Музыкотерапия
консультация

"Музыкотерапия"

 

Уважаемые родители, давайте с вами разберемся в том, что же такое музыкотерапия? Как с помощью нее можно повлиять на эмоциональное самочувствие ребенка?

 

По мнению многих учёных, медиков и педагогов, в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

 

Термин «музыкoтерапия» имеет греко-латинские корни и в переводе означает «лечение музыкой».

 

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства   коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных заболеваний.

 

О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты. В России специальные исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, В.М. Бехтерева, И.М. Гриневой, С.В. Шушарджан, Г.П. Шипулина и многие другие выявили положительное влияние музыки на различные системы организма: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему.

 

Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе матери), развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Он рекомендует слушать спокойные мелодии В.А. Моцарта и А. Вивальди.

 

Исследования врачей доказали, что уже на 5 – м месяце внутриутробного развития ребёнок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии.

 

Свойства музыки:

 

Музыка способна воздействовать на различные сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

* вибрационный (является стимулятором обменного процесса на уровне клетки);

 

* физиологический (способен изменять различные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечно – сосудистую);

 

* психологический (через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребёнка).

 

Музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.

Музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная от прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

Музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Так, исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребёнок должен подчинить своё дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Известно, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов в минуту, гнев – 40 вдохов в минуту. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте), мы можем моделировать эмоциональное состояние.

Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

Специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональную сферу ребёнка и повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению его заболеваемости.

 

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют как естественные, так и искусственные звуки.

 

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.

 

Классические музыкальные произведения и их положительный эффект воздействия на ребёнка:

 

Вольфганг Амадей Моцарт.Соната для фортепиано №1 До мажор – всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ людей в среднем на 8-10 единиц. Прослушивание сонат Моцарта делает продуктивной любую деятельность, рисует малыш, играет в кубики или учится ползать.

Шарль Камиль Сен-Санс. «Карнавал животных».

14 музыкальных миниатюр, иллюстрирующих животный мир, развивают воображение ребенка. Творите вместе с ним, изображайте и черепах, и львов, и кенгуру, и, конечно, всеми любимого лебедя. Ребенок, начиная с двух лет, будет ловить каждое ваше движение, пытаться его повторить. Ребенок помладше будет с жадностью следить за вашими пантомимами под музыку. Начните с одной части в день, потом малыш сам будет просить вас о таких сеансах.

 

Иоганн Штраус Полька «Трик-Трак» – пришло время попрыгать, потанцевать. Полька легкая, воздушная, с небольшими кульминациями, так что вам будет удобно расставлять танцевальные акценты. Обратите внимание ребенка на ударные инструменты: треугольник, барабан, трещотку. Добавляйте постепенно и польки, и вальсы, не очень длинные. Танцуйте вместе с ребенком, помогая ему развивать чувство ритма.

Антонио Вивальди. «Времена года»: «Зима».

Лучшим музыкальным терапевтом эпохи барокко был итальянский композитор Антонио Вивальди. Из-за врожденной деформации грудной клетки ему было трудно дышать, передвигаться без посторонней помощи, и поэтому всю свою внутреннюю силу, весь свой темперамент Вивальди вложил в музыку. Экспериментально установлено, что дети еще в утробе матери успокаиваются под звуки музыки Антонио Вивальди, так что все его произведения будут полезны малышам, а начать стоит с цикла «Времена года». И лучше всего с такой спокойной части, как «Зима» (Февраль), под звуки которой так и представляются кружащиеся снежинки, заснеженная деревенька, дети катаются на санках или лепят снежную бабу. Фантазируйте вместе с вашим малышом!

 

Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии:

 

Музыка для свободной деятельности детей:

И. С. Бах «Прелюдия До мажор», «Шутка»

 

И. Брамс «Вальс»

 

А. Вивальди «Времена года»

 

Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»

 

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

 

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

 

П.И. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

 

Ф. Шопен «Вальсы»

 

И. Штраус «Вальсы»

 

Музыка для пробуждения после сна:

Л. Боккерини «Менуэт»

 

Э. Григ «Утро»

 

Лютневая музыка ХVII века

 

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

 

В. А. Моцарт «Сонаты»

 

М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

 

К. Сенс-санс «Аквариум»

 

П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

 

Музыка для релаксации:

Т. Альбиони «Адажио»

 

Л. Бетховен «Лунная соната»

 

К. Глюк «Мелодия»

 

Э. Григ «Песня Сольвейг»

 

К. Дебюсси «Лунный свет»

 

Н.А. Римский-Корсаков «Море»

 

К. Сен-Санс «Лебедь»

 

П.И. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

 

Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»

 

Ф. Шуберт «Аве Мария», «Серенада»

 

Подводя итог можно сказать, что музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.

