Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация занятий по физической культуре с дошкольниками»
статья

Двигательная активность полезна для организма человека. Особенно для детей.  В детском саду особой формой двигательного развития является учебное занятие по физической культуре. Дети дошкольного возраста обладают развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях. Это помогает им овладевать сложным программным материалом по развитию движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2024.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1987

Выступление на педагогическом совете

по теме:

«Организация занятий

по физической культуре

с дошкольниками»

 

 

 

 

 

 

               Автор: Инструктор по физической культуре

Пирогова О.В. 

 

Москва, 2024 г.

 

 «Движение  -  это жизнь» – эти слова известны каждому.

Двигательная активность полезна для организма человека. Особенно для детей.  В детском саду особой формой двигательного развития является учебное занятие по физической культуре. Дети дошкольного возраста обладают развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях. Это помогает им овладевать сложным программным материалом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, в беге, в прыжках, в метании, в лазании, в некоторых видах спортивных упражнений и игр.

При планировании занятий необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движения с  индивидуальным физическим развитием каждого ребенка.

На ряду с рациональной организацией (разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд и т.д.) важны определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующие творчество и инициативу детей.

Каждое занятие по физической культуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью воспитателю необходимо широко использовать различные педагогические приемы и методы, с учетом педагогической задачи, подготовленности детей и других условий. Приемы обучения  должны  быть направлены на дальнейшее совершенствование и закрепление двигательных навыков и умений.

На каждом занятии решаются три задачи:

1.       Оздоровительная задача  - для решения этой задачи следует обеспечивать разностороннюю двигательную активность детей  в оптимальных  гигиенических и закаливающих условиях, что приводит  к нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует усилению его жизнедеятельности.

2.       Воспитательная задача – при разработке этой задачи важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности. На создание дружеской, доброжелательной атмосферы, на формирование морально-волевых качеств детей в процессе их двигательной деятельности. Также необходимо содействовать установлению правильных форм общения между детьми и взрослыми, контроля и оценки к самосовершенствованию.

3.       Образовательная задача  -  овладение необходимым  программым материалом по развитию движений, формирование  доступных знаний  об основах  физической культуры и здоровом образе  жизни, обогащение детей  представлениями  и знаниями  о назначении и способах применения разных видов движений., о сходстве и различиях в силе, скорости, направлении движений, их практической целесообразности.

Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием физических качеств  и двигательных способностей детей, а также с формированием оптимальной двигательной активности.

Эффективность занятий по физической культуре определяется пониманием основных целей:

       - удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
      -  обеспечение и тренировки всех систем и функций организма ребенка  через специальные организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

      -  формирование двигательных умений и навыков;

      -  развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;

      -  активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;

      -  формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.

Физкультурные занятия необходимо проводить не менее 3-х раз в неделю.

Продолжительность занятий для детей:

3 – 4 года   -  15 минут

4 – 5 лет     -  20 минут

5 – 6 лет     -  20 – 25 минут

6 – 7 лет     -  25 – 30 минут.

В теплое время большую часть  занятий следует проводить на свежем воздухе.

 

При годовом планировании занятий по физической  культуре особое внимание  следует обращать на взаимосвязь содержания программного материала, опираться на принципы повторяемости, и постепенного усложнения. Следует включать различные типы занятий.

1. Традиционное занятие  - может носить обучающий, смешанный и вариативный  характер.

                Обучающее -  направлено на ознакомление с новым программным материалом (обучение спортивным играм, упражнениям, знакомство с правилами, содержанием, техникой выполнения разных видов движений и т.д.)

                Смешанное -  направлено на разучивание новых движений и совершенствование освоенных ранее. Строится на повторение пройденного материала.

                Вариативное – основано на хорошо знакомом материале, но включает усложненные варианты двигательных заданий (в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

2.  Тренировочное занятие    -  направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики. Дифференцированные двигательные задания, направленные на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.

3.  Игровое занятие  -   построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.

4. Сюжетно-игровое занятие  - строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме  окружающий ребенка мир. Оно состоит из различных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего, имитационного характера. («путешествие», «цирк», «спортсмены», «зоопарк», «рыбаки» и т.д.) Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи и ознакомлению с окружающим, а также  по формированию элементарных математических представлений.

5. Занятие с использованием тренажеров - включает разнообразные упражнения: висы; лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице; упражнения с простейшими тренажерами, такими. как диск «Здоровье», резиновое кольцо, гимнастический ролик, гантели, детские эспандеры и т.д.; упражнения с тренажерами сложного устройства (для детей 6-7 лет) такими, как «наездник», «велосипед», «бегущая дорожка», «скамья для пресса», «здоровье», «гребля» и др. Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами и овладели приемами страховки.

6. Занятия ритмической гимнастикой  -   проводятся под музыку с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Весь программный материал хорошо знаком детям. Занятия способствуют совершенствованию координации движений, улучшению осанки, развитию памяти, внимания, слуха, творческой активности детей, развивают музыкально-эстетические чувства. Занятие состоит из трех основных частей:

w    подготовительная часть  (5 мин) – включает в себя разные виды                  ходьбы, бега, подскоков;

w    основная часть  (15-20 мин)  -  сюда входят общеразвивающие упражнения для разных групп мышц, подскоки и танцевальные упражнения, упражнения с элементами  акробатики и художественной гимнастики;

w    заключительная часть -  состоит из спокойных движений на растяжку позвоночника и расслабление всех групп мышц (в положении лежа и сидя). Длительность должна оответствовать возрасту.

