Развитие нравственно-патриотических качеству детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству
материал (старшая группа)

Формирование и развитие нравственно-патриотических качеств у детей через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству в настоящее время является как нельзя особо актуальным как в теоритическом, так и в практическом отношениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно - прикладному искусству»

Актуальность

 Формирование и развитие нравственно-патриотических качеств у детей через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству в настоящее время является как нельзя особо актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня  не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

  Народное декоративно – прикладное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются  лучшие черты народа, общечеловеческие ценности.

  Народное искусство отличается простотой, поэтому оно понятно и доступно людям и даже дошкольникам.

  Народные художественные промыслы России содержат в себе многовековой опыт эстетического восприятия мира.

  Нравственное  воспитание и воспитание гражданина и патриота

не возможно без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания.

  Патриотизм – это чувство любви к Родине.  Духовный творческий патриотизм надо  прививать с раннего детства. Нравственно-патриотические качества нужно не навязывать ребенку, а порождать.

  Патриотическое воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни.

  Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

  Чувство Родины начинается с восхищения в душе… И хотя, многие впечатления, ребенком еще осознаны глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становление личности патриота.

  Народно-прикладное  творчество формирует любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.

Изделия народно декоративно искусства, раскрывают перед ними богатство культуры народа, духовные идеалы, помогают усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Знакомство детей народными промыслами, мастерством народных умельцев позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

    Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

  Народное декоративно прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования нравственно-патриотических качеств.

  Вначале я определила цель и задачи, составила системный план действий. Определила темы на каждый месяц  «Золотая хохлома», «Праздничная дымка», «Нежная гжель», «Разудалый городец», «Матрешки», «Жостовские подносы». Мной подготовлена подборка художественной литературы, рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы. Также мной подготовлены консультации для родителей на темы: «Влияние декоративно-прикладного искусства на нравственное воспитание детей дошкольного возраста, «Художественно - эстетическое воспитание ребенка в семье».

О роли и значении народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые.

                                     Цель, задачи

Цель моей работы:  формирование нравственно-патриотических качеств посредством ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

    Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства.

   Формирование обобщенных знаний и умений:

  - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи

- освоение детьми характерных элементов колорита, композиции.

- знакомство детей с промыслом народной игрушки

- формирование основ нравственно-патриотического сознания и воспитания через приобщение к истокам народного декоративно-прикладного искусства.

Перспективный план по развитию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно - прикладному искусству

на 2023-24 учебный год

    месяц

         Тема, задачи

     Деятельность

сентябрь

Орнамент (растительный), ленточный, сетчатый, замкнутый, цвета.

Расширить представление детей об орнаменте.

Использование элементарных узоров (полоски, точки, круги)

Расширять представление детей об узоре и орнаменте, его назначении, видах и элементах

Формировать умение декорировать предмет в форме квадрата.

Праздничная салфетка.

октябрь

«Знакомство с новыми элементами дымковской росписи»

-учить рассматривать глиняные игрушки.

- учить составлять узор в полосе

- чередование вертикальных и горизонтальных полос

- воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за свою родину

Рисовать круги безотрывным движением руки, всем ворсом кисти.

Выбирать цвет.

Развивать самостоятельность и аккуратность.

ноябрь

«Знакомство с новыми элементами городецкой росписи»

- вспомнить историю промысла его характерные особенности.

- развивать чувство цвета, ритма

- расширить представление о народной росписи.

- интерес к народно-прикладному искусству.

- закрепить рисование «купавки», «ромашки»

- учить оживлять узор квачами т белой краской.

- учить рисовать узор в полосе, чередуя «купавки» и «ромашки»

декабрь

 Знакомство с росписью гжель - «Звонкая гжель»

- знакомство детей с историей промысла

 - учим рассматривать гжельскую посуду

- наблюдательность, умение видеть характерные, отличительные особенности изделий

-  воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Закрепить знания и умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи.

Закрепить приемы рисования плавных линий при работе с кистью и умение рисовать кончиком кисти.

январь

Узор на круге «Знакомство с Гжелью». Коллективная

работа – снежная скатерть.

 Вызвать у детей интерес,

эмоциональный отклик на

художественные промыслы. Создание

коллективной работы по мотивам

росписи Гжель, создание

законченного образа.

Закрепить умение в составлении композиции на круглой форме, выделять середину и кайму.

Закреплять приемы рисования круга и лепестка.

Развивать цветовое восприятие.

февраль

«Узор на полосе - кайме»

- научить сопоставлять узоры на формах

- развивать глазомер, чувство ритма

- воспитывать интерес к народно-декоративному искусству

-развивать фантазию, творческое мышление

Закреплять навыки рисования поэтапно

Формировать  умение определять размер деталей рисунка и их расположение.

Научить составлять узоры на формах изображающих предметы быта.

март

Знакомство с росписью «Полхов - Майдан» «Матрешка для мамы»

- история промысла его характерные особенности.

- учить детей рисовать на бумаге узоры из растительных элементов

Закрепить навыки рисования всей кистью и кончиком кисти

Уметь держать правильно кисть.

Развивать композиционные умения – правильные пропорции предмета, его расположения в пространстве

апрель

Сказочные птицы (городецкая роспись)

- формировать эстетические  чувства

- развивать мышление, сходства и различия сказочных и реальных птиц

- совершенствовать умение и навыки работы кистью  и красками.

- учить рисовать всей кистью и ее концом.

- формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры

- закреплять последовательность изображения птицы и цветов городецкой росписи

- умение строить симметричную композицию

май

«Город мастеров». Создание композиции по мотивам народных промыслов.

- Продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством.

- Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России.

Вызвать у детей интерес,

эмоциональный отклик на

художественные промыслы.

Развитие воображения, мышления, фантазии.

- Дидактические игры «Народные промыслы», «Выложи узор», «Сложи картинку», рассматривание

предметов различных  росписей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

творческий отчет по теме самообразования "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству"

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения н...