Консультация для родителей "Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста."
консультация (подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Тихоновна

·  Дать детям представление о народных праздниках.

·  Познакомить с обрядами и обычаями этих праздников.

·  Привить любовь к Родине через беседы о праздниках и непосредственном участии в них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_n.t.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания  для детей дошкольного возраста.

                                                          Воспитатель подготовительной группы: Кузнецова Н.Т. 

ЦЕЛЬ:

·  Дать детям представление о народных праздниках.

·  Познакомить с обрядами и обычаями этих праздников.

·  Привить любовь к Родине через беседы о праздниках и непосредственном участии в них.

Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Дошкольный возраст – это период усвоение норм морали и социальных способов поведения. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Гармоническое развитие ребенка основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной культуры – фольклор. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.

Однако долгие годы народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему, как к национальному достоянию. Сегодня идет активный поиск новых, более современных методов массового музыкального образования и воспитания, формирование культурных потребностей ребенка и его эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественно – эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную систему, но и как средство для развития нравственно-патриотических чувств и формирования творческих способностей личности.

Народные праздники корнями своими уходят в древнюю религию славян-солнцепоклонников. Праздновались они в честь солнца. От силы солнца зависела их продолжительность. Люди считали, что праздником, общей радостью можно помочь солнцу окрепнуть. Праздновалось пять основных праздников, это:

- «Святки», которые длятся две недели.

- «Масленица» - длится одну неделю.

- «Зеленые святки» или «Троица» - 3-4 дня.

- «Ивана Купала» - одну ночь (солнце в полной силе и ему не нужна помощь).

- «Осенины» - 4 дня (солнце начинает слабеть).

Повторялось они по календарю из года в год, отсюда и получили название календарных праздников. Церкви не нравилось, что люди поклоняются своим идолам и, чтобы как-то отвлечь народ, церковь свои христианские праздники приурочила к народным. Народ не отказался от своих обычаев и, наряду с христианскими праздниками, продолжал праздновать свои.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из самых главных христианских праздников. Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряжение – здесь мирно уживаются язычество и христианство. Дни от Рождества до Крещения назывались Святками. Зимние Святки были шумным и веселым праздником.  

МАСЛЕНИЦА – это древний народный праздник, который не закреплен за определенным числом и относится к «переходящим» праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывала верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений – вот народ и стремился повеселиться «впрок». Название же «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты ещё можно было употреблять – вот и пекли блины масленые.

Масленица – самый веселый, шумный народный праздник.  

Воскресенье – «Прощеный день». В этот день весело прощались с Масленицей. Кроме того, в этот день совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою». Дарили подарки куму и куме, занимались благотворительностью.

В наше время в «прощеный день» устраивают обычно народные гулянья, ярмарки, концерты. В этот день мастера-умельцы и мастерицы-рукодельницы могут похвастаться своим мастерством.

сказал: «В этом пестром празднике народном, оканчивающем зиму, ясно открывается смесь стихий древнего языческого обряда с христианским обычаем, отечественного с чужестранным, старинного с новым: олицетворение и сожжение Масленицы, скоморошеские игры, заморские и народные, относятся к остаткам от мира языческого, а прощание друг с другом и с усопшими заимствовано от миролюбивого христианства».

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ – шестая неделя Великого поста – вербная неделя – «вербница». Главное в этой неделе было воскресенье, когда совершались все основные обряды и действа, связанные с вербной неделей. Распространенным был обычай слегка ударять малых детей вербой по приходе из церкви и приговаривать: «Верба хлест, бей до слёз. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба». Еще в Вербное воскресенье устраивались детские базары с увеселением и продажей всевозможных сладостей.

Пасха, или Светлое Христово Воскресение, — главный православный праздник. На Руси и этот день, и всю последующую неделю проводили весело: готовили пасхальные традиционные блюда — куличи, творожные пасхи, — красили яйца, водили хороводы, качались на качелях, обходили дома с поздравлениями.

Встреча Светлого Христова Воскресения включала не только торжественное богослужение в храме, но и народные гулянья. После многодневного поста и отказа от развлечений празднование проходило широко — с хороводами, играми, песнями. Пасху на Руси отмечали от 3 до 7 дней, а в некоторых регионах — и до Троицы (празднуется через 50 дней после Пасхи).

РАДОНИЦА - КРАСНАЯ ГОРКА. Так называется первое воскресенье после пасхи. Наименование этого дня ведет свое начало от седой древности. Горы на заре народной жизни у всех славян почитались священными и поэтому являлись местом совершения большинства обрядов и связанных с ними обычаев. «Красный» - прекрасный, веселый, радостный, молодой. Отсюда и название праздника воскресшей весны – КРАСНАЯ ГОРКА.

Дождавшаяся Красной горки молодежь еще веселее красна солнышка играет, затевая хороводы по красным пригоркам-холмам, «заплетая плетень», величая Весну Красну.

ТРОИЦА - ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ. Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества.

Конец мая и начало июня, на которые приходится-падает Троицын день, особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли.  

ИВАН КУПАЛА. После Троицына дня главным летним праздником у нас в народе является Иванов день, называемый в просторечии Иваном Купалою. Справляется он 23 и 24 июня, во время летнего солнцестояния.

В древности в честь бога-огня, бога-солнца, бога – грома зажигались во время летнего солнцеворота праздничные огни. Этот обычай сохранился и до наших дней.  

ОСЕНИНЫ – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с Бабьего лета (14 сентября). В древности после окончания полевых работ приходило время встречать осень. При этом праздновали Осенины всем миром.

С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их пивом, брагой, а затем начиналась игра «Пиво варить».

 Последний день Осенины приходился на церковный праздник Воздвижение. Его часто называют Воздвиженьев день, капустники, капустницы. Этот праздник связан с обычаем начинать рубить капусту. Поэтому и повелось у русского человека Воздвижение называть КАПУСТНЫМ праздником.  . После Воздвижения начинались осенне-зимние посиделки.

Приобщая дошкольников к народной культуре - народным праздникам и традициям придается большое значение. Знакомя детей с содержанием календарных праздников, мы берем только народную составляющую этих праздников, не заостряя внимания на христианской стороне, пытаемся привить у них интерес к возрождению этих праздников, желание самим участвовать в них.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Планируя музыкально-воспитательную работу с детьми, большое место отвожу беседам о содержании праздника, народным песням, играм, танцам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ».

         Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента ро...

Мини - музей "В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

МИНИ- МУЗЕЙ"В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.Место создания мини - музея: МДБОУ «Детский сад № 4»Автор мини - м...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ГТО как средство нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

ГТО как средство нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....

Муниципальный конкурс «Творческая папка по самообразованию» Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Актуальность работы:Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс.Большая Родина всегда начинается с малой, А...

План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год

        Развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает человеку...

«Дидактическое пособие Лепбук как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»

  Интерактивное дидактическое пособие – лэпбук, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированног...