«Дидактическое пособие Лепбук как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Гурулева Альбина Васильевна

    Интерактивное дидактическое пособие – лэпбук, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. В работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Это сравнительно новая технология, представляющая собой разновидность метода проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_lepbuk_.docx462.8 КБ

Предварительный просмотр:

                              Гурулева Альбина Васильевна

                              Воспитатель

                              МБДОУ детский сад № 96 «Калинка» г. Улан – Удэ, Республика Бурятия

«Дидактическое пособие Лепбук как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»

    Главное место в жизни каждого человека занимает семья, учёба, работа. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья, любимые книги, природа – всё это и есть наша Родина. Невозможно недооценивать её значения для каждого в его жизни.

     Согласно ФОП ДО - целью нравственно – патриотического воспитания является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

    Таким образом нравственно–патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы с дошкольниками.  Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями.

     Задача педагога – как можно раньше пробудить в детях любовь и уважение к родной земле, к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, городу, используя современные инновационные технологии и новые нестандартные формы сотрудничества с воспитанниками и их семьями.

     Увлечённый своей работой воспитатель всегда старается искать новые подходы, идеи, методы в своей педагогической деятельности, которые бы максимально заинтересовали детей и соответствовали бы их возрасту. Вот так и возникла идея создания интерактивного дидактического пособия лэпбук на тему: «Моя родина Россия, моя малая родина – Бурятия», который объединил в себе многие направления работы по формированию представлений у детей о России, о малой родине Республика Бурятия, воспитанию патриотических чувств, гордости за свой народ, воспитанию уважения и любви к России, к своей малой Родине.

    Интерактивное пособие – лэпбук, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. В работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Это сравнительно новая технология, представляющая собой разновидность метода проекта.

     В дословном переводе с английского языка «лэпбук» означает «книга на коленях». Лэпбук еще можно назвать интерактивная папка, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое сам или вместе с детьми, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать в них любую информацию на любую тему.

Цель использования лэпбука: получение, расширение и закрепление знаний детей о своей Родине, как о богатой и многонациональной стране, о своей малой Родине; формирование гражданской позиции и воспитание нравственно-патриотических чувств.

Задачи:

  1. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.
  2. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
  3. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
  4. Развивать общую моторику детей.
  5. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
  6. Развивать связную речь.
  7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
  8. расширять общий кругозор, эмоциональную сферу ребенка.

     Лепбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Дети учатся самостоятельно собирать и размещать информацию. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или фигурками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку. И совместное создание Лэпбука - это просто интересно!

Подборка материалов для лэпбука

     Если организация устройства лэпбука зависит от фантазии педагога, то содержательная часть определяется ФГОС ДО и уровнем развития детей конкретной группы. Материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Данный лэпбук создан для детей подготовительной группы. В подготовительной группе знания детей систематизируются, поэтому в лэпбук можно включать общую информацию о стране, символике, достопримечательностях, государственном устройстве. информационный блок уместно наполнить исторической справкой о столице, родном городе, улицах города.
Обязательно включается информация о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. О героях специальной военной операции.

Оформление лэпбука «Моя родина - Россия, моя малая родина – Бурятия»

Инструкция по оформлению:

  1. Подбираем небольшие пластиковые кармашки с кнопкой.
  2. Размещаем получившиеся кармашки во внутренней части лэпбука, закрепляя их двусторонним скотчем.
  3. На каждый кармашек крепим название и подходящую картинку, иллюстрирующую тот или иной материал.
  4. Для Лэпбука делаем небольшие фотографии для презентации разных блоков: «Достопримечательности России», «Города России», «Мой любимый город – Улан – Удэ», «Озеро Байкал», «Народы России», «Народы Бурятии», «Народные промыслы», «Герои нашего времени» и другое. Обязательно указываем основные сведения о городе (дата основания, численность населения, чем знаменит, яркие события из истории).

Пособие имеет две стороны. С одной стороны - оформлен материал по России, с другой стороны - по Республике Бурятия.