 

Слушайте хорошую музыку и будьте здоровы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykoterapiya.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Музыкотерапия"

Уважаемые родители, давайте с вами разберемся в том, что же такое музыкотерапия? Как с помощью нее можно повлиять на эмоциональное самочувствие ребенка?

По мнению многих учёных, медиков и педагогов, в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

Термин «музыкoтерапия» имеет греко-латинские корни и в переводе означает «лечение музыкой».

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных заболеваний.

О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты. В России специальные исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, В.М. Бехтерева, И.М. Гриневой, С.В. Шушарджан, Г.П. Шипулина и многие другие выявили положительное влияние музыки на различные системы организма: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему.

Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе матери), развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Он рекомендует слушать спокойные мелодии В.А. Моцарта и А. Вивальди.

Исследования врачей доказали, что уже на 5 – м месяце внутриутробного развития ребёнок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии.

Свойства музыки:

Музыка способна воздействовать на различные сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

* вибрационный (является стимулятором обменного процесса на уровне клетки);

* физиологический (способен изменять различные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечно – сосудистую);

* психологический (через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребёнка).

Музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.

Музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная от прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

Музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Так, исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребёнок должен подчинить своё дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Известно, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов в минуту, гнев – 40 вдохов в минуту. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте), мы можем моделировать эмоциональное состояние.

Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

Специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональную сферу ребёнка и повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению его заболеваемости.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют как естественные, так и искусственные звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.

Классические музыкальные произведения и их положительный эффект воздействия на ребёнка:

Вольфганг Амадей Моцарт.Соната для фортепиано №1 До мажор – всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ людей в среднем на 8-10 единиц. Прослушивание сонат Моцарта делает продуктивной любую деятельность, рисует малыш, играет в кубики или учится ползать.

Шарль Камиль Сен-Санс. «Карнавал животных».

14 музыкальных миниатюр, иллюстрирующих животный мир, развивают воображение ребенка. Творите вместе с ним, изображайте и черепах, и львов, и кенгуру, и, конечно, всеми любимого лебедя. Ребенок, начиная с двух лет, будет ловить каждое ваше движение, пытаться его повторить. Ребенок помладше будет с жадностью следить за вашими пантомимами под музыку. Начните с одной части в день, потом малыш сам будет просить вас о таких сеансах.

Иоганн Штраус Полька «Трик-Трак» – пришло время попрыгать, потанцевать. Полька легкая, воздушная, с небольшими кульминациями, так что вам будет удобно расставлять танцевальные акценты. Обратите внимание ребенка на ударные инструменты: треугольник, барабан, трещотку. Добавляйте постепенно и польки, и вальсы, не очень длинные. Танцуйте вместе с ребенком, помогая ему развивать чувство ритма.

Антонио Вивальди. «Времена года»: «Зима».

Лучшим музыкальным терапевтом эпохи барокко был итальянский композитор Антонио Вивальди. Из-за врожденной деформации грудной клетки ему было трудно дышать, передвигаться без посторонней помощи, и поэтому всю свою внутреннюю силу, весь свой темперамент Вивальди вложил в музыку. Экспериментально установлено, что дети еще в утробе матери успокаиваются под звуки музыки Антонио Вивальди, так что все его произведения будут полезны малышам, а начать стоит с цикла «Времена года». И лучше всего с такой спокойной части, как «Зима» (Февраль), под звуки которой так и представляются кружащиеся снежинки, заснеженная деревенька, дети катаются на санках или лепят снежную бабу. Фантазируйте вместе с вашим малышом!

Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии:

Музыка для свободной деятельности детей:

И. С. Бах «Прелюдия До мажор», «Шутка»

И. Брамс «Вальс»

А. Вивальди «Времена года»

Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

П.И. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Ф. Шопен «Вальсы»

И. Штраус «Вальсы»

Музыка для пробуждения после сна:

Л. Боккерини «Менуэт»

Э. Григ «Утро»

Лютневая музыка ХVII века

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

В. А. Моцарт «Сонаты»

М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сенс-санс «Аквариум»

П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Музыка для релаксации:

Т. Альбиони «Адажио»

Л. Бетховен «Лунная соната»

К. Глюк «Мелодия»

Э. Григ «Песня Сольвейг»

К. Дебюсси «Лунный свет»

Н.А. Римский-Корсаков «Море»

К. Сен-Санс «Лебедь»

П.И. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»

Ф. Шуберт «Аве Мария», «Серенада»

Подводя итог можно сказать, что музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.

Слушайте хорошую музыку и будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...