Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Журба Ольга Владимировна

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детей

среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «ТИКО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Тико»»

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детей

среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «ТИКО»

Актуальность и новизна опыта

Когда высшее руководство страны говорит о необходимости модернизации в России и делает ставку на инновационные технологии, сфера образования не может оставаться в стороне от этого государственного заказа.

Одной из таких технологий деятельностного типа является конструирование. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала. Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников, наряду с техническими навыками, развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.). Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Теоретическая обоснованность опыта

В работах отечественных психологов и педагогов установлено, что конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. В процессе предметно-чувственной деятельности ребята способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать между ними связи и отражать их в образной форме.

Одним из инструментов развития творческих и логических способностей детей выступают игры с конструктором ТИКО для плоскостного и объёмного моделирования.

Идея создания конструктора ТИКО принадлежит доктору физико-математических наук, профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру.

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

Для детей разных возрастов предлагается широкий выбор конструкторов ТИКО, из которых можно создать бесконечное множество игровых фигур.

Системность и технологичность опыта

Внедрение в образовательный процесс ТИКО- конструирования как технологии деятельностного типа начала со средней группы. Основной целью моей работы стало формирование у дошкольников конструкторских способностей и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

На протяжении всего периода работы над опытом являлась участником экспериментальной деятельности в рамках региональной площадки по теме «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ».

В январе 2017 года прошла курсы по теме: «Современные средства развития конструктивно- модельной деятельности дошкольников в контексте ФГОС».

На подготовительном этапе создания условий для внедрения технологии ТИКО конструирования в образовательную деятельность разработала перечень мероприятий, который включил в себя:

- анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды по конструктивной деятельности в группе в соответствии с ФГОС ДО;

- разработку методического и дидактического материала.

Работа с детьми

Для реализации технологии ТИКО конструирования в состав рабочей группы в которую я входила была разработана рабочая программа «Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «ТИКО».

Основное предназначение Программы - амплификация (обогащение) детского развития посредством интеграции современного конструктора ТИКО в образовательную деятельность с детьми пятого – восьмого года жизни.

В соответствии с федеральным стандартом Программа построена на принципах:

- индивидуализации дошкольного образования, который учитывает интересы, способности, возрастные и психологические особенности каждого ребенка;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых. Реализация данного принципа предоставляет детям возможность высказывать свои взгляды, мнение, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями;

- последовательности, который предполагает овладение ребенком конструктивных навыков от простого к сложному.

Образовательная деятельность по развитию у дошкольников познавательных действий и конструкторских умений осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Конструктор ТИКО интегрирован в конструктивно-модельную деятельность, которая проводится 1 раз в неделю в вечернее время в соответствии с циклограммой деятельности педагога и детей. Кроме того, используется в ООД по ФЭМП как средство освоения математических понятий, формирования пространственных и логических представлений.

Также в театрализованной деятельности как средство для создания декораций. Вне организованной деятельности в группах работает центр конструирования.

В программе определены формируемые представления и умения, формы и методы образовательной деятельности по ТИКО конструированию.

Во время образовательной деятельности осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Занятия строю на основе практической работы с конструктором ТИКО и знакомлю детей с такими видами творческого конструирования как:

1) исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.

2) свободное исследование, в ходе которого дети создают различные простейшие модели.

На занятиях по конструированию и в свободной деятельности дети придумывают, фантазируют, создают оригинальные конструкции из ТИКО, тем самым развивая творческое и техническое мышление.

Работа с родителями:

Успешность работы по реализации Программы зависит и от тесного сотрудничества с семьей. Для педагогического просвещения и повышения компетентности родителей в вопросах по данному направлению использую разнообразные формы.

Информацию об особенностях и возможностях конструктора ТИКО довожу до сведения родителей на собраниях, игротеках, в индивидуальных беседах.

Материалы по теме размещаю в папках-раскладушках, на информационном стенде, на сайте детского сада, что позволяет изучить содержание в домашних условиях.

Работа с педагогами

На этапе внедрения главной задачей стало ознакомление педагогического коллектива с технологией ТИКО конструирования через разнообразные формы методической работы.

На практико-ориентированной консультации «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО конструктором для объёмного моделирования» познакомила педагогов с ТИКО конструктором и его возможностями.

В рамках тематического контроля «Развитие конструктивных навыков у детей» приняла участие в смотре-конкурсе «Современный центр конструирования», где заняла 1место.

Экскурсия в группу позволила коллегам расширить представления о создании данного центра.

На творческой неделе показала открытое занятие по конструктивной деятельности в средней группе.

На районном методическом объединении представила педагогам сообщение из опыта работы и провела мастер - класс на тему «Светлая Пасха».

На совещании при заведующем выступила с материалами из опыта работы по теме.

Таким образом, сотрудничество с педагогами определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.

Результативность опыта

На этапе обобщения можно подвести некоторые итоги и сказать, что в результате внедрения в образовательную деятельность конструкторов ТИКО:

- у детей наблюдается повышение интереса к конструктивной деятельности (дошкольники с удовольствием конструируют простейшие плоскостные и объемные модели по образцу, схеме, замыслу)

динамика формирования:

• Регулятивных умений (планировать и организовать собственную деятельность в процессе конструирования)

• Познавательных умений (выделять цвет, форму, величину деталей, анализировать предмет, выделяя его основные части, различая их по величине и форме, устанавливая пространственное расположение частей предмета относительно друг друга.)

• Коммуникативных умений (договариваться, взаимодействовать друг с другом в процессе совместного конструирования)

Положительным моментом стало то, что конструктор ТИКО прекрасно дополняет комплексно-тематическое планирование как эффективное средство создания моделей окружающей действительности по теме недели.

Результатом работы можно считать участие детей в конкурсах разного уровня.

На районном конкурсе детского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина» в номинации «Технические виды творчества» ребята заняли первое место.

В международном конкурсе «Светлая Пасха» творческие работы детей были отмечены дипломом 2-й степени.

В январе 2018 года стали участниками всероссийского конкурса «ТИКО – изобретатель» по теме «Растительный и животный мир планеты»

Анализ анкетирования родителей показал, что после проведенной работы:

- 89% уверены, что конструирование призвано развивать функции мышления, памяти воображения, внимания

- 79% считают, что проводимые мероприятия по направлению необходимы и важны

- 84% поддерживают интерес ребенка к конструированию дома.

Инновационная технология ТИКО конструирования, разработанный методический и дидактический материал внедрены и активно используются педагогами учреждения в образовательной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных  видах деятельности, в МБДОУ №1 «Р...

педагогический проект "Развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники экологического содержания"

В публикации представлен проект по развитию речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники...

отчет по самообразованию "Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и...

Программа «Развития речевых и интеллектуальных способностей детей в процессе приобщения ребенка к художественной литературе» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

     Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир, и самих себя.(В.Сухомлинский). Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в последние годы меняется не в лучш...

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описывается эффективность использования метода проектов для развития инициативности и самостоятельности дошкольников...

Развитие инициативы и самостоятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Опыт работы об эффективности использоывания проектного метода в работе с дошкольниками по развитию  их инициативы и самостоятельности...