РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа)

Чаркина Людмила Михайловна

В статье описывается эффективность использования метода проектов для развития инициативности и самостоятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameneva_i.a._charkina_l.m._statya.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. А. Каменева,

Л. М. Чаркина,

воспитатели МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 40 «Веселинка»

города Губкин Белгородской области

Аннотация. Статья затрагивает вопросы развития инициативы и самостоятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, инициативы, самостоятельность. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) поддержка детей в различных видах деятельности прописана одним из основных принципов дошкольного образования. Поддержка инициативы и самостоятельности также является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

В настоящее время, в условиях развития средств массовой информации и сети интернет ребенок получает готовые решения на поставленные вопросы. Современные родители часто дают готовую информацию своим детям, что приводит к снижению познавательной инициативы и самостоятельной поисковой деятельности ребенка и проблемам в познавательной сфере в целом. 

В трудах отечественных педагогов описана эффективность использования проектного метода в работе с детьми для развития их инициативы и самостоятельности. В связи с этим данная тема становится особенно актуальной, отвечая на социально-образовательный заказ государства и современного общества системе образования – воспитание инициативного ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Это позволило выдвинуть гипотезу о том, что целенаправленное и комплексное использование возможностей проектного метода обеспечит решение проблемы развития и повышения детской инициативы и самостоятельности.

Проектная деятельность, как одна из форм работы с детьми и семьей, как нельзя лучше подходит для реализации поставленного социального заказа от государства, так как она дает возможность и преимущество в работе с детьми дошкольного возраста. В  основу проектной деятельности положено развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах.

В ходе реализации образовательного процесса педагогами были использованы технологии личностно-ориентированного взаимодействия с детьми: метод проблемного изложения, метод эвристического диалога, информационно-коммуникативные технологии, метод педагогической рефлексии, метод мозгового штурма, интерактивные методы работы с детьми, метод игрового моделирования с детьми, технология «Детский совет» по Л. В. Свирской.

Педагоги применяли разнообразные формы работы: образовательные ситуации, развивающие игры, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры, развлечения, досуги и др.

В процессе организации образовательного процесса в контексте развивающего и деятельностного подходов в соответствии с требованиями ФГОС ДО применяли современные формы обучения: игры-путешествия, игры-развлечения, игры-фантазии, совместное изготовление лэпбуков, книжек-малышек, стенгазет, брошюр и др.

На первом этапе для выявления уровня развития самостоятельности и инициативы детей авторы опыта провели мониторинг, используя следующие методики: «Карта проявлений самостоятельности» А. М. Щетининой, «Карта проявлений инициативности» А. М. Щетининой.

Результаты мониторинга детей по «Карте проявлений самостоятельности» показали, что из 25 детей: у 40% детей отмечается низкий уровень проявления самостоятельности. 20% детей продемонстрировали высокий уровень. У детей отсутствует наличие потребности в проявлении самостоятельности, о которой можно судить по степени недостаточной активности и инициативности. Не проявляют должного интереса к деятельности и желания заниматься ею. Могут частично реализовывать потребности в самостоятельном выполнении деятельности, которой очень заинтересованы.

Анализ полученных данных по «Карте проявлений инициативности» позволил сделать вывод: только у 14% детей отмечается высокий уровень проявления инициативы, а у 48% выявлен низкий уровень инициативы. В процессе диагностики уровня развития инициативности у детей наблюдалась несформированность таких показателей как:

– брать на себя главные роли в играх и другой деятельности,

– выступать инициатором какой–либо деятельности,

– высказывать свою точку зрения,

– не бояться взяться за незнакомое дело и др.

Также педагогами было проведено анкетирование родителей по вопросам определения уровня развития инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Результаты опроса показали, что 40% родителей отмечают, что уровень инициативности и самостоятельности ребенка в игре недостаточно хорошо развит, дети не умеют играть самостоятельно без помощи и идей взрослого; 37% родителей отмечают, что у детей нет полной результативности действий. Лишь 27% родителей могут отметить начальную фазу подготовки игры и хороший контакт в игре с сверстниками и взрослыми.

Таким образом, комплексное изучение данной темы и анализ полученных результатов подтвердило её актуальность.

На основе изучения литературы по проблеме внедрения проектной деятельности в ДОО и изучения опыта практического применения проектов педагогами ДОО было выдвинуто предположение о том, что развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:

– использование разных типов проектов: исследовательских, игровых, практико-ориентированных, творческих;

– создание центров (зон) активности, способствующих проявлению у дошкольников потребности в самостоятельных действиях, проявление инициативности;

– готовность родителей воспитанников к сопровождению проектной деятельности детей.

