Проект " По поисково-исследовательской деятельности в старшей группе"
проект (старшая группа)

Чуркина Валентина Петровна

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_poiskovo-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx585.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по поисково-исследовательской деятельностиhello_html_6abb9680.jpg

Выполнила: Воспитатель подготовительной группы

Чуркина В.П.

с. Бичура  

2017г

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. Экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи проекта:

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Предполагаемые результаты:

Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

Этапы реализации проекта:

1 этап- Подготовительный

2этап Основной

3 этап- заключительный

 I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

 - Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

-Экскурсия в “ в мини- детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для  

  чего нужны опыты и эксперименты.

- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом,  

  камнями.

II. Практический.

-Проведения мероприятия в группе

-Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

III. Заключительный

  1. Подведение итогов
  2. Презентация проекта.

Участники проекта:

  • Дети
  • Воспитатели
  • Родители

Срок реализации проекта: Проект рассчитан на один год для детей подготовительной к школе группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Принципы реализации проекта:

Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемы строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.

Принцип гуманизации  помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Принцип гуманизации дает возможность строить « вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Принцип регионализации  в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основной организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию.

Форма работы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Средства: поисковые действия

Методы обеспечения:

Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты:

Случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты.

Проведение опытов.

Беседы(конструктивные).

Подготовительный этап:

Подготовка материала для деятельности детей.

Подбор детской и научной литературы.

Тема

Задачи исследовательской деятельности

Материал

Источник методической литературы

СЕНТЯБРЬ

«Знакомство с детской лабораторией»

1

«Экскурсия в детскую лабораторию»

  Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории

Игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

См. Приложение 5 Конспект №1

2

«Волшебные стеклышки»

Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом,

биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.познакомить с правилами пользования приборами-помощниками

Лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой.

См. Приложение 5. Конспект №2

«Вода и ее свойства»

3

"Волшебница  вода"

Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и животных, необходимость охраны утих животных и среды их обитания, о необходимости экономно использовать воду в быту .Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе.      

Цветик-семицветик, посылка, плакат «круговорот воды в природе», картинки с изображением водных животных и растений, природоохранные знаки; стол, оборудование под лабораторию; силуэты капелек

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.82.

 См. Приложение 5. Конспект №3

4

«Осадки»

Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе; Развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их. Закрепить знания о понятиях «погода», «осадки». Дать знания о происхождении облаков, туч, дождя.

 Подвести детей к пониманию причинно- следственных связей в природе.

магнитофон, игрушка Каркуша, конверты с письмами, плакаты с круговоротом воды, различными видами облаков. штатив, колба, горючее, земля, стекло; цветные карандаши, бумага, фонарики, разовые стаканчики с жидкостью (вода с молоком) на каждого ребенка.

См. Приложение 5. Конспект №4

ОКТЯБРЬ

1

«Свойства воды. Очищение воды»

Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами, о давлении и силе воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовать эксперимент и получить результат. Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки.

Глобус, презентация «Голубая планета», для опыта «Водяная мельница»- (из набора для опытов)- 3 ковшика, держатель, рукоятка; пробирка, подставка для пробирок, соломинки; 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка

См. Приложение 5. Конспект №5

2

 "Воздух и вода"

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.

 мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 61.

См. Приложение 5. Конспект №6

«Твердая вода»

3

«Свойства льда»

   Расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми; помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с огнем; обогащать и расширять словарь детей.   

Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода. Магнит, картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы. Свечи, чайные ложки и металлические тарелки, заранее смазанные растительным маслом, сахарный песок, баночки для тушения огня. Семечко подсолнечника. 

Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

 См. Приложение 5. Конспект №7

4

 "Волшебный снег"

Формировать представление о снеге и его свойствах.

Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег; упы по количеству детей; по половине разрезанного яблочка на салфетке; ложка одноразовая; три емкости воды; кружочки разного цвета;  наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; салфетки и полотенце; медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка; аудиозапись.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.83.

 См. Приложение 5. Конспект №8

НОЯБРЬ.

«Человек»

1

«Что можно почувствовать кожей?»        

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.        

 Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.        

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73.