7. Занятия по интересам  -  детям предоставляется возможность самостоятельного выбора разнообразных движений с предлагаемыми пособиями. Это способствует развитию двигательных способностей и творчества детей. Зал может быть разбит на несколько игровых зон.  В каждой зоге располагаются свои физкультурные пособия.

I  зона  - мячи разных типов

II зона  -  обручи, скакалки, ленты, кегли

III зона  -  полоса препятствий, состоящая из разных гимнастических модулей, гимнастической скамейки, матов, дуг.

IV зона -  тренажеры сложного устройства (бегущая дорожка “велосипед”

V  зона  - тренажеры прстейшего устройства (гантели, эспандер, диск “здоровье” и др.)

VI  зона-  комплекты для спортивных игр (бадминтон, городки, теннис, футбол, хоккей).

Воспитатель предлагает  детям выбрать любую игровую зону и выполнять произвольные  движения с пособиями, через 5-6 минут  звучит сигнал, и дети переходят  в другую зону, самостоятельно выбирая. В течении занятия дети проходят все игровые зоны.

 

8. Тематические занятия  -  проводятся по специальной методике и посвящено какому-либо одному виду физических  упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол, бамбинтон. Важно добиваться хорошего качества выполнения заданий.

9. Комплексное занятие  -  направлено на синтез разных видов  деятельности. Через движения могут решаться задачи по разным разделам  программы: экология, математика, развитие речи и т.д. Для этого в основной части занятия  после выполнения общеразвивающих упражнений  детям предлагаются несколько игровых упражнений  таких, как «кто больше соберет предметов», «подбери пару», «построй пирамиду»..

10. Контрольно-проверочное занятие  -   итоговое занятие  - зачет, направленный на количественную и качественную оценку  результатов. Основная цель  - быстрое выявление ошибок в технике выполнения движений и их устранение. Воспитатели заранее готовят бланки протоколов оценки физических качеств и двигательной подготовленности детей. (участвут в занятиях воспитатель и методист, занятия 2-3 раза в год).

11. Занятие «Туризм»  -  проводится на воздухе, в близжайшем лесу или парке. На занятие в условиях естественного природного окружения можно закреплять полученные ранее двигательные навыки и умения. В содержание входит небольшая разминка (2-3 упражнения), ходьба, бег (1,5-2 минуты). Далее упражнения на полосе препятствий (ходьба по поваленному дереву, перепрыгивание с пенька на пенек, через ручеек и т.д.), игровые упражнения на внимание («будь внимательным», «собери предметы парами по цвету, форме» и т.д.).

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

 

Структура заняти определяется поставленными задачами и особенностями организма ребенка.

Важно построить физкультурные занятия таким образом,  чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку к восприятию и выполнению более сложных упражнений, необходимых для решения поставленных задач. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют три основные части:

Вводную,

Основную,

Заключительную.

Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются  и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.

 

Вводная часть – направлена на повышение эмоцианального настроя детей, активизацию их внимания и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений, к более интенсивной работе в основной части занятия. Эта часть может состоять из ходьбы, бега, подскоков, прыжков, построений, упражнений на укрепление стопы, осанки.

 

Основная часть -  решает комплекс программных задач :

            -дифференцированное обучение основным видам движений;

            -развитие двигательных навыков и физических качеств;

            -тренировка функциональных возможностей организма.

Основная часть начинается с выполнения упражнения общеразвивающего воздействия, для развития и укрепления различных групп мышц. Комплекс включает в себя:

w   1-2 упражнения для рук и плечевого пояса (сгибание рук в локтях, круговые вращения и т.д.)

w   1-2  - для туловища (наклоны вперед, в стороны, назад, вперед и т.д.)

w   1-2  - для ног (махи ногой вперед, назад, в стороны, хлопок под ногой), прыжки, подскоки, бег, ходьба на месте

w   упражнения на востановление дыхания.

Можно использовать для занятия ленты, обручи, мячи, гимнастические палки, скакалки и т.д.

Старшим дошкольникам можно предложить выполнить упражнения парами. Они эффективны по своему воздействию на организм ребенка.

После комплекса упражнений общеразвивающего воздействия следуют основные виды движений.

Дифференцированное обучение детей основным видам движений заключается в том, что в ходе занятия предлагаются разные двигательные задания, направленные на регулирование их двигательной активности. Особое внимание надо уделять укреплению мышц, связок, суставов рук и ног.

 

Заключительная часть – направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к ее снижению, на снятие общей возбудимости и приведению частоты сердечных сокращений ребенка в норму. При этом должно сохраняться бодрое и жизнерадостное настроение.

В эту часть входят:

w    ходьба с постепенным замедлением темпа

w    дыхательные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация взаимодействия между воспитателями и родителями в адаптационный период"

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация работы с родителями по формированию потребности у детей в здоровом образе жизни"

quot;Организация работы с родителями по формированию потребности у детей в здоровом образе жизни" выступление на педагогическом совете...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС»

Доклад на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация предметно - развивающей среды по развитию речи в группах с учетом ФГОС»

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация занятий по физической культуре с дошкольниками»!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Леонтьевский детский сад «Малинка»Городского округа Ступино Московской области142861, Московская область,...