Проанализировав результаты диагностики, изучив методическую литературу, педагоги разработали долгосрочные и краткосрочные проекты различной направленности для детей дошкольного возраста. Проектная деятельность использовалась как активная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Применение метода проектов было направлено на повышение интереса дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности, игровой и творческой активности, а также самостоятельности в выполнении практических действий.

Проектная деятельность осуществляется не только в групповом помещении, но и в мини-центрах, оборудованных в холлах, коридорах и лестничных пролетах детского сада. Данные центры используются для развития познавательной активности, поисковой и творческой деятельности, инициативы и самостоятельности у воспитанников. Это мини-центр «Безопасный маршрут», мини-центр «В гостях у тетушки Совы», мини-центр «Волшебный ларчик чудес», мини-центр «Развивайка», мини-центр «Жители Земли», мини-центр «Моя Белгородчина», шахматный мини-центр «Black and white», мини-центр «МОРЕ-ОКЕАН», мини-центр «Букроссинг-холл», мини-центр «LEGO ХОЛЛ», экскурсионное бюро «Зебренок», мини-центр «Космический мир», мини-центр «Кидбург-городок детских профессий». Все центры созданы с учетом требований ФГОС, пополнены разнообразным дидактическим обучающим материалом, макетами, стендами, что позволяет использовать их не только в рамках проектной деятельности, но и проводить в них организованную образовательную деятельность.

В ходе реализации проектов педагоги использовали интерактивные методы:

  • метод «дельфи» - метод, при котором принимался любой ответ детей на заданный вопрос;
  • групповой сбор – одна из форм практикования детей в участии, который проводится утром и вечером и дает возможность каждому ребенку рассказать о событиях в его жизни, переживаниях, поделиться своими желаниями, а также получить новую информацию от других детей;
  • индивидуально-дифференцированный подход – когда педагог отталкивается от интересов детей, привлекая их в качестве помощников или экспертов;
  • решение ситуационных задач (ситуационные игры), которые способствовали появлению непроизвольного интереса к изучению новой темы, поиску и получению информации, развитию связной речи, познавательных и творческих способностей детей, развитию инициативы и самостоятельности;
  • игровая ситуация «Интервью» - метод, при котором дети высказывают свое мнение, делают посильный анализ пройденной темы с подачи взрослого.

Чтобы определить эффективность проведенной работы по развитию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования проектного метода, было проведено повторное обследование детей, что позволило построить сравнительные диаграммы, показывающие результаты первоначальной и итоговой диагностики после проведения работы с использованием метода проектной деятельности.

Анализ показателей диагностического обследования с 2019 по 2022 год позволил выявить позитивную динамику уровня развития у детей инициативы и самостоятельности. Высокий уровень инициативности поднялся с 14% до 58%, самостоятельности – с 20% до 62%.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что у детей отмечаются положительные результаты применения проектного метода.

В результате проведенной целенаправленной работы педагогами была определена эффективность использования метода проектной деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.

Анализ результатов даёт основание считать, что использование метода проектной деятельности помогает развивать инициативу и самостоятельность детей дошкольного возраста, учит концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца, помогает становлению творческой личности ребенка, развитию его познавательной активности, способствует достижению более адекватной социализации дошкольников.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Портнова П. А. Развитие детской самостоятельности в проектной деятельности дошкольников / П. А. Портнова, А. Р. Нуриева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 47 (389). - С. 404-406.
  2. Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов. – М.: Издательство «Национальное образование», 2021 г.
  3. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2018 г. – 95 с.
  4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/Л.С. Киселёвой – М., 2018. - 230с.
  5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? / Н.Ю. Пахомовой-СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. - 98с.
  6. Сырова И.А. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации/И.А. Сыровой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. -176с.
  7. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно–методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Данный материал и игры можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию фонематического слуха. Хорошо развитый фонематический слух облегчает процесс овлад...

Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...

Поддержка инициативы и самостоятельности ребенка среднего и старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности

Рекомендации для родителей, имеющих детей от 4 до 7 лет, где представлен минимальный комплект игрушек и развивающих пособий для организации разных видов деятельности ребенка в семье. Для удо...

отчет по самообразованию "Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и...

Авторский интерактивный модульный комплекс «Игрушки от катушки» для развития музыкально-творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Авторы Чернышева Н.Б., Сапелкина Н.Ю.

Одним из требований ФГОС ДО является создание такой развивающей предметно- пространственной  среды, которая будет способствовать раскрытию и успешному  развитию интеллектуального  и ...