«Наши помощники»

2

«Почему все звучит?» 

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.        

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

 Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.

См. Приложение 5. Конспект №9

3

«Как мы чувствуем запахи?»        

 Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу  экспериментирования.        

 Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).        

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.

4

"Лимон!"

Дать детям понятие о витаминах, иммунитете.

  2. Воспитывать у детей здоровый образ жизни.

  3. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

  4. Ввести в словарь детей слова «иммунитет», «лимонная кислота», «пищевая сода», ржавчина.

  5.Продолжать вести наблюдение за погодой, закрепить знание сезонных примет.

карточки с признаками зимы, лимоны, лимонная кислота, пищевая сода, стеклянная посуда, пластиковые стаканчики, ложки, лоскутки.

См. Приложение 5  Конспект №10

ДЕКАБРЬ

«Магнетизм»

1

 «Магнит – фокусник»

 Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.        

 Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.94., Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается  магнит.

2

«Стальной барьер»

Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами  (алюминий и сталь).       

Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»стр.157

3

«Волшебная монета»

Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность.

Шесть медных монет.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»стр.156.

4

«Как работает термометр»

Посмотреть, как работает термометр.

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.192

ЯНВАРЬ

«Песок и глина»        

1

 «Песок и глина»        

  Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.        В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь : «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

 Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.        

 Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.17.

2

Сравнение свойств Опыты: «песка и глины»

 Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.        

 

Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 29

3

«Животные и песок»        

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.        

Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы.

Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.89.

Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.23.

4

«Выращивание растения из морковных верхушек»

Вырастить из морковных верхушек растения.

Песок, мелкая ёмкость,

верхушки моркови.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.196

ФЕВРАЛЬ

«Воздух и его свойства»        

1

 «Знакомство со свойствами воздуха»        

 Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.        

 Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.        

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.

Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.

2

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Цель: Обнаружить, что воздух сжимается.

Цель: Обнаружить атмосферное давление

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Материал: Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. Пипетки, шприц, подкрашенная вода. Два листа бумаги

Дыбина О.В. Неизведанное рядом стр.84-86

3

«Воздух занимает место.»

Показать, что воздух занимает место

Двухлитровая миска, пробка (натуральная ), прозрачный стакан.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.195

4

 «Неизвестное – рядом»        

 Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.        

 Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка

 Волчкова В.Н. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.165.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.

МАРТ

«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»        

1

«Солнце, Земля и другие планеты»        

 Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.        

 Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы

Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). – М. , 2006 г. , с.19.

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с.39. 

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.15

«Вещество. Камни»

2

 «Удивительные камни»

 Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Фотографии, картины гор и горных ландшафтов, сундучок ощущений. Набор схем – рисунков. Шапка ученого. Набор камней на каждого ребенка. Лупы. Стакан с водой, ложка. Большие подносы.  Салфетки маленькие. Салфетки большие. Коробка с ячейками.

 См. Приложение 5. Конспект №11

3

«Живые камни» 

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.        

Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. 

Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.

На прогулке:

1.Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

2. Выкладывание рисунков из камней

4

«Можно ли менять форму камня и глины»

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

См. Приложение 5 Конспект №12

АПРЕЛЬ

«В мире электричества»

1

«Как увидеть и услышать электричество» 

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»        

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.       

 Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

 Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.

2

«Электроприборы»        

 Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.        

 Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.        

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

3

«Выяснение причины роста зеленых растений океана  на глубине до ста метров»

Выяснить, почему зеленые растения , растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.197

4

«Установление способности растения к поиску света»

Установить, как растение ищет свет.

Домашнее растение.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.189

МАЙ

«Свет и цвет»

1

 «Откуда радуга берется?».        

 Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.        

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.150.

Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское  экспериментирование .–М., 2005 г., с.63

2

Опыт: «Волшебный круг».        

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы

 Цветовой волчок или юла.        

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.151. 

3

«Свет вокруг нас».        

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.        

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.        

 Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.

4

«Из каких цветов состоит солнечный луч»

Узнать, из каких цветов действительно состоит солнечный луч.

Противень, плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском садустр.196

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Бумажная страна

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

• Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.

• Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.

• Продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

1.Беседа.

Тема: « Как появилась бумага?»

