«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
консультация (старшая группа)

Козак Ирина Павловна

Сообщение из опыта работы: «Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» Подготовила воспитатель МБДОУ «Зоренька»№3 Козак Ирина Павловна Познавательное развитие детей – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждениях. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная развитие перерастает в познавательную активность – готовность к познавательной деятельности, которая направлена на получение новых впечатлений об окружающем мире. Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, наметить ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели. Особое место среди игр дошкольников занимают дидактические игры. Дидактическая игра - это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных, дети осваивают признаки предметов, учатся их классифицировать, обобщать, сравнивать. В игре у детей дошкольного возраста развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход. Дидактические игры можно разделить на следующие виды: Настольно- печатные игры – могут представлять собой парные картинки , лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности, . Игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. Словесные игры - построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Для педагога дидактическая игра является основным инструментом активизации познавательных способностей, формирования устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности: - активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста; - развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации; - учит их действовать по правилам, развивает любознательность; - закрепляет знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем. Второй год я работаю по теме: «Роль дидактической игры в познавательном развитии дошкольника», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры. Проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей в процессе игры возникают затруднения в: • систематизации и обобщении предметов и явлений; • в умении анализировать и умении логически обосновывать свои мысли; • многие дети не имеют стремление заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение; • видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов. Перед собой поставила следующие задачи:  Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;  Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;  Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;  Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;  Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря);  Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка. В процессе дидактических игр у ребенка развивается внимание, память, речь, мышление. В работе я опираюсь на общепедагогические принципы: доступности, систематичности, последовательности, наглядности. Формы работы: групповые и индивидуальные. Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр использую сюрпризные моменты, различные атрибуты. В образовательную деятельность включаю игры с учетом материала, который детям уже знаком. Здесь использую: игры – шутки, игры - путешествия, викторины. Например, на занятиях по математике можно с детьми провести игру с занимательными вопросами «Почему фигуры разные?» или «Кто быстрее найдет отгадку». При ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о временах года, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Дорожка сезонов», «Садовник и цветы», Найди отличия»», «Отгадай-ка», «Что в коробочке?2 и многие другие. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, наглядности, доступности. В своей работе широко использую презентации, которые способствуют расширению кругозора детей, развивает познавательную активность и интерес у ребенка. При реализации проектов «Мыльные пузыри», «Горы – великаны», «Куклы из бабушкиного сундучка» также использовала дидактические игры. Большое значение при работе педагога в ДОУ имеет умение вовлечение родителей в жизнь группы детей. В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Для родителей подготовила консультации на темы: «Детские игры и игрушки», «Дидактическая игра в познавательной деятельности детей», « Учимся, играя», «Как отвечать на детские вопросы?». В заключении хочу отметить, что именно дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимым ему дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает развивать умственные способности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как ...

Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего»

Дидактическая игра «Что для чего».Дидактическая игра на развитие внимания "Что для чего".Цель: развитие зрительного внимания, классификации органов чувс с внешними факторами, развития мышления.Детям п...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей на тему:«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»Использование игры как формы организации обучения и воспитания детей известно на протяжении многих ...

«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» из опыта работы

Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, кото...

Статья "Роль дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников"

В статье рассказывается о роли дидактических игр, а также о разнообразии игр, их применении для развития у детей мыслительных процессов, необходимых для обучения в школе....

Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников

Автором разработан методический материал по развитию познавательных способностей дошкольникогв, а также представлены дидактические игры....