Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников».
методическая разработка

Мельниченко Елена Сергеевна

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления. 

Задачи:

1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

2. Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.

3. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на педагогов, специалистов ДОУ.

 Ожидаемые результаты:

  •  Активизация  познавательной  деятельности участников мастер – класса.
  • Получат знания и навыки по развитию критического мышления
  • Повышение уровня профессиональной компетенции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников».

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления. 

Задачи:

1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

2. Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям.

3. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на педагогов, специалистов ДОУ.

 Ожидаемые результаты:

  •  Активизация  познавательной  деятельности участников мастер – класса.
  • Получат знания и навыки по развитию критического мышления
  • Повышение уровня профессиональной компетенции.

Оборудование: проектор, слайд шоу, корзина, раздаточные карточки для педагогов,, тарелка с фруктами, картинки, 6 шляп.

    Ход мастер-класса:

  • Вступительное слово.

            Здравствуйте,  уважаемые педагоги мы начинаем свой мастер-класс.

«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников».

Надеемся,  что он будет для вас интересным,  полезным.

А теперь я хотела задать вам несколько вопросов:

  • Верите ли вы, что узнаете,  что-то новое для себя, в своей педагогической деятельности по окончании мастер класса?
  • Верите ли вы, что существует множество приемов обучения детей критическому мышлению?
  • Верите ли вы, что детей можно научить, тому как учиться?

А сейчас я предлагаю выполнить следующее задание.

- Предлагаю взять со стола один понравившийся фрукт, изучить его форму, цвет, фактуру.

- на листочках составьте список прилагательных, которые характеризуют выбранный десерт. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных)

Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.

(Зачитываются работы и даются объяснения)

2 слайд Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

Наша педагогическая деятельность очень похожа на постоянные покорения различных высот, но у нас накоплен хороший багаж внутренних ресурсов, а с такими ресурсами нам по плечу любые инновации и педагогические технологии.

Есть различные источники информации и задача воспитателя научить дошкольников пользоваться ими, научить их познавать новое, стимулировать к самообразованию. Задача современного воспитателя не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка. Оптимальной методикой для решения данной задачи является «Технология развития критического мышления»

Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Главной целью нашей работы является развитие мыслительных навыков детей, необходимых не только на занятии, но и в жизни каждого ребёнка.

3 слайд Данная технология позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации:

- информационной грамотности

- социальной компетентности:

Невозможно быстро обучить мышлению, нет такого предмета.

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Ее особенность заключается в том, что она предлагает формирование осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности на разных стадиях занятия

У вас на столах лежат разноцветные прямоугольники, я прошу встать тех, у кого зелёный прямоугольник и зачитать стадии занятия.

4 слайд Технология критического мышления включает в себя 3 стадии:

Первая - стадия вызова (создание ситуации проблемы)

Вторая - осмысления (каждый ребёнок сам для себя делает открытие)

Третья – рефлексии (закрепление и оценка того, что я узнал)

На стадии вызова учащиеся получают небольшую информацию по данной теме. Необходимо «разбудить мысль». Поэтому цели такие:

Я прошу встать того, у кого голубой прямоугольник и зачитать цели стадии ВЫЗОВ

5 слайд - актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.

На стадии осмысления идет работа над новым материалом.

Я прошу встать того, у кого красный  прямоугольник и зачитать цели стадии осмысления

6 слайд Эта стадия позволяет дошкольнику:

-получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.

На стадии рефлексии у детей происходит размышление над информацией.

Я прошу встать того, у кого желтый  прямоугольник и зачитать цели стадии рефлексии

7 слайд - целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

На розовых прямоугольниках - приёмы технологии критического мышления, которые используются на разных стадиях организованной деятельности с детьми,

Я прошу встать того, у кого оранжевый прямоугольник и зачитать приемы тркм.

8 слайд

Приёмы развития критического мышления :

• Верные и неверные утверждения

• Кластер

• Дерево предсказаний

• Толстые и тонкие вопросы

• Чтение с остановками

• Синквейн

• Кубик

• Перемешанные события

• Заучивание по схеме

• Загадка

• Цитата

• Корзина идей.

