«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе».
материал

Страчкова Нина Анатольевна

 «Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе» (29.02.2024 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: воспитатель 1 категории

Страчкова Нина Анатольевна

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»

                                                                                                                   Алтайский край, г.Рубцовск 2024г.

«Школа для родителей будущих первоклассников»

Тема: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе»

Мастер-класс для родителей будущих первоклассников

(практическая часть)

    - Уважаемые родители, итак, вы все уже поняли из двух предыдущих выступлений, что чем лучше будет развита ко времени поступления в школу устная речь ребёнка, тем легче ему будет овладеть универсальными учебными действиями, а также, верно то, что, развивая речь – мы развиваем умения ребёнка общаться.

    Конечно, многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Но все же имеет смысл проследить: достаточно ли у вашего ребёнка развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие доказательство. Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошкольника дома.

    Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому. Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы вашим детям, и, которые Вы легко можете проводить дома с ребёнком.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Очень часто ребёнок затрудняется в составлении связного рассказа, а ведь уже с первых страниц азбуки мы встречаем задания такого типа: продолжи рассказ, составь рассказ и т. д.

    Очень интересно проходит игра на развитие воображения, творческих способностей, учит детей фантазировать.

  1. «Продолжи историю»

Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.

Сначала надо вспомнить сказку, например, возьмём самую простую - «Волк и семеро козлят».

    Поиграем? Помните кто пришёл в гости к козлятам? Что он с ними сделал? Какая печальная сказка!

    А что, если…….  «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А самый смелый козлёночек спросил, кто к ним стучится…….Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим.

    Ой, какие гости пожаловали! На экране появляются картинки с животными (лиса, заяц, лось, медведь, белка, котёнок)

    Давайте сейчас перенесёмся в мир детства и подумаем, что бы придумал ваш ребёнок.

    Каждый стол выберите себе героя и придумайте концовку истории. Что бы вам было веселее – работайте все вместе. (звучит спокойная музыка, родители придумывают свою концовку сказки)

Много сказок есть на свете!

Их любят взрослые и дети!

Ваши сказки просто класс!

Их послушаем сейчас!

 «Ушла коза в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь постучали. Козлята испугались, попрятались. А самый смелый козлёночек спросил к ним стучится…

Козлёнок говорит: - Кто там?

За дверью отвечают: - Это я, котёнок.

Не бойтесь меня, потому что я………

Козлята пустили котёнка и……………..»

(Родители от каждого стола по одному зачитывают свою получившуюся сказку)

Ну вот, какие интересные истории у вас получились! Молодцы!

     В дальнейшем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. Очень хорошо, если ваш ребёнок сочинит своё начало истории, а вы её продолжите.

    Вот смотрите, вы с ребёнком сочинили концовку истории. Но ведь ребёнок должен знать, что каждая история имеет начало, конец, середину.

    Развить умение выделять начало и конец действия поможет игра с сюжетными картинками.

2. «Разложи картинки»

    Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

Давайте посмотрим на слайд. Составим рассказ по серии картинок. (по цепочке)

На картинки посмотрели. И немножко посидели.

И подумали сперва. Ну, рассказывать пора!

Мальчик Дима пришёл в сад за яблоками…….

Все молодцы! Замечательный рассказ получился у вас!

     Ребёнку очень сложно порой даётся описание того или иного предмета! Часто приходится слышать: мяч большой-маленький; цветок красивый-некрасивый; и т.д.

     Надо учить описывать предметы, чтобы в его речи было как можно больше прилагательных. Это делает речь более выразительной. Да, это трудно. Но нет ничего невозможного. И в этом нам поможет такая игра.

3. «Кто лучше похвалит». Цель: уметь называть признаки.

     У каждого ребёночка есть любимая игрушка. Она для него самая красивая и замечательная. Выберите себе игрушку и похвалите, отражая её особенности!

Давайте, снова представим себя детьми. Кто любит свою игрушку так, что обязательно покажет все её достоинства? (на столах несколько игрушек, родитель выбирает игрушку и подбирает к ней как можно больше слов)

     Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение).

