Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 05.02.2019г. на тему:«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста».
опыты и эксперименты (младшая группа)

Куликова Елена Павловна

Методические рекомендации по составлению картотеки экспериментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста».

Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.

Согласно методическим рекомендациям по проведению экспериментов с детьми дошкольного возраста, опыт-это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Он основан на предположении, что объект или явление активно воздействуют на него и преобразуют в соответствии с поставленной задачей. Дети активно участвуют в этом преобразовании. Опыты используются как способ решения познавательных задач. Задача ставится педагогом. Она должна быть сформулирована очень четко и ясно. Решение познавательной задачи требует специального исследования. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.  Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксировали в дневниках наблюдений.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов: 1. постановка проблемы; 2. поиск путей решения проблемы; 3. проведение наблюдения; 4. обсуждение увиденных результатов 5. формулировка выводов.

Детей младшего дошкольного возраста продолжают учить наблюдать, анализировать и делать элементарные выводы об окружающем мире опираясь в своей работе на   методики О.А. Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду» и О.В. Дыбиной «Ознакомление с предметным и социальным окружающим».

В процессе прогулки обращаю внимание детей на разность ощущений ладошек, когда прикасаются к предметам куда попадают солнечные лучи и где отсутствуют. При наблюдении за ветром использую ветрячки – вращаются, ленточки – летают при сильном ветре. Проводили опыты с водой: вода бывает чистая, прозрачная, грязная, не прозрачная; воду можно переливать из сосуда в сосуд; нагревается на солнце, становится теплой; с наступлением холодов замерзает превращается лед; лед в тепле тает. Экспериментирование с песком: песок рассыпчатый, если полить водой становится влажным из него лучше получаются куличики, по нему можно рисовать, способом надавливания можно оставлять различные оттиски формочками. Зимой продолжаем знакомить со свойствами снега (лепить снежные комочки лучше из липкого снега, из сухого снега они рассыпаются). Показываю, как из снега с помощью формочек можно делать различные фигурки, с помощью печатки-тычка – наносить на снег различные узоры, лепить снежные колобки и т.д. В процессе игр с песком и водой закрепляем знания детей об их свойствах; расскажите им о значении воды для человека, животных и растений.

Ознакомление с предметным миром проводится в форме игр-занятий О.В. Дыбиной «Ознакомление с предметным и социальным окружающим». Детей продолжаю знакомить с материалом, из которого сделан предмет (дерево, бумага, ткань, глина), в процессе действий с ним, то есть позволяют его ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать. Например, на занятии по ознакомлению детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности. Дети узнают, что деревянный брусочек жесткий, стучит, не бьется, твердый. Затем предлагаю детям построить из брусочков общий домик-теремок. В продолжении со свойствами дерева на следующем занятии дети узнают, что деревянные брусочки легкие, не тонут. Для этого целесообразно создавать ситуации выбора материала для игры, например, необходим твердый, прочный материал – заменитель стола, стула, кровати. На занятии «Смешной рисунок» проходит знакомство со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности. Далее на занятии «Что лучше: бумага или ткань?» закрепляем знания детей о бумаге и ткани, их свойствах. На занятии «Подарки для медвежонка» дети при участии взрослого рассматривают бумагу, дерево, ткани, называют их, решают творческую задачу («Какой материал выбрать?») с помощью следующих действий: гладят поверхность (гладкие); мнут (не мнется только дерево); разрывают (не рвется только дерево); тянут за края в разные стороны (не нарушается целостность только дерева); кладут в воду (намокают бумага и ткань) и т. д.

В средней группе, в течение года дошкольники учатся узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, металла, резины, пластмассы, стекла, фарфора; Знакомятся с их свойствами и качествами, учится аргументировать свои суждения. Ознакомление с материалом организовываю, как и прежде, таким образом, чтобы каждый ребенок практическим путем (действуя с материалом) мог выявить его свойства и качества. Для детей среднего дошкольного возраста предусматриваются более сложные экспериментальные действия, состоящие из нескольких игровых элементов. В серию «Игры-эксперименты» по ознакомлению с материалом входят игры: «Почему птицы могут летать, а человек нет?», «Узнай все о себе, воздушный шарик», «На чем полетят человечки», «Дерево умеет плавать», «Незнайкин клад», «Удивительное стекло» и т. д. Например, в игре «Узнай все о себе, воздушный шарик» дети рассказывают все, что они знают о воздушных шарах. Помогаю предлагает им помочь шарику узнать, из какого материала он сделан. Дети объясняют, что он резиновый; на практике выясняют, что резина мягкая, гладкая. Затем показывают, каким маленьким может быть шарик (сдувают воздух). Шарик возмущается, просит вновь надуть его. Взрослый надувает шарик и предлагает каждому ребенку сделать то же самое. Дети вместе с воспитателем выясняют, что резина эластичная, растягивается, и говорят шарику, что его называют воздушным, потому что у него внутри воздух. Шарик просит вымыть его. Дети моют шарик, уточняют, что резина стала сверху мокрой, сырой. Сравнивают с бумагой, тканью (бумага намокает, разрывается, ткань намокает, но не разрывается); вытирают шарик, и он снова сухой; смотрят внутрь шарика, выясняют, попала ли туда вода. Детей подводят к пониманию того, что резина не пропускает воду, она водонепроницаемая; предметы, сделанные человеком из резины, не пропускают воду. Например, резиновые сапоги носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают, когда моют посуду: руки в них всегда сухие, чистые. Дети вместе со взрослым проводят опыт с резиновыми перчатками: надевают их и опускают руки в воду, затем снимают – руки сухие. Шарик просит им назвать его друзей, сделанных из резины. Дети перечисляют резиновые предметы. Шарик прощается и улетает.

Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня ДОУ в соответствии с ФГТ (выступление (из опыта работы) на заседании методического объединения воспитателей ДОУ)

Введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду, что приве...