Шесть шляп

Мозговой штурм

Логические цепочки

Универсальность приёмов заключается в том, что их можно использовать на любой стадии занятия.

Они помогают достичь определенных результатов.

Представляем вашему вниманию «Использование приемов критического мышления на занятиях в детском саду» на примере произведения Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

9 слайд Стадия Вызов

  1. Приём «Корзина понятий, идей» 

«Корзина идей» предполагает выяснить,  какие знания уже есть у детей по данной  теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме.

(На доске изображение Незнайки, условный значок корзины с вопросом)

- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

- Какие ассоциации возникают, глядя на Незнайку?

- Что вы можете сказать о Незнайке?

- Кто написал это произведение? (Н. Носов)

10 слайд 2. Прием «Мозговой штурм»

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся.

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию :

-творческого и аналитического мышления;

-коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать других, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;

-фантазии и воображения;

-навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

Задание: пример «мозгового штурма»

– ПОЧЕМУ Н. Н. НОСОВ НАЗВАЛ СВОЁ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЕ НЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ»?

11 слайд

  1. Прием «Прогнозирование»

Прежде чем читать произведение или смотреть фильм, просим, исходя из названия, предположить, о чем оно. Сделать прогноз можно на любом этапе прочтения: что ждет героя, кто окажется предателем, чем все закончится.

Например,

- О чем может быть рассказ с таким названием?

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения участников коллег).

12 слайд

  1. Также на стадии вызова эффективен приём «Верные – неверные суждения».

Детям предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание.

Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Какие из утверждений были верными можно узнать на стадии рефлексии. Еще этот материал можно использовать при проверке усвоенного материала. Причем ответ на суждение может быть как  вербальным,  так  и  сигнальным

— Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны поднимите красный круг, если нет, то черный круг.

Верите ли, что действие происходит в существующем городе.

Верите ли, что герои произведения живут дружно.

Верите ли вы, что этот рассказ грустный.

Верите ли, что у Незнайки друзья Винтик и Шпунтик.

13 слайд Стадия Осмысление

ТРКМ знакомит с ещё одним приёмом критического мышления 

  1. «Тонкие и толстые вопросы», приемлемым на данной стадии занятия.

Тонкие вопросы – вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

по сказке Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Тонкие вопросы

1. Как назывался город, в котором жил Незнайка с друзьями? (Цветочный)

2. На каких музыкальных инструментах учился играть Незнайка (балалайка, скрипка, медная труба)

3. К какому слову не смогли подобрать рифму ни Незнайка, ни даже поэт Цветик? (пакля)

4. Согласны ли вы, что стихи Незнайки похожи на дразнилки? (Да)

5. На каком топливе работал автомобиль, который изобрели Винтик и Шпунтик? (на газированной воде с сиропом.)

6. На какой улице жили сразу 16 малышей? (улица Колокольчиков)

Толстые вопросы

1. Потерпев аварию на воздушном шаре, Незнайка с друзьями оказались в незнакомом городе? Что это был за город и почему он так назывался?

(Весь город утопал в зелени деревьев и поэтому назывался Зелёным городом.)

  1. Чем различались методы лечения доктора Пилюлькина и Медуницы?

(Медуница лечила всех с помощью меда, а Пилюлькин считал, что мед не может быть эффективнее йода или касторки.)

  1. Объясните, как и почему взлетел воздушный шар, придуманный Знайкой?

(Знайка наполнил шар теплым воздухом, он взлетел, но вновь опустился. Тогда Знайка выбросил один мешок и шар вновь взлетел в воздух)

8. Почему Незнайка в конце повести вместо игр стал много заниматься: читать и писать? 

(Он хотел переписываться с Синеглазкой - малышкой из Зеленого города, а писать в тот момент он умел только печатными буквами и ему стало стыдно оставаться «незнайкой». )

14 слайд

  1. Прием «Логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.

Построение логической цепочки может проводиться совместно с педагогом, в группах/парах на занятии. Этот прием очень полезен при пересказе текстов. Детям, после работы с текстом предлагается выстроить события в логической последовательности.