Цель: Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

2. Просмотр обучающих слайдов « Рождение бумаги»

Цель: обеспечить расширение знаний детей о том, как человек изготовил бумагу

3. Ознакомление с художественной литературой.

Чтение стихотворений о дереве, бумаге.

Отгадывание загадок о бумаге.

Познавательная сказка «Жила-была бумага» Ю. Герасименко

Сказка о бумажном кораблике

4.Художественно- эстетическое развитие

Оригами « Лисичка-сестричка»

Цель: обеспечить применение на практике полученных знаний в детской работе в стиле оригами. Способствовать развитию творческой фантазии.

5. Опытно-экспериментальная деятельность «Бумажная страна»

Материалы и оборудование:

• Полоски альбомной бумаги, картона, салфетки, фольги (на каждого ребенка в зависимости от количества опытов);

• Ножницы (на каждого ребенка)

• Емкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и с песком для безопасности, свеча, растительное масло, лимон, ватные палочки.

• Схемы опытов

Ход занятия

Загадка

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)

1. «Бумага режется» (схема «ножницы»)

Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

2. «Бумага рвется» (схема «рваная бумага»)

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

3. «Бумага мнется» (схема «мятая бумага»)

Смять сначала бумагу, потом картон.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.

4. «Бумага намокает» (схема «капля воды»).

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

5. «Бумага впитывает масло» (схема «растительное масло»).

Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло?

Вывод: масло пропитывает бумагу.

6. «Бумага издаёт звук» (схема "нота")

Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

7. «Бумага летает» (схема «ветер»)

Полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?. для этого нужно помахать веером (дети делают веер)8.(можно делать поделки (схема «оригами»), чтобы получился ветерок.

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

9. «Бумага горит» (схема «спички»)

Поджечь разные виды бумаги.

Вывод: бумага горит.

Выводы исследований (опираясь на схемы):

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

6. Из бумаги можно сделать поделки.

7. При смятии бумага издаёт звук.

8. Бумага разлетается при ветре.

9. «Бумага впитывает масло»

10. «Бумага горит»

Игра «Найди предметы из бумаги» (дети стоят в кругу)

А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете тоже сделано из бумаги и вернуться в круг (дети рассказывают почему считают, что данный предмет сделан из бумаги).

Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила»

1. Для проведения опыта нам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем (нарисуем) что-нибудь на бумаге этой спичкой.

3. Когда «чернила» высохнут, нагреем бумагу над свечой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова (или рисунок).

Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила» дома с родителями, результат принести в группу и показать детям.

                                     

Шарик-магнит.
Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги.
Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик!
Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.

Мир воды

- изучение уровня знаний детей о свойствах и качествах воды, ее значении в жизни людей и животных;

- подбор методической, художественной литературы, стихов, загадок;

- иллюстраций с изображением воды в разном состоянии;

- выбор аудиозаписей со звуками воды;

- пополнение лаборатории недостающими предметами для исследований;

- составление картотеки опытов с водой;

- разработка конспектов занятий по теме.


Познавательная деятельность.

1. Беседа.

Тема: «Кому нужна вода?».

Цель: Совершенствовать представления детей о полезных свойствах воды, сформировать у детей знания о значении воды в жизни людей и животных, учить детей умению устанавливать причинно-следственные связи; учить принимать участие в формулировании выводов;поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений).


2. Просмотр мультипликационного обучающего фильма «Секреты Воды».

Цель: обеспечить расширение знаний детей о том, как человек и природа используют силу воды.

3. Наблюдение на прогулке «Вода в природных явлениях».

Цель: выявлять и расширять представления детей о свойствах воды


4.Ознакомление с художественной литературой.

Воспитатель, дети.

Чтение стихотворений о воде.

Отгадывание загадок о воде.

Рассказ «Поэзия дождя» К. Паустовский.

Рассказ «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвин.

Сказка «Живая вода» (сказки народов Сибири)

Чтение экологической сказки «Жила-была речка» Н.А.Рыжова

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Н.Болтачев «Сказка о круговороте воды»


5.Художественно-эстетическое развитие.

Воспитатель, дети.

Оригами «Жители пруда»

Цель: обеспечить применение на практике полученных знаний в детской работе в стиле оригами. Способствовать развитию творческой фантазии.


6. Прослушивание фонограмм: «Звуки воды в природе» - прослушивание

музыки из серии «Малыш у реки», «Малыш у озера».

 

 

Цель: обеспечить развитие умения различать звуки, которые издает вода в природе. Способствовать развитию слухового восприятия, памяти, внимания. Помочь получить эстетическое наслаждение.

7. Мини спектакль для средней группы «Круговорот воды в природе».

Цель: обеспечить создание у детей радостного настроения; желания участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях; уточнение огромного значения воды для всех живых существ; уточнение представления детей о разных состояниях воды;



8. Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительные свойства воды» (Приложение 1)

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

-закрепить знания о круговороте воды в природе;

-познакомить со свойствами воды в процессе опытно-экспериментальной деятельности;

-воспитывать бережное отношение к воде, как к природному ресурсу.

9. Зарисовки результатов опытнической деятельности о воде.

Цель: обеспечить применение полученных знаний в умении передавать в рисунке результаты опытов. Систематизировать знания детей.


10. Трудовая деятельность: полив цветов

Цель: подвести детей к пониманию необходимости воды для растений.



Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы «Удивительные свойства воды» в подготовительной группе

Задачи: Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни людей и животных.

3. Провести с детьми опытно-экспериментальную деятельность.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение друга, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. Активизировать и обогащать словарь детей.

2. Учить отгадывать загадки.

Материал:

Прозрачные стаканчики, пипетки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, кроссворд, карточки с изображением действий человека, наносящих вред воде и применение воды в полезных целях, цветные фишки, обозначающие пользу или вред воде.

Ход занятия.

В: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? (Ответы детей). Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, для этого нам с вами надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам с вами в этом загадки.

 

 1. Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч –

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг!

(водопад)

2. Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли…

(облака)

3. Меня ждали,

Меня звали,

Показался – убежали.

(дождь)

4. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдем.

(роса)

В:- Какое слово у нас получилось? (Ответы детей)

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная)

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку? (пить, купаться, готовить еду, поливать растения)

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды.

(Дети проходят за первый стол).

Опытно-экспериментальная деятельность детей.

Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»

В: - Ребята, попробуйте воду из стаканчиков, какой у неё вкус? (ответы детей). А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая – сахар, вода стала кислая – лимон). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Ребята проходите за второй стол.

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

В:- Ребята, понюхайте воду в стаканчиках. Как она пахнет? (Ответы детей)

Давайте добавим в воду кусочек чеснока, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Вода изменила запах, пахнет чесноком)

Вывод: вода не имеет запаха.

Ребята проходят за третий стол.

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная»

В: - Ребята, что произойдет с водой, если добавим в неё краску, посмотрим?(Дети добавляют краску и перемешивают её). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

В: - Ребята, посмотрите что у меня есть? (Пуговицы) На столе стоят два стакана, в одном налитая вода, а в другом молоко. Давайте сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. Скажите в каком стакане мы видим пуговицы? (Ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

В: - Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультминутка

«Речка»

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(Выполняем движения по тексту).

Дидактическая игра «Что вредно и полезно для воды?»

Ход игры: Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть рисунки на карточках, на которых изображено отрицательное воздействие человека на воду, отметив их черными фишками, например, загрязнение воды нефтепродуктами, сточными водами. И применение воды в полезных целях, отметив их красными фишками, например, очистка ее для питья из крана. Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он это действие считает вредным или полезным, используя фишки соответствующего цвета.

 

 

Игра – эксперимент «Цветное молоко»

1. Нальем молоко в тарелку.

2. Добавьте в молоко по несколько капель красной, синий, зеленой акварельной краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой,

И не двигайте тарелку.

3. А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Получился настоящий салют в тарелки!

В.: Ребята, чем мы сегодня занимались? Вам понравилось ставить опыты? Скажите, что нового вы узнали о свойствах воды? Что понравилось больше всего? Что нужно делать чтобы сберечь воду?

Домашняя лаборатория

В период дошкольного возраста дети очень любознательны. Они познают мир через исследовательскую деятельность.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.

Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Поэтому проводить первые эксперименты лучше под присмотром взрослого.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента ( для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта) 3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента) 4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент с желатиновой рыбкой

Растворите желатин в теплой воде и полученную жидкость вылейте тонким слоем на полиэтиленовый пакет, поставьте полученную массу в прохладное место до полного остывания и после вырежьте из нее форму в виде рыбки. Положите рыбку на холодную поверхность, а после подышите на одну из ее сторон. После произведенных действий рыбка оживет. Это вызвано тем, что при нагреве желатин расширяется, а нижняя сторона, лежавшая на холоде, остается без изменений. За счет изменения температуры окружающего воздуха рыбка начинает сгибаться в одну сторону, словно оживать.

Употребление растениями воды

Ребенку сложно объяснить, как растения пьют воду, поэтому поставьте перед детьми 4 вазы, наполненные водой. В 3 из 4 ваз налейте подкрашенную воду, а после поместите в них по одинаковому цветку (лучше, если лепестки цветков будут иметь светлый оттенок, в идеале белый). Через несколько дней наблюдений дети увидят, что лепестки поменяли цвет во всех вазах кроме самой первой. Но это вовсе не будет означать, что в четвертой вазе цветок «не пил» воду.

 

 Тайное послание

Поиграйте с детьми в шпионов. Для этого возьмите лист бумаги, немного молока, оставшегося после завтрака, и напишите на нем секретное послание молоком. После этого дайте написанному высохнуть. На самой бумаге не останется следов, а прочитать шифр можно будет только нагрев бумагу на паром. Если нет молока, можно использовать лимонный сок. После высыхания «лимонного» шифра, промокнув йодом строчки.

Поплавок из апельсина

Возьмите обычный апельсин и окуните его в воду. Замерьте уровень, на котором он будет держаться на воде. Вынув фрукт, очистите его от кожуры и положите обратно на поверхность воды. Апельсин обязательно утонет. Вызвано это тем, что в кожуре есть маленькие отверстия с воздухом, которые держат апельсин на плаву. Без них, фрукт камнем идет ко дну.

Нет запаха

Кукурузными палочками не только можно перекусить, но и использовать их в эксперименте. Возьмите банку, на дно которой капните немного духов. После чего положите кукурузные палочки сверху и закройте крышку. Через 10 минут откройте банку и покажите детям, что запах исчез. Это связано с тем, что палочки имеют пористую структуру, которая словно губка, впитала запах. После эксперимента выбросите их и объясните детям, почему их нельзя есть в таком виде.

Свойства воды.

игровой персонаж Клепа, наборы для опытно-экспериментальной деятельность (стаканы, веревочки бельевые, фломастеры разных цветов, пакеты с водой, карандаши цветные, раствор мыльных пузырей, мельница перцовая, тарелки с водой, жидкость для мытья посуды, ватные палочки, музыкальное сопровождение, видео-мультфильм «Фиксики», проектор, карточки для рассказа о свойстве воды, защитные костюмы (перчатки, фартуки).

Основная часть: Звучит песня из мультфильма «Фиксики» Клоун забегает в группу. Клепа: Здравствуйте ребята! Я клоун Клепа, знаете, сейчас я был в гостях у Фиксиков в лаборатории, и мы делали опыты с водой, мне они очень понравились. Вы хоть раз были в лаборатории? Дети: нет! Клоун: а хотели бы побывать в лаборатории? Дети: да! Клепа: ребята, а что такое лаборатория, чем там занимаются? Дети: (предполагаемые ответы: это там, где проводят опыты, исследуют что-то). Клепа: все правильно вы говорите, молодцы! Ну что ж, сегодня я вам покажу, чему я научился и вас научу! Но прежде чем мы отправимся в лабораторию, я хотел бы у вас спросить, что вы знаете о воде (предлагаю детям картинки на выбор). Где мы встречаемся с водой или где ее можно встретить? Как вы думаете, воду нужно беречь? А что произойдет, если вода исчезнет?

