«Оптимизация коррекционно-педагогического процесса посредством информационных стендов: «Уголок логопеда»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективомважнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематическая, спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимизация коррекционного-педагогического процесса по средством информационных стендов   (уголок логопеда)

ЦЕЛЬ – информирование родителей воспитанников об особенностях коррекционно-логопедической деятельности с детьми

Проблема включения родителей детей с нарушениями речевого развития в коррекционный процесс была и есть актуальной.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективомважнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематическая, спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения.

Принципы взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов.

1. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.

 2. Принцип личностной заинтересованности родителей, родители должны увидеть личный интерес, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, пересмотреть и сделать свою позицию более адекватной в области коррекционной педагогики.

 3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация 9 данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, логопед должен помнить следующее: вопервых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.

4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности.

 5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а также самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

Оснащение уголка логопеда информацией рекомендательного характера включает в себя основные направления логопедической работы:

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата: артикуляционная гимнастика.
  • Развитие речевого дыхания: формирование правильного речевого вдоха и выдоха.
  • Формирование правильного звукопроизношения: постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
  • Развитие двигательно-моторной координации: общая и мелкая моторика.
  • Развитие фонематического восприятия: выделение и узнавание звуков окружающего мира; различение на слух звуков в речи окружающих; соотнесение слов с предметами; узнавание звука в потоке звуков, слогов, словосочетаний; выделение 1-го ударного гласного в слова; анализ и синтез гласных звукосочетаний; подбор картинок /слов/ на заданный звук; выделение из ряда слов слова на заданный звук; различение слов-паронимов и слов, близких по звуковому составу.
  • Развитие слуховой памяти и внимания, направленное на осознанное восприятие речи.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие лексико-грамматической стороны речи.
  • Развитие связной речи.

Информационный стенд – это связь с родителями через "Уголок логопеда" относится к наглядным формам работы. При размещении информации необходимо учитывать, что она должна быть динамичной и красочно оформленной.  На сегодняшний день существует большое разнообразие. ОДНАКО…

При заполнении окон информационными листами происходит следующее. Понятно, что место занимает много, а информации размещено мало и, кроме того, эстетическая сторона тоже начинает страдать.

Белее выигрышно  и по наполняемости и по оформлению выглядит авторский информационный стенд «Учимся говорить правильно» (уголок логопеда). На плоскости стенда информация размещается двумя ярусами по вертикали и представлена в виде блоков.

        Блок «Звук и буква» представляет собой наглядную модель, которая  состоит из образа буквы,         

        Блок «Лексическая тема» содержит наглядный материал, который знакомит родителей с темой текущей недели, символьного обозначения и характеристики звука; картинки, название которой начинается на заданный звук.

        Блок «Артикуляционная гимнастика» представлен базовыми комплексами, которые направлены на выработку основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. Красочное оформление материала блока позволяет запомнить родителям названия упражнений.

        Блок «Опорные схемы»  представляет вниманию родителей обучающие опорные схемы, которые способствуют быстрому запоминанию, осмыслению, уточнению знаний и умений. Например, опорная схема «Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем» позволяет родителям запомнить правило.

Наиболее важная и объёмная информация рекомендательного характера находится во втором (нижнем) ярусе стенда. Такое расположение (на уровне глаз) оптимально для чтения.

        Блок «Рекомендации родителям» представлен консультативным материалом с целью пропаганды педагогический знаний и ознакомления родителей с ходом коррекционной работы. Например, консультации на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения», «Игровые приемы на развитие речевого дыхания», «Значение развития мелкой моторики для коррекции речи», «Зачем логопед задает домашние задания?»

        Обновление информации разделов стенда рекомендуется осуществлять в соответствии с календарно-тематическим планированием коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда. Разделы отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения. Например:

I Развитие артикуляционной моторики

  1. Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения.
  2. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
  3. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики.

II Развитие речевого дыхания

  1. Развитие дыхания и голоса по преодолению речевых нарушений.
  2. Игровые приемы на развитие речевого дыхания.

III Развитие мелкой моторики

  1. Значение развития мелкой моторики для коррекции речи.
  2. Развитие мелкой моторики в домашних условиях.
  3. Развиваем руки – развиваем речь.

IV Фонематическое восприятие

  1. Зависимость развития речи от развития фонематического слуха.
  2. Игры для развития фонематического слуха.
  3. Формирование анализа и синтеза слов.