C:\Users\Егор\Desktop\Лэпбук 1.jpg

Оформление левой части

Наполнение: на левой стороне размещаем портрет президента В.В. Путина. Кармашки: «Государственные символы России» (флаг, герб, гимн); карта России; Золотое кольцо России; «Негосударственные символы России»; «Защитники Отечества»; «Народы России»; «Москва – столица нашей Родины»; «Народный русский костюм». «Традиционное жилище русских».

Оформление средней части

Наполнение: средняя часть посвящена искусству России. Распечатываем и ламинируем картинки для карманов: «Русские народные промыслы», «Народные праздники»., «Стихи о Родине», «Пословицы и поговорки», «Загадки».

Оформление правой части

Наполнение: правая часть лэпбука включает знакомство с народными играми, размещены кармашки с различными дидактическими играми: «Народные промыслы»; «Символы России»; дидактическая игра – лото «Наша Родина»; дидактическая игра «Найди фрагмент»; «Найди флаг России»; дидактическая игра «Подбери костюм»; дидактическая игра «Золотое кольцо России» и др. Также размещен кармашек с раскрасками по теме лэпбука.

C:\Users\Егор\Desktop\Лэпбук Россия.jpg

      Другая сторона лэпбука представлена наполнением материала о малой родине Бурятия.

В первой части размещен портрет главы Республики Бурятия – А.С. Цыденова, карта Бурятии, Государственные символы Бурятии (флаг, герб, гимн), кармашек «Герои нашего времени» (участники СВО, герои России), кармашки: «Народы Бурятии», «Традиционное жилище Бурят», «Национальная одежда Бурят», «Народные промыслы Бурятии».

Вторая часть лэпбука посвящена природе родного края, озеру Байкал, городу Улан – Удэ – столице Бурятии, его достопримечательностям.

В третьей части представлены стихи о Бурятии, Бурятские сказки, легенды; народные игры Бурят, дидактические игры: «Где находится достопримечательность», «Мой адрес», «Бурятские узоры». Есть творческий кармашек с раскрасками и идеями для творчества детей.

C:\Users\Егор\Desktop\фото лэпбук Бурятия.jpg

    Дидактический материал лэпбука, который прост по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими детьми; подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.  Многие материалы лэпбука рассчитаны на длительную работу, изучение с детьми дополнительной подробной информации. Поэтому лэпбук недостаточно использовать как экспонат, по нему надо заниматься.

      Применение лэпбука в практике работы с детьми обеспечивает познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность всех воспитанников. Структура и содержание лэпбука доступны детям, что позволяет использовать его как с группой детей, так и во время индивидуальной работы. Вариативность пособия может быть использована отдельно для решения вопросов нравственно – патриотического воспитания детей, а также во взаимосвязи со всеми образовательными областями.

       Таким образом лэпбук - это современное познавательное и игровое пособие, яркое и привлекательное для детей и в то же время оно несет в себе огромный развивающий потенциал. Его внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ позволяет системно решать программные задачи в соответствии с ФГОС ДО.

Литература:

1. Андрюшина, Н.Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации. Азбука детства/ Н.Н. Андрюшина. – Самара: ООО «НТЦ». – 2017. – С. 84-86.

2. Блохина, Е. Лэпбук – наколенная книга/ Т. Лиханова, Л. Морозова, О. Харина // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. – 2015. – № 4

3. Ветохина, А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / Методическое пособие для педагогов /А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. – СПб.: «ООО Издательство «Детство - пресс», 2010. С– 192.

4. Гатовская, Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д.А. Га-товская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международная научная конференция Пермь, апрель 2015 г. – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.

5. Герасимова, З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. — №12. – С. 47-60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Лепбук - как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Никто не может стать сыном своего народа, проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа"В. В. Зеньковский...

Консультация для родителей "Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста."

middot;  Дать детям представление о народных праздниках.·  Познакомить с обрядами и обычаями этих праздников.·  Привить любовь к Родине через беседы о праздниках и непоср...

Муниципальный конкурс «Творческая папка по самообразованию» Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Актуальность работы:Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс.Большая Родина всегда начинается с малой, А...

План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год

        Развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает человеку...

Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

О формировании нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....