Что такое дивергентное мышление?»
статья

Антонова Ильина Юрьевна

Что такое  дивергентного мышления?

В психологии процесс "думания" разделили на конвергентное и дивергентное мышление .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_d.myshlenie.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №1 «Полюс» НГО

Доклад

На тему: «Что такое дивергентное мышление?»

Г.Находка

2023г.

Джоем Гилфордом 1967г

Что такое  дивергентного мышления?

В психологии процесс "думания" разделили на конвергентное и дивергентное мышление .

Конвергентное- мышление - это мыслительная деятельность , направлена на поиск подходящего решения на основе стандартных приемов и рассуждений. Никакой оригинальности проявлять не нужно. Важно найти нужное решение.

Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов.

Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов.

Характеристика дивергентного типа мышления:

Понятие дивергентного мышления больше известно как творческий мыслительный процесс. Чтобы понять, что необходимо развивать для становления этого типа мышления, перечислим основные свойства творческого подхода к поиску и развитию идей.

  • Гибкость как способность рассматривать задачу под различными углами зрения, применять разнообразные подходы и стратегии. (Закончи сказку "Теремок")
  • Беглость – свойство быстрого придумывания реальных и фантастических решений для одной и той же проблемы.( Подними настроение другу.)
  • Оригинальность – способность находить нестандартные решения.( "волшебная труба")
  • Способность к детализации – умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.( "Дорисуй изображение")

Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном.

Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.

Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила.

Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.

Конвергентное и дивергентное мышление нужно и можно развивать, если понимать его особенность, то можно добиться потрясающих результатов.

Тест на выявление креативности

 За 3 минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги, придуманные варианты можно кратко записывать. Затем подсчитайте сколько у вас получилось вариантов:

Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего;

10 – 12 – средний уровень;

12-20 – хороший уровень;

Больше 20 – высокий уровень креативности.

Список используемой литературы:

1.Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности» изд. «Детство-пресс», 2018г.

2. Н.В.Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» «Детство-пресс», 2013г.

3. О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» - издательство ТЦ Сфера, 2004г.

4. М.Султанова «Простые опыты с водой» ООО «Хатбер – пресс», 2014г.

5. Сайт «Детские электронные презентации и клипы» https://viki.rdf.ru/cat/pochemuchki/

6. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» «Детство-пресс», 2013г.

7. Сайт «Дошкольник. РФ» http://doshkolnik.ru/okr-mir.html

8. Сайт «Социальная сеть работников образования nsportal» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интерактивной игры-презентации по развитию речи с использованием приемов формирования дивергентного мышления "Путешествие по стране осенних фантазий"

Методическая разработка игры-презентации по развитию речи с использованием приемов формирования дивергентного мышления "Путешествие по стране осенних фантазий" выполнена в форме интерактивной пре...

Методическая разработка для воспитателей и педагогов-психологов «Занятия со старшими дошкольниками по формированию творческого (дивергентного) мышления»

Представленные материалы будут полезны всем, кто ведет занятия для старших дошкольников в группах детского сада, в любых развивающих центрах и т.п. Умение мыслить творчески, видеть несколько решений о...

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ УСЛОВНО ДИВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Современные методические и дидактические пособия по когнитивному развитию детей дошкольного возраста научно обоснованы и дают возможность педагогам выбирать наиболее удобные в применении к конкретным ...

дивергентное мышление в средней группе

Основная цель дивергентного мышления  – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различн...

Игры для развития дивергентного мышления у дошкольников

Игры для развития дивергентного мышления у дошкольников...