«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе».
материал

Страчкова Нина Анатольевна

«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе» (30.012024 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: воспитатель 1 категории

Страчкова Нина Анатольевна

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»

                                                                                                                   Алтайский край, г.Рубцовск 2024г.

«Школа для родителей будущих первоклассников»

Тема:  «Значение развития мелкой моторики воспитанников                                    как важнейшее условие успешной подготовки к школе»

 - Здравствуйте, уважаемые родители. Нашу встречу сегодня мы хотели бы посвятить вопросу развития мелкой моторики детей как одному из успешных условий при подготовке ребёнка к школе. В выборе темы мы определились исходя из ваших пожеланий в анкетах, которые вы заполняли на прошлой нашей встречи. Мы увидели, что вас волнует этот вопрос и сегодня поговорим о нём более подробно.

Слайд 1

     - В наше время школы заинтересованы в том, чтобы дети поступали в 1 класс подготовленными, умеющими писать и считать. А вас, родителей, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе.    

       Одной из основных частей готовности ребенка к школе является его моторика, как крупная, так и мелкая. Не случайно, на начальном этапе обучения, учителя отмечают, что у многих детей чаще всего возникают затруднения именно с письмом: когда рука быстро устает и «не слушается», буквы, цифры и их элементы получаются некрасивыми, неровными, ребенок не укладывается в отведенное для выполнения задания время. Эти затруднения вызваны недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформированными навыками зрительно-двигательной координации, внимания, аналитического восприятия, что отрицательно сказывается на усвоении детьми школьной программы. Чтобы этого не произошло, очень важно заранее начать готовить руки ребёнка к письму, развивать мелкую моторику пальцев.

Слайд 2

     Что же такое мелкая моторика и как ее развивать?

Мелкая моторика - это работа кистей рук и пальцев. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Можно сказать, что мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.    

      Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Кроме того, учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев». Он имел в виду, что

чем больше ребёнок работает руками, тем активнее будут развиваться и его познавательные процессы (мышление, речь, внимание, память).

Слайд 3

     Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

     Для продуктивной деятельности в данном направлении большое значение имеет совместная работа родителей и дошкольного учреждения.

     Работа педагогов на группе по развитию мелкой моторики проводится по различным видам деятельности: на занятиях, в игровой, трудовой, самостоятельной и бытовой деятельности.

     Как мы педагоги, работающие на группах, развиваем мелкую моторику детей. Прежде всего используем различные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Всё, о чём я сейчас буду говорить, вы также можете применять с детьми дома.

Слайд 4

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, пуговицами, орехами, мелкими камешками). Детям предлагается их сортировать, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу и совершать разнообразные другие действия.

     Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, рожки и макароны, всевозможные бусины и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, крышек, листьев деревьев, мозаики и т.п. Можно также предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц и т. д.

     Выкладывание из различных материалов требует от детей усидчивости и терпения, а также развивает навык выполнять действия по заданному образцу.

Слайд 5

Игры со счетными палочками, очень нравятся детям. Они развивают внимание, воображение, дети знакомятся с понятием симметрии, закрепляют знания о геометрических фигурах: выкладывание фигур, предметов, букв, цифр.

Слайд 6

Игры с бумагой - вырезание различных фигур, оригами, плетение ковриков из бумажных полос, аппликация.

     Особое внимание мы уделяем усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямым, ломанным или изогнутым линиям, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Дети учатся вырезывать одновременно несколько симметричных форм при сгибании бумаги, вдвое или сложенной гармошкой (хоровод), при сложении по диагонали (снежинки), дети усваивают, что они вырезают не целую форму, а ее половину. Вырезание хорошо тренирует мышцы детских пальчиков, развивает координацию движений.

     В процессе бумажного творчества происходит не только развитие мелкой моторики, но и улучшается внимание, концентрация, память, раскрывается творческий потенциал ребёнка, стабилизируется состояние нервной системы.