  Одна из проблем развития речи ребёнка – неумение рассуждать и задумываться над тем, что происходит. Очень полезны упражнения-рассуждалки.

4. «Дополни предложение».

     Просите ребенка закончить предложения: «Дети поливают цветы на клумбах, потому что...». «На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что...», «Зимой медведь спит, потому что...» и т. д.

     Посмотрите на следующий слайд. Выберите неоконченное предложение и подумайте, как бы мог ответить ваш ребёнок.

«Дети поливают цветы на клумбах, потому что...».

«На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что...»

«Зимой медведь спит, потому что...»

«Мама сердится, потому что…»

«Я учу буквы, потому что…»

«Папа ходит на работу, потому, что…»

«Мне купили новую шубу, потому, что…»

«Я хожу в бассейн, потому что…»

С помощью таких несложных упражнений и вопросов: «…почему, зачем, как ты думаешь?» ребёнок учится рассуждать и доказывать своё мнение.

     Основная ваша задача состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребенка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать ребёнку: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», - а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.

О сотрудничестве «педагог-родитель»

      - Мы плавно переходим к просмотру семейного творческого домашнего задания. А задание у нас было такое: сочинить свою авторскую сказку и оформить её содержание в виде иллюстрированной книжки-самоделки. Хочется сказать большое спасибо всем родителям, кто принял участие в выполнении может и не столь лёгкого, но интересного домашнего задания. В 6 гр. Выполнили домашнее задание -14 семей, в 10 группе 15 семей.  

       Какую цель мы преследовали в данном случае: прежде всего, это вовлечение вас родителей в творческий процесс придумывания сказок, так как совместное творчество сплачивает всех участников образовательного процесса - детей, родителей и нас, педагогов.

       Кроме того, все придуманные сказки, дети рассказывали в группе своим сверстникам. А творческое рассказывание максимально приближает ребёнка к высокому уровню монологической речи.  Дети все разные, кто-то из детей разговорчивее, а кто-то не умеет быстро и ясно изложить свои умозаключения. Бывает, что ребенок зажат внутренне, и ему тяжело проявить себя в коллективе. В придуманной детьми сказке, пусть и отредактированной родителями, ребенок может так раскрыться, проявить свою фантазию и изобретательность, как он не проявлял себя в ежедневных делах группы. Сказка, написанная ребенком, создает ему ситуацию успеха, признание среди сверстников, самоутверждение. И, конечно, такие задания позволяют развивать интерес, творческие способности ребёнка, его связную речь, желание фантазировать. Давайте посмотрим, что у нас получилось. 

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «СКАЗКОТВОРЕНИЕ»

    - На этом мы сегодня завершаем наше занятие, было очень приятно и интересно работать с вами. Мы подготовили для вас памятки, которые вы можете использовать при занятиях с ребёнком по развитию речи.

(Родителям выдаются памятки.)

     Хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии. Поэтому попрошу вас ставить отзыв, ответив на вопрос, насколько полезной была для вас полученная сегодня информация (родители заполняют мини-анкету).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных процессов старшего дошкольника при подготовке к обучению в школе.

Психические познавательные процессы -последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В данной презентации схематически представлен по развитию позн...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Мастер -класс дает возможность представить приемы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребенка навыки связной речи, расширение словарного запаса....

Мастер — класс для родителей будущих первоклассников Тема: «Психологическая готовность к школе»

  Очень важно для успешности ребёнка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически. То есть для успешного обучения ему нужно как можно раньше воспитать определённые чер...

Буклет для родителей детей с ЗПР "Условия развития речи ребенка в семье при подготовке к школе"

В буклете представлены условия для успешного развития речи ребенка в пределах семьи при подготовке к школе....

«Школа для родителей будущих первоклассников». Тема: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе».

laquo;Школа для родителей будущих первоклассников». Тема выступления: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе» (13.12.2023 г.)...

«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе».

laquo;Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе» (30.012024 г...