творческий отчет по теме самообразования "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству"
материал (старшая группа)

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий  отчет по теме самообразования

«Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно - прикладному искусству»

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме развития нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно - прикладному искусству (Антонов В.П., Ефимова Л.В., Белогорская Р.И., Климова Н.Т., Моран А.А., Попова О.С.Каплан Н.И., Уткин П.И., Королева Н.С., Венгер Л.А., Грибовская А.А.) я остановилась на теме «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству» так как первым видом подлинного искусства для ребенка выступает народное искусство. Первый художник, ребенок встречается в своей жизни, - это народный мастер. Уникальность данной педагогической  и социокультурной ситуации в том, что народный художник присутствует в своих творениях не как один конкретный автор, а целый род и даже народ. Произведения народного декоративно- прикладного искусства показывает ребенку мир мудрыми глазами тысяч и тысяч других людей. Эффект общения с народным декоративно-прикладным искусством усиливается многократно, поскольку в диалог с ребенком вступает все человечество.

  Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает знание основ народного декоративно-прикладного искусства.

  Народное декоративно-прикладное искусство  пробуждает первые яркие, образные представления о родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

  Целью моей работы было:  способствовать развитию нравственно-патриотических качеств у детей через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству.

  Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

- формирование эмоциональной отзывчивости и интереса к образам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью

-формирование обобщенных знаний и умений.

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (городецкой, филимоновской, дымковской и др.)

- освоение детьми характерных элементов колорита, композиции.

- воспитать чувство гордости и любви к своей Родине, уважение к труду мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

- Пропагандировать важность работы в коллективе и с семьей в целях личностного саморазвития.

  Свою работу я распределила на три этапа:

  1. Анализ развивающей среды, литературы и подборка методического материала по проблеме формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству, воспитанию патриотических чувств.
  2. Решение поставленных задач в процессе образовательной деятельности.
  3. Проведение качественного анализа и повторное проведение диагностики.

 В сентябре 2023 года я провела диагностику формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству. В исследовании приняли участие 31 ребенок (99%). По результатам диагностики  я получила следующие данные:

 - высокий уровень развития интереса наблюдается у 12 детей ( 43%)

- средний уровень у 15 детей (49%)

- низкий уровень у 5 детей ( 6%)

     Показатели уровня развития интереса к народному декоративно-прикладному искусству у дошкольников.

- активность интереса к народному декоративно-прикладному искусству наблюдается у 16 детей

- умение свободно владеть кистью (карандашом) у 9 детей

- умение классифицировать у 12 детей

- эмоциональный отклик на творческую задачу у 14 детей

- проявление самостоятельности в творчестве у 10 детей.

Диагностика свидетельствовала о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию интереса к народному декоративно-прикладному искусству, формированию нравственно – патриотических качеств.

  Я составила план работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников группы по развитию нравственно-патриотических качеств через приобщение к народному декоративно - прикладному искусству.

   Провела большую предварительную работу. Для развития интереса к народному искусству я создала центр «творческую мастерскую» Где разместила глиняные игрушки Дымковского, Филимоновского промыслов, Жостовские подносы, посуду, предметы домашнего декора с росписью Холомы и Гжели, полотенца с ручной вышивкой русского узора, кукол одетых в русский национальный костюм, дидактические наглядные пособия народного декоративно- прикладного искусства, альбомы с пошаговым изображением основных элементов узора. Мной подготовлены и постоянно обновляются заготовки для рисования (барышни, индюки, козлики и т.д.), аппликаций (основные элементы узоров).

   Дети учились рисовать всей кистью, кончиком, располагать элементы композиции, изображать узор на ленте, кайме.  Формировать умение декорировать предмет в форме квадрата. Рисовать круги безотрывным движением руки, всем ворсом кисти. Выбирать цвет. Развивать самостоятельность и аккуратность. Закрепить умение в составлении композиции на круглой форме, выделять середину и кайму. Закреплять приемы рисования круга и кольца. Развивать цветовое восприятие.

   Мной проведена серия различных занятий на темы «Дымковская Барышня», «Филимоновские игрушки-свистульки», «Красавица Гжель», «Золотая Хохлома», «Городецкий петушок» и т.д.  Все занятия направлены на развитие интереса к народному декоративно-прикладному искусству, формированию нравственно – патриотических качеств. Расширение представлений о народной игрушке, видах русских декоративных росписей. Возникновении разных промыслов. Обычаев и традиций разных областей России. Формирование творческих способностей, уважение к мастерам народного искусства, гордости и любви к своей Родине.