Слайд 7

Игры с пластилином. 

     

     Сюда мы можем отнести лепку как объемных форм, так и пластилинографию (рисование пластилином). Занятия лепкой развивают мелкую моторику, пространственное мышление, творчество и фантазию. Дома занятия лепкой несут

ещё больше возможностей, так как лепить можно не только пластилином, и соленым тестом, глиной, воском, массой для моделирования, пластикой, шариковым пластилином. Каждый новый материал подарит особые тактильные ощущения и необычные возможности для творчества.

Слайд 8

 Игры с песком.

     Обычно родители не очень охотно дают своему чаду играть с песком, хотя таковой имеется почти у всех. А зря! Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. Очень привлекателен для игр детей яркий пластичный кинетический песок. Кинетический песок – это новейший материал, который имеет свойства лепиться как мокрый и рассыпаться как сухой. Из него можно лепить различные фигуры, либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки, может превратиться обратно в рассыпчатую песчаную массу. Песочная терапия также является одним из методов развития мелкой моторики.  При лепке песком каждый палец ребенка активно задействован в процессе. Это позволяет развивать речь, активировать творческие способности ребёнка, обладая своеобразной текстурой у детей развивается тактильная чувствительность. И вообще, он несёт массу положительных эмоций.

Слайд 9

Конструирование из различных материалов или объемные аппликации.

     Другими словами, это поделки. Поделки из бумаги, из картона, из природных материалов, из бросового материала, из всего этого вместе взятого и т.д. Это могут быть как поделки на какой-нибудь праздник: Новый год, Пасха, 8 Марта, день защитника Отечества и другие, а также поделки в свободной деятельности, например, создание персонажей для кукольного театра или изготовление макета. Изготовление поделок, пожалуй, самое любимое и увлекательное занятие для старших дошкольников (наряду с рисованием), однако оно является довольно сложным видом деятельности. Оно требует развития пространственных представлений, внимательности и точности действий. Кроме того, конструкторская деятельность учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение. 

Слайд 10

Игры с различными конструкторами, в т.ч. типа «Лего».

     Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и очень полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности. Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки.

     Игры с конструкторами имеют многофункциональное развивающее значение: они не только формируют у старших дошкольников конструкторские навыки, но  и способствуют развитию у них интеллекта, логического мышления, мелкой моторики и многого другого.

Слайд 11

Дидактические игры: «Танграм», «Пифагор», «Коломбово яйцо» и др.

     Это игры на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал. Это своего рода игры-головоломки, которые имеют разный уровень сложности.

     Детям очень нравятся такие игры, хотя не все дети с ними справляются. Подобные игры имеют огромное развивающее значение, они способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др. Хорошо, если у вас дома будут такие игры, поверьте, что и Вас вместе с ребёнком увлечёт процесс таких игр.

Слайд 12

Собирание пазл, выкладывание мозаики.

     Эти настольные игры также являются отличным средством для развития мелкой моторики, сообразительности, памяти, внимания и усидчивости, что тоже немаловажно. При этом кроме тренировки движений пальцев происходит упражнение в умении действовать по образцу.

Слайд 13

Пальчиковые гимнастики и массаж пальцев.

     Очень хорошо влияют на развитие мелкой моторики рук пальчиковые гимнастики. Педагоги нашего детского сада используют пальчиковые игры на занятиях, во время прогулок и в индивидуальной работе с детьми. Но их желательно применять и дома с детьми. Дети всегда охотно выполняют пальчиковые гимнастики, могут долго тренировать руку, если не получается. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки.

     Для массажа пальцев мы используем и массажные шарики, массажные перчатки, а также другие игрушки-массажоры для кистей рук (сквиши, жмякалки, по-пыты). Хорошо, если вы дома тоже будете использовать их с детками. Очень хорошо во время массажа проговаривать стихотворения, чистоговорки, скороговорки или отдельные

звуки, слоги. Так дети учится координировать свои действия и речь, что ведёт к развитию межполушарных связей и слухового восприятия.