Задание: Перед вами картинки с изображением определенных событий, которые описаны в произведении Выстроите их в логической последовательности. (Увлечения Незнайки)

15 слайд

  1. Музыка. Незнайка хочет заняться музыкой и отправляется к музыканту Гусле. Тот предлагает герою разные инструменты, из которых мальчик выбирает трубу.
  2. Живопись. Незнайка пробует себя в роли художника. Он рисует портрет лучшего друга Гуньки, согласившегося позировать.
  3. Поэзия. Узнав у Цветика про рифмы и ритм, герой сочиняет несколько стишков. Но его творения обижают коротышек.

16 слайд Стадия Рефлексия

  1. Прием «Кубик с вопросами»

Вместе с детьми сделали кубик с вопросами: какой? Как? Почему? Зачем? Кто? Что? Где? Любой предмет можно протестировать по этим вопросам, а для интереса использовать кубик.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных дошкольников с этим, не редко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие воспитанники испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» .

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Кубик» с вопросами помогает научить детей задавать вопросы.

Задание для фокус группы:

17 слайд

  1. Метод «Шесть шляп мышления», наверное, один из самых популярных и эффективных методов ТРКМ.

Прием Эдварда де Боно помогает развивать параллельное мышление, видеть ситуацию с различных точек зрения.

Вместо разноцветных шляп можно использовать значки, ленточки, носки нужного цвета.

Любая ситуация или информация оценивается с шести цветовых позиций:

18 слайд

Белый цвет: факты – что делали, что видели, о чем прочитали.

Красный: чувства и эмоции – нравится, не нравится, что испытывали.

Черный: ищем недостатки и критикуем.

Желтый: хвалим и ищем положительные стороны (достоинства).

Зеленый: творчество, что можно с этим сделать, где использовать.

Синий: что я могу изменить – управление процессом.

Можно использовать все цвета, можно разделить их между собой и ребенком, а можно вытаскивать разноцветные предметы наугад. Со временем ребенок привыкнет к тому, что нужно рассматривать предмет или явление со всех сторон.

Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме (ведущий вид деятельности дошкольников) развивать критичность мышления.

19 слайд А сейчас я предлагаю оценить нашу совместную деятельность. Возьмите и оденьте на голову одну из шляп.

- Сегодня на мастер классе я узнал, что … (Белая шляпа)

- Больше всего мне понравилось … Возьму с собой (Красная шляпа)

- Новым для меня стало … Где мне было легко? (Желтая шляпа)

- Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь. Что давалось с трудом? (Черная шляпа)

- Какие приемы вас заинтересовали больше всего? Реально ли применить это на своих занятиях? (Зеленая шляпа)

-Я бы изменила….(Синяя шляпа)

- Я надеваю синюю шляпу:

20 слайд Итог работы.

Работая по КМ, мы отмечаем следующие преимущества:

• дошкольники становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;

• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

• обостряется любознательность, наблюдательность;

• развивает активное слушание;

• повышает самооценку.

— Мы увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления. Благодарим за участие. Надеемся, что мы кого-то заинтересовали приёмами КМ, т. к. она применима на всех ступенях обучения.

21 слайд «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»

Конфуций

Спасибо за сотрудничество!

А на память о сегодняшнем дне, нам бы хотелось подарить вот такие буклеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...

Мастер-класс для педагогов"Критическое мышление"

Мастер-класс помогает педагогам освоить новую инновационную технологию, которая помогает дошкольниками самостоятельно находить выход из поставленной ситуации,  и критически мыслить, что бы решить...

Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда Прием Кластер)"

Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...

«Развитие критического мышления в познавательном развитии дошкольников»

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей. Критическое мышле...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников

В материале рассказывается об опыте  использования в работе с детьми подготовительной группы  методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...

Мастер – класс Тема «Формирование критического мышления у детей среднего возраста»

Развивать у детей критическое мышление, умение анализировать информацию, принимать решение.Расширять знания об окружающем мире, находить следственную связь между предметами.Развивать воображение, речь...

Современные технологии в работе с детьми для развития критического мышления

Приёмы развития критического мышления позволяют детям аргументировано отвечать на вопросы, обучают правилам ведения дискуссии, развивают мыслительные навыки, умение принимать нестандартные решения, вы...