А как мы можем сберечь воду? А что вы знаете о свойстве воды? (она бесцветна, прозрачна, не имеет запаха, вода растворяет некоторые вещества) Клепа: ребята, здорово, молодцы! Клепа: тогда предлагаю отправиться в лабораторию, только на чем? Дети предлагают любой вид транспорта, (звучит звук выбранного транспорта) и отправляются в путь. Попадают на пункт назначения. Клепа: ребята, чтобы зайти в лабораторию, нам необходимо вспомнить правила безопасности. Дети: ответы детей (нельзя баловаться, брать руками посторонние предметы и. т.д.). Клепа: хорошо, а теперь нам необходимо надеть на себя защитные костюмы, перчатки, фартуки. Дети надевают. Клепа предлагает ребятам занять удобное для себя место в лаборатории. Клепа: ребята, а вот и первый опыт для вас. Опыт № 1.«Волшебный карандаш» В пакет набирается вода (стакан), закрываем на замочек, берем хорошо заточенный карандаш и протыкаем пакетик с водой на сквозь, вода остается в пакете и не протекает. За счет эластичности пакета, он обволакивает карандаш и не дает жидкости выбраться.



https://moluch.ru/th/blmcbn/877/877.001.png

Опыт № 2. «Чудо средство» В тарелочку наливается вода, затем насыпаем перец поверх воды, на ватную палочку наносим моющие средство и в центр нашей тарелочки с перцем подносим ватную палочку с моющим средством (все содержимое в тарелке разойдется на края, то есть жидкость отталкивает содержимое поверхности).

https://moluch.ru/th/blmcbn/877/877.002.png

Клепа: Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка. «Барбарики». Дети выполнят движения под музыку. Опыт № 3. «Радуга» Берем салфетки, разрезаем на полоски. На длинной полоске салфетки обмакиваем фломастер, делая прямую черту. Немного сделать отступ от проведенной нами полоски, делаем так же другим цветом фломастера. Теперь такое же мы сделаем и с бельевой веревкой. Затем понемногу опускаем нашу салфетку и веревочку в воду. Салфетка и веревочка начнет впитывать воду.

https://moluch.ru/th/blmcbn/877/877.003.png

Клепа: ребята, посмотрите, что произошло? (Веревочка и салфетка стали цветные). Вам понравился наш эксперимент? Дети: да Клепа: ребята, я предлагаю последний на сегодня опыт с водой. Перед вами стаканчики с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? Дети: нет, вода в одном стаканчике чистая, а другая — грязная. Клепа: а какую воду вы хотели бы пить? Дети: чистую, грязную пить нельзя. Клепа: Правильно, ребята! Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Что для этого нужно сделать? (Выслушивает предположения детей) Возьмем стаканчик с грязной водой, накроем его тряпочкой и пропустим грязную воду через эту тряпочку. (Вода стала чистой) А что стало с салфеткой? Дети: она стала грязной. Клепа: молодцы ребята! Теперь вы научились воду очищать! Третий этап: Рефлексивно — аналитический. Клепа: ребята, вам понравились опыты? Дети: да Клепа: предлагаю вам проделать все эти опыты дома, вместе с родителями! Покажете, чему научились сами или придумаете что — то новое! Ребята, я рад, что вам понравилось в лаборатории. А теперь мне хочется вам предложить поиграть с мыльными пузырями, эта самая веселое занятие для детей и даже взрослых (дети играют с пузырями). Клепа: — Ребята, мне хотелось бы узнать, все ли вам понравилось? Что понравилось больше? Что вам показалось сложным? Хотели ба еще заняться опытами? Будете ли вы заниматься опытами дома? Ребята, если вам все понравилось, то возьмите на столе веселую капельку, а если не все понравилось и что-то не получалось, то грустную! Дети выбирают. Грустный

http://li-web.ru/                         http://li-web.ru/

Веселый Клепа хвалит детей за продуктивную совместную деятельность, за хорошее настроение и прощается!

Конспект занятия  в подготовительной группе по экологии

«Мы – исследователи»

    Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать 
осознанное отношение к своему здоровью.

    
Материал:  камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно с деревом.