Слайд 14

Плетение косичек, наматывание клубочков, различные шнуровки, игры с прищепками и скрепками.

     Использование таких упражнений и дидактических игр отлично укрепляют мускулатуру кистей и пальцев рук детей, стимулируют тактильную чувствительность пальцев рук; развивают координацию движений, внимание.

Слайд 15

     Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам, написание элементов прописных букв и т.д. Поэтому такую работу мы тоже организуем в группе - работая в прописях и тетрадях, дети выполняют различные графические задания - обведи, разукрась,

заштрихуй, дорисуй, напиши. Это эффективная подготовка руки к письму, к ориентированию по листу тетради. Особенно любят дети выполнять графические

диктанты. Рисование графических фигур – интересное и увлекательное занятие для наших детей, отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, результаты которого обязательно в будущем скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Слайд 16

     Благодаря выполнению графических диктантов, которые проводятся у нас в системе, мы уже видим хороший результат у наших подготовишек – дети «видят клетку», хорошо ориентируются на плоскости (тетрадном листе), закрепили понятия «вправо, влево», «вверх-вниз», освоили симметричное рисование по клеточкам. У детей сформирована правильное движение руки и моторная память. 

     Графические задания помогают планомерно подготовить ребенка работе к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность.

Слайд 17

     Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. Конечно, то что я перечислила, это далеко не всё, что мы применяем в своей работе, и что вы можете применять дома. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Но, если проводить такие игры и упражнения систематически, желательно с самого раннего возраста, то к концу дошкольного обучения ваш ребёнок будет уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.

Слайд 18

     В заключении своего выступления хочется напомнить о том, что задача воспитания детей - это задача семьи, а педагоги детского сада - их помощники, союзники. И только совместно с родителями мы сможем решать все трудности и проблемы, преодолевать неудачи, создавать благоприятные условия для воспитания детей, а также для их подготовки к следующему звену – школьному обучению.

     Говоря о развитии мелкой моторики, я не сказала о рисовании и раскрашивании, об этом более подробно расскажет вам наш педагог по рисованию – Щеголихина Наталья Анатольевна.

О сотрудничестве «педагог-родитель»

- Уважаемые родители! Взаимодействие семьи и детского сада, тесное сотрудничество вас родителей и нас педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития детей. А насколько эффективно мы сотрудничаем показывает выполнение вами домашнего задания. Давайте ознакомимся с его результатами. Домашним заданием у нас было: оформление страницы на тему «Мои добрые дела» или «Добрые дела моей семьи». Предполагалось, что вы вместе с детьми найдете время для добрых дел вне дома, но большинство сделали страницу именно «Мои добрые дела» (имея в виду дела ребёнка дома), что тоже неплохо. В 6 группе выполнили домашнее с заданием – 12 семей, в 10 группе – 13 семей. Странички мы

сброшурировали, теперь у нас в группах появились «Книги добрых дел», которые мы планируем также пополнить страничками, уже добрыми делами нашей группы.

Спасибо тем семьям, кто откликнулся и поучаствовал в выполнении домашнего задания. Но нам хотелось бы чтобы родители более активно принимали участие в совместной работе.  А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик с участием детей.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА»

- Несмотря на то, что ваши детки в этом году станут первоклассниками, не забывайте не только проводить время со своими детьми за занятиями, подготавливая их к школе, но также уделяйте им достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе, больше общайтесь, играйте, гуляйте, не жалейте потраченного времени.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

А теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу фразой: «После сегодняшней встречи, я…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»

laquo;Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»...

Памятка для родителей всех возрастных групп «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»

Памятка для родителей всех возрастных групп «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»...

«Школа для родителей будущих первоклассников». Тема: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе».

laquo;Школа для родителей будущих первоклассников». Тема выступления: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе» (13.12.2023 г.)...

«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе».

laquo;Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе» (29.02.2024 г.)...