  Для родителей и педагогов было проведено открытое занятие (с элементами разлечения) « Филимоновский петушок». И родители и педагоги его высоко оценили (отзывы прилагаются).

   Для педагогов я провела открытое занятие «Дымковские игрушки).

 С целью развития к народному искусству мы посетили театр народной драмы, представление русской народной сказки «Лиса Патрикеевна» по окончанию представления рассмотрели декорации сцены и костюмы актеров выполненных народном стиле с элементами городецкой и дымковской росписи.

   Для развития интереса к народному искусству мы с детьми  моей группы посетили библиотеку. В библиотеке дети узнали много нового по истории Дымковской слободы, Гжельскому ремеслу. Полезный лекторий для детей сопровождал интересный показ презентации с учетом возрастных особенностей. Дети были в восторге и с радостью участвовали в беседе с библиотекарем.

  В ходе работы я выделила для себя  основные правила организации работы по развитию нравственно-патриотических качеств через приобщение к народному декоративно - прикладному искусству:

  1. Осуществлять творческий подход к работе.
  2. Избегать прямых инструкций, учить детей действовать самостоятельно.
  3. Не делать за детей  то, что они смогут сделать или могут научиться делать самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5.  Помогать детям управлять процессом усвоения знаний.

     - самостоятельно составлять композиции элементов узора.

     -  самостоятельно определять цветовую гамму росписи

     -  совмещать аппликацию с элементами ручной росписи

     -  рассуждать о сходстве и различиях видов росписи,  

         высказывать собственное оценочное суждение.

 Я старалась заинтересовать и родителей темой  развития нравственно-патриотических качеств через приобщение к народному декоративно - прикладному искусству. Я привлекла их к пополнению центра «Творческой мастерской» различными материалами и предметами народного искусства.

  Меня радует, что мои воспитанники стали пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной изобразительной деятельности. Самостоятельно украшают, расписывают чистые заготовки барышень, кормилиц и кавалеров, лошадок и т.д., играть в ярмарку, обмениваться своими поделками, делиться впечатлениями, рассказывать как они их украшали. Самостоятельно декорировать макеты посуды.

  Во время промежуточной диагностики мной была оценена эффективность развития интереса к народному искусству  и составлен дальнейший план работы. Я выявила определенную динамику в развитии детей действовать по указанию взрослого, умение самостоятельно определять тот или иной вид росписи, находить общие элементы и различия. Родители были ознакомлены с результатами диагностики, они отметили целесобразность проведенной работы.

  Промежуточный этап диагностики показал такие результаты работы:

 - высокий уровень развития интереса к народному искусству у 19 детей (63%)

- средний уровень – у 11 детей

- низкий уровень у 3 детей (9%) Наличие низкого уровня у 3 детей (Теоны Д., Гриши Л., Артема В., на мой взгляд связано с низкой посещаемостью этими детьми ДОУ из-за частых болезней.

     Показатели уровня развития интереса к народному декоративно-прикладному искусству у дошкольников.

- активность интереса к народному декоративно-прикладному искусству наблюдается у 23 детей

- умение свободно владеть кистью (карандашом) у 14 детей

- умение классифицировать у 16 детей

- эмоциональный отклик на творческую задачу у 17 детей

- проявление самостоятельности в творчестве у 18 детей.

Сравнительная характеристика уровней развития интереса у детей при первичной и контрольной диагностиках наглядно показывает увеличение высокого уровня развития интереса на 20%, среднего уровня на 15 % и уменьшение низкого уровня на 35 %. Значит, работа по теме «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству» была успешной.

  У детей моей старшей группы формируется устойчивое развитие интереса к народному декоративно-прикладному искусству, формируется уважение к труду мастеров, чувство любви и гордости за свою страну. Теперь инициатива по декоративно-прикладному искусству постепенно переходит в руки детей.

  Моя работа по теме «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству» будет продолжена и в дальнейшем.

 Мои наблюдения и проведенная диагностика показали, что дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к народному декоративно-прикладному искусству, который дает простор  для развития творческих способностей, речи ребенка, расширяет его кругозор, формирует нравственные и патриотические качества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....

Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»

Паспорт педагогического проекта  «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к   русским народным сказкам»...

Педагогический проект «Воспитание этнографической компетентности у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам народной культуры »

АктуальностьОбращение государства на современном этапе развития общества к нравственным и духовным истокам России и возрождению культурного наследия, к своей истории, к воспитанию гражданина с дошколь...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа

         Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...

Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".

quot;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".С.Михалков...

Развитие нравственно-патриотических качеству детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству

Формирование и развитие нравственно-патриотических качеств у детей через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству в настоящее время является как нельзя особо актуальным как в теоритиче...