педагогический проект "Развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники экологического содержания"
статья по развитию речи (средняя группа)

Баканова Анна Николаевна

В публикации представлен проект по развитию речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx225.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Солнышко» г. Спасск-Рязанский

Педагогический проект

Тема: «Развитие речи   дошкольников среднего и старшего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

                                               К. Д. Ушинский

2016-2017,2017-2018гг.

Название проекта:  

  «Развитие речи   дошкольников среднего и старшего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания»

Тип проекта:     Педагогический

Вид проекта:      Информационно-практико-ориентировочный, творческий

Возраст: Дети в возрасте от 4-6 лет ( средняя и старшая группы)

Продолжительность проектной деятельности: Долгосрочный

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели МБДОУ детского сада «Солнышко»

Вступление. Что такое мнемотехника?

             Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon»по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти музи обозначают«искусство запоминания».  Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Актуальность проекта

- Односложная,  состоящая  лишь  из  простых  предложений речь.  

- Неспособность  грамматически  правильно  построить предложение.  

- Бедная  диалогическая  речь:  неспособность грамотно  и  доступно  сформулировать  вопрос,  построить краткий  или  развѐрнутый  ответ.  

- Неспособность  построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную  тему,  пересказ  текста  своими  словами.

-Отсутствие логического обоснования  своих  утверждений  и выводов.

- Отсутствие  навыков  культуры  речи:  неумение использовать  интонации,  регулировать  громкость  голоса  и темп  речи.  

-Скудный  словарный  запас,  неумение согласовывать  слова  в  предложении,  нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов

        Поэтому,  перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

                      Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Мнемотехника помогает развивать:

  зрительную и слуховую память

   зрительное и слуховое внимание

   воображение

   восприятие

   развивает кругозор

   развивает все стороны речи

Цель проекта: 

Развитие связной речи детей  среднего и старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники экологического содержания

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы

в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и во с-производить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно воз-расту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

                                          Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

  зрительного

  слухового

  кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата)

  обонятельного

  вкусового

  осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.

Например:

  «Что изменилось?», «Чего не стало?»

  «Кто ушёл?»

  «Кто позвал?»

  «Развесим и соберём слова»

  «Парные открытки»

  «Узнай на ощупь»

  «Чудесный мешочек»

  «Узнай на вкус» и другие.

              Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

метод «крокирования» (от франц. croquis –  чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок.Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении

таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы

выполняем следующие задачи:

  Закрепление различных методов запоминания.

  Развитие фотографической памяти.

  Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.

  Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.

          Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напомню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.

Например: Упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)

                   Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап:Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

                                                 Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  для ознакомления детей с окружающим миром

  при заучивании стихов

  при пересказах художественной литературы

  при обучении составлению рассказов

  при отгадывании и загадывании загадок

  для обогащения словарного запаса

  при обучении составу числа

  при воспитании культурно-гигиенических навыков

  при воспитании навыков самообслуживания

  при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

        Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

  быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

  соответствовать уровню развития детей.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1.  обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

  Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

  Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

  Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

  Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

  Универсальностью - может использоваться  любым педагогом и родителями.

       Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.  Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и  для педагога.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/k/K4jik2pZvTRCOGsNgcwfVBeUIFaxD0o7AzSHYQJWhM/slide-9.jpg hello_html_m10ae4a20.jpg 

         Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет работу с детьми, демонстрируя мнемодорожки – несколько картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображение основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ, стихотворение, сказку.

        Мнемоквадрат - это  отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например: Осенний лист.

hello_html_m29f3b572.jpg

Мнемодорожка - это  последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Например: Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.

hello_html_70eab96b.jpg

         Мнемотаблица - это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стихотворение. Глядя на рисунки, ребёнок воспроизводит текстовую информацию,  так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие

. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации. hello_html_m9bca5b5.jpg

Ожидаемые результаты реализации проекта

Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу

при составлении описательных рассказов, заучивании

стихотворений; пополнение и активизация словарного запаса

детей;

-развитие логического и образное мышление,

совершенствование связной речи;

-умение договариваться и работать слажено; обращаться к

взрослому с вопросом

Список литературы

  • 1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000
  • 2. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011
  • 3. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обоазования/ Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • 4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012
  • 5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Москва, 2005
  • 6. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15
  • 7. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007.
  • 8. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М.: Мозаика-Синтез, 2011
  • 9. Матюгин И.Ю. Тактильная память. ( www.boltun-spb.ru). - М.: Эйдос,2001.
  • 10. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. - М.: Эйдос, 2004
  • 11. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
  • 12. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115
  • 13. Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003
  • 14. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009
  • 15. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2003
  • 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2001
  • 17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., 2002
  • 18. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных расказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21
  • 19. Чиндилова О.В. Психолого-педагогические основы речевой деятельности старших дошкольников / Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2010. № 3. - С.119-124
  • 20. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 1966
  • 21. Широких Т.Д. Учим стих - развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004. № 2. - С. 59-62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

Опыт работы "Развитие диалогической речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством сказок"

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы реб...

Опыт работы «Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Опыт работы«Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»....

Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам»

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам»...

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описывается эффективность использования метода проектов для развития инициативности и самостоятельности дошкольников...

Развитие инициативы и самостоятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Опыт работы об эффективности использоывания проектного метода в работе с дошкольниками по развитию  их инициативы и самостоятельности...