые.

- по характеру мыслительных операций: (сравнительные, обобщающие..)

- по способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Демонстрационные наблюдения и эксперименты характеризуются тем, что представляется только один объект, который не может быть передан детям для рассмотрения (например, солнце, дерево, облако), или представляют опасность. В остальных случаях проводятся фронтальные наблюдения, эксперименты и опыты. В организации и проведении экспериментов выделяют четыре этапа: постановка проблемы, поиск пути решения, проведение наблюдений, и обсуждение результатов и формулирование выводов.

Необходимо учитывать особенности детского экспериментирования:

- Должно быть свободным и необязательным, похожим на игру. Не следует регламентировать продолжительность эксперимента.

- Не следует строго придерживаться заранее запланированного плана. Дети не могут работать без общения.

- Индивидуальные особенности детей требуют особого учета.

- Необходимо давать детям право на ошибку и обязательно соблюдать правила техники безопасности.

- Необходимо проанализировать результаты и сделать выводы.

К принципам организации опытов и экспериментов предъявляются следующие требования:

- Пробуждение интереса у детей.

- Предоставление детям возможности раскрыть свои способности и знания.

- Предоставление детям самостоятельности в поиске решений проблем и задач.

- Доступность для ребенка новых источников знаний, умений и навыков.

- Поощрение за заслуженный успех.

Рекомендуется начинать занятия с младшими дошкольниками с экспериментов, связанных с водой. В режимных моментах дети сами убеждаются, что водой можно умываться и опускать в нее различные предметы, а также что вода может литься и брызгать. Они также учатся тому, что предметы становятся чище после мытья водой. Затем дети знакомятся со свойствами воды: учатся переливать воду из одной емкости в другую, используют воронку, и видят, как блестит вода, проводя опыт "Налил-вылил". Опыт "Выжми мочалку" поможет развить мелкую моторику рук и научит детей переливать воду из одной посуды в другую с помощью губки. Эксперимент "Мыльные пузырьки" познакомит детей с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуются пузыри.

Можно проводить разнообразные эксперименты с песком, и такие занятия могут быть продолжительными. Например, эксперимент "Испечем угощение" поможет детям понять, что лучше "печь" из мокрого песка, используя руки или формочки, чем из сухого песка. Проведение эксперимента с песком (например, предложить пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой) поможет детям понять, что сухой песок может рассыпаться, а его можно раздуть, имитируя ветер. С помощью дидактической игры "Следы" дети узнают о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Игры с песком и водой приносят детям удовольствие и способствуют развитию множества умений и способностей, таких как мелкая моторика, координация движений, тактильные навыки, воображение, мышление, фантазия, развитие речи и т. д.

С младшими детьми можно проводить эксперименты с различными предметами, такими как камешки. Часто дети встречают их во время прогулок. В процессе экспериментов педагог демонстрирует, что камни тонут в воде, но есть такие, как керамзит и пемза, которые могут плавать. Камни также можно использовать для производства звука при помощи жестяной банки, можно кидать их в цель или в ведерко. Гладкие камешки приятно скатывать между ладоней, их можно исследовать на наличие трещин или шероховатости.

В процессе экспериментов с бумагой дети узнают, что она легкая, ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде, а также о бумаге может быть разной толщины и крепкости.

Например, игра «Поймай воздух» (дети ловят воздух в пакеты) показывает, что воздух, хотя и не виден, существует. Другое упражнение, «Лодочка плывет», позволяет детям увидеть, как предметы могут передвигаться под воздействием воздуха.

При проведении исследовательской работы можно показать детям природные явления, связанные со сменой времен года. Например, привлечь внимание малышей к тому, как солнечные лучи отражаются от стен, потолка и мебели. Затем предложить им "поймать" солнечные лучи, чтобы они узнали, насколько они теплые. После этого, ребенок будет видеть, что солнце может нагревать предметы, делая их теплыми. Это дает понимание о приближении весны, когда солнечные лучи сильнее греют окружающую среду. Проведение наблюдений во время прогулок имеет большое значение. Эта работа не только развивает способность наблюдать за окружающим миром, но и стимулирует детей делать выводы о различных событиях, происходящих как в природе, так и за ее пределами. Организация таких игр мотивирует детей обращать внимание на детали, проводить сравнения, выявлять взаимосвязи и зависимости. Эти занятия приносят детям удовольствие и радость, а также помогают им приобрести опыт поиска и понимания причинно-следственных связей.

Включение простых опытов и исследований в программу для детей младшего дошкольного возраста может сделать их деятельность более интересной и разнообразной в процессе формирования общего представления о мире. Важно помнить, что экспериментирование для детей дошкольного возраста является стимулом для заинтересованности в науке, и поэтому значение таких опытов в их рамках определяет, в какую сторону будет развиваться ребенок. Регулярная и специально организованная работа по проведению экспериментов поможет значительно расширить знания детей о мире и природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста"

Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу "Детское экспериментирование"...

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на тему : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...