V Развитие лексико-грамматической стороны речи

  1. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.
  2. Обогащаем словарный запас.
  3. Игры по дороге в детский сад.

VI Развитие связной речи

  1. Развитие связной речи детей в семье.
  2. Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста.
  3. Как организовать совместное чтение.

VII Развитие психических процессов

  1. Совершенствуем слуховую память и внимание ребенка. Игры на развитие слуховой памяти и внимания.
  2. Развиваем зрительное восприятие.
  3. Развитие психических процессов в домашних условиях.

VIII Взаимодействие работы учителя-логопеда с родителями

  1. Роль семьи в развитии речи дошкольников.
  2. Поэтапное развитие правильного звукопроизношения.
  3. Закрепляем навык звукопроизношения в домашних условиях.
  4. Правила работы при выполнении домашних заданий
  5. Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.
  6. Зачем логопед задает домашнее задание?

IX Профилактика речевых нарушений. Ранний возраст

  1. Почему ребенок неправильно произносит звуки?
  2. Когда необходимо обращаться к логопеду?
  3. Что нужно знать родителям о речи?
  4. Развитие речи ребёнка до рождения и в раннем возрасте. Советы родителям.
  5. Как стимулировать речевое развитие?
  6. Артикуляционный комплекс упражнений для детей раннего возраста

Таким образом, традиционная форма работы учителя – логопеда с родителями через информационные стенды (уголок логопеда) и сегодня остается одним из наиболее актуальных и востребованных методов обучения и взаимодействия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оптимизация коррекционного-педагогического процесса по средством информационных стендов (уголок логопеда) Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ «Д/с № 37» Бенкогенова Н.А.

Слайд 2

ЦЕЛЬ: – информирование родителей воспитанников об особенностях коррекционно-логопедической деятельности с детьми ЗАДАЧИ: – пробудить интерес и желание у родителей участвовать в развитии и обучении своего ребенка, имеющего нарушения речи; – повысить уровень педагогической компетентности родителей путем изучения содержания информационного стенда; – напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности, настроить родителей на постоянный контроль над правильной речью ребенка;

Слайд 3

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ПР- П ДОВЕРИТЕЛЬНОСТИ ОТНОШЕНИЙ ПР-П ЛИЧНОСТНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПР-П ПОДХОДА К РОДИТЕЛЯМ, КАК К АКТИВНЫМ СУБЪЕКТАМ ПРОЦЕССА ПР-П УТВЕРЖДЕНИЯ САМООЦЕНКИ РОДИТЕЛЕЙ ПР-П ЭМОНС ИПАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ

Слайд 4

Оснащение уголка логопеда Развитие подвижности артикуляционного аппарата: артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания: формирование правильного речевого вдоха и выдоха. Формирование правильного звукопроизношения: постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Развитие двигательно-моторной координации: общая и мелкая моторика. Развитие фонематического восприятия: выделение и узнавание звуков окружающего мира; различение на слух звуков в речи окружающих; соотнесение слов с предметами; узнавание звука в потоке звуков, слогов, словосочетаний; выделение 1-го ударного гласного в слова; анализ и синтез гласных звукосочетаний; подбор картинок /слов/ на заданный звук; выделение из ряда слов слова на заданный звук; различение слов-паронимов и слов, близких по звуковому составу. Развитие слуховой памяти и внимания, направленное на осознанное восприятие речи. Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Развитие связной речи.

Слайд 5

МНОГООБРАЗИЕ СТЕНДОВ

Слайд 6

наполняемость

Слайд 7

наполняемость

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сменный материал для стенда "Уголок логопеда" (младшая группа)

Материал от издательства "Детство-пресс" и авторов Л.П. Вораниной и Н.А. Червяковой будет очень полезен воспитателям работающих с детьми младшего дошкольного возраста....

Оформление стенда "Уголок логопеда" - "Значение фонематического восприятия"

Сформированное  фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков....

Фотоотчёт Оформление информационного стенда «Уголок психолога»

Оформление стенда в целях обеспечения возможности оказания эффективной профессиональной помощи родителям в разрешении психологических проблем их детей...

Оформление стенда "Уголок логопеда" - "Что такое Су-Джок?"

Применение Су-Джок терапии, один из приемов коррекции речевых нарушений у детей....

Информационно- познавательный стенд (уголок) "Эколята -Дошколята"

Описание стелнда( уголка) "Эколята - Дошколята"- юные защитники природы....

Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята» Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»

Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята»Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»...