    Ход занятия:
        
Воспитатель: Отгадайте загадку:
                Такой большой, что занимаю мир,
                Такой маленький, что в любую щель пролезаю.
                                                                                            (
воздух)
        Правильно, а почему вы так решили?
    
Дети: Воздух везде; вокруг нас, на небе, на всей земле.
    
Воспитатель: Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?
    
Дети: Люди, которые занимаются исследованиями.
    
Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки).
    Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

1 Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
    
Дети: ……………………
    
Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.
2 Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?
    
Дети: Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
    
Воспитатель: Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите другие жидкости. 
    
Дети: Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО.
    
Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он – не жидкость.
Можно сделать вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.

    Воспитатель: Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей)
    
Дети: Делаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт:
    
Воспитатель: А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?
    
Дети: Ветер, воздух движется.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ.

            Физкультминутка
        (дети имитируют движения).
      
      Ветер тихо клен качает.
            Вправо влево наклоняет.
            Раз – наклон
            И два – наклон,
            Зашумел листвою клен.

                        (предлагаю сесть)
    
Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?
    
Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.
    
Воспитатель: А теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает?
    
Дети: Палец, закрывающий отверстие и воздух, находящийся внутри груши.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ГРУШЕ, МЕШАЕТ ЕЕ СЖАТЬ.
Опыт:
  
  Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? 
    
Дети: Из мела выходят пузырьки воздуха.
    
Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ПАКЕТЕ, В ГРУШЕ, В МЕЛЕ.
    А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
    
Воспитатель: Занимает ли воздух место?
Опыт:
    
Воспитатель: Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?
   
 Дети: Вода в стакан не вливается.
    
Воспитатель: Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?
    
Дети: Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.
Опыт:
    
Воспитатель: А теперь закроем трубочку пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?
    
Дети: Вода не поступает в трубочку.
    
Воспитатель: Открою отверстие трубочки. Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода. Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.
    
Воспитатель: А теперь узнаем, имеет ли воздух вес?
Опыт:
   
 Воспитатель: Возьмем два воздушных шара. Внутри одного находится воздух, а другой сдутый, без воздуха. Их кладем на весы. Что наблюдаем: чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему? Делаем вывод: ЧАША ВЕСОВ ПЕРЕВЕСИЛА, ПОТОМУ ЧТО ШАРИК НАПОЛНЕН ВОЗДУХОМ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС.
Опыт:
   
 Воспитатель: А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?
    
Дети: Воздух.
    
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?
    
Дети: Воздух занимает место и имеет вес.
    
Воспитатель: Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?
    
Дети: Для дыхания.
    
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт:
    
Воспитатель: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете?
    
Дети: Пузырьки воздуха.
    
Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт:
    
Воспитатель: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?
    
Дети: предположения детей.
    
Воспитатель: Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
    
Воспитатель: А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.
    
Дети: Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.
    
Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?
    
Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.
    
Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без дыхания? Нет. Делаем вывод: БЕЗ ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ НЕТ.
    
Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?
    
Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин.
    
Воспитатель: (экологическая игра) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?
    
Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
    
Дети: Сажать больше цветов, деревьев.
    
Воспитатель: Давайте посадим зернышко в землю и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение. Сейчас наступила весна и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашей крае станет намного чище.
    
Воспитатель: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, ладошками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект реализации познавательно – практической деятельности в старшей группе Образовательная область «Познание» Тема: «Сбережем птиц»

Зима  в  Якутии   длится  очень долго,  целых 6  месяцев. В Республике Саха зимние месяцы    это  октябрь, ноябрь, декабрь,  январь,  ф...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Таинственная водица»

Название проекта: «Таинственная водица» Тип проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители Продолжительность проекта: две недели Актуальност...

Проект по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе "Что мы знаем о воде"

Познавательно-исследовательский, групповой  проект для детей подготовительной группы, краткосрочный...

Проект по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе "Что мы знаем о бумаге"

Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой проект для детей старшей группы,...

Проект по опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе на летний период«Сундучок старика Хоттабыча»

Проект по опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе на летний период«Сундучок старика Хоттабыча»...

Презентация проекта "Организация уголка изобразительной деятельности в старшей группе с использованием бережливых технологий"

Презентация проекта "Организация уголка изобразительной деятельности с использованием бережливых технологий"...