Мнемотехника для детей 4-6 лет.
материал

Юлия Александровна Молчанова.
Родителям необходимо способствовать развитию памяти у детей. Тренировать ребенка хорошо и быстро запоминать информацию. В чем преимущества мнемотехники: - улучшение памяти; - повышение уровня внимательности; - развитие фантазии и воображения; - расширение словарного запаса и развитие речи; - формирование наглядно-образного и абстрактного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx696.87 КБ
Файл mnemotehnika.docx696.87 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире дети вынуждены жить в огромном потоке информации. У них идет активная работа головного мозга, из-за чего могут случаться перегрузки. Несмотря на свой юный возраст, они отлично умеют пользоваться компьютерами, планшетами, смартфонами, правда, при всем при этом им все равно сложно справляться с таким огромным объемом данных.

В результате перенапряжения дети часто сталкиваются с проблемой нарушения внимания и восприятия, им сложно сосредоточиться на каком-то одном деле. При этом необходимо понимать, что дошкольник готовится к школьному обучению, и когда он пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Она облегчит учебу, поможет ребенку с легкостью познавать новое, добиваться хороших оценок, чувствовать себя комфортно. Родители, педагоги в детском саду сталкиваются с проблемами речи у детей. По результатам диагностики самостоятельно составлять рассказ могут 7% дошкольников, по наводящим вопросам — 68%, и не умеют– 25%.
А ведь ребенку необходима хорошая память. Она облегчит учебу, поможет ребенку с легкостью познавать новое, добиваться хороших оценок, чувствовать себя комфортно.

Метод, который помогает ребенку тренировать память, называется мнемотехникой. «Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, которая обеспечивает самое эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Суть мнемотехники в том, что на каждое слово, словосочетание, предложение придумывается картинка (схема) и, глядя, на схемы-рисунки ребенок легко запоминает информацию, а затем легко пересказывает ее содержание. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности, они обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4–5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
Инструменты мнемотехники: мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.

Мнемотаблицы строятся от простого к сложному. Начинать стоит с мнемоквадратов (одна картинка) – благодаря им дети усваивают, что каждый предмет имеет название, учатся рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Постепенно перехожу к мнемодорожкам (ряд картинок), по которым дети составляют небольшие рассказы, и только потом работаем по мнемотаблицам-схемам (символические изображения). Главное — передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно ребенку.

Правила проведения занятий

Процесс работы и обучения с детьми должен быть комфортным и приносить пользу. Начинать необходимо с простых заданий. Сначала можно посмотреть карточки с единичными изображениями. Не стоит сразу нагружать дошкольника, он быстро устанет и не будет воспринимать информацию. В день можно показать не более двух мнемотаблиц. Все изображения дидактического материала должны быть яркими и цветными. Дети быстро запоминают красочные образы. Трава ― зеленая, морковка ― оранжевая, шишка ― коричневая, море ― синее. Каждый раз стоит менять тему занятий, иначе у ребенка пропадет интерес. Сегодня ― разучиваем стихи. Завтра ― сказку, диких животных и т.д. Важно, чтобы занятия проходили только в игровой форме.

Мнемоквадрат к сказке “Теремок’.

Мнемодорожка.

Мнемотаблица.

Весна
Настала тёплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли клейкие почки. С юга вернулись перелётные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.

Пример упражнения заучивания скороговорок.

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты. Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности, развивая умственные способности детей дошкольного возраста, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом, что очень важно для обучения в школе.




Предварительный просмотр:

В современном мире дети вынуждены жить в огромном потоке информации. У них идет активная работа головного мозга, из-за чего могут случаться перегрузки. Несмотря на свой юный возраст, они отлично умеют пользоваться компьютерами, планшетами, смартфонами, правда, при всем при этом им все равно сложно справляться с таким огромным объемом данных.

В результате перенапряжения дети часто сталкиваются с проблемой нарушения внимания и восприятия, им сложно сосредоточиться на каком-то одном деле. При этом необходимо понимать, что дошкольник готовится к школьному обучению, и когда он пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Она облегчит учебу, поможет ребенку с легкостью познавать новое, добиваться хороших оценок, чувствовать себя комфортно. Родители, педагоги в детском саду сталкиваются с проблемами речи у детей. По результатам диагностики самостоятельно составлять рассказ могут 7% дошкольников, по наводящим вопросам — 68%, и не умеют– 25%.
А ведь ребенку необходима хорошая память. Она облегчит учебу, поможет ребенку с легкостью познавать новое, добиваться хороших оценок, чувствовать себя комфортно.

Метод, который помогает ребенку тренировать память, называется мнемотехникой. «Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, которая обеспечивает самое эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Суть мнемотехники в том, что на каждое слово, словосочетание, предложение придумывается картинка (схема) и, глядя, на схемы-рисунки ребенок легко запоминает информацию, а затем легко пересказывает ее содержание. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности, они обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4–5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
Инструменты мнемотехники: мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.

Мнемотаблицы строятся от простого к сложному. Начинать стоит с мнемоквадратов (одна картинка) – благодаря им дети усваивают, что каждый предмет имеет название, учатся рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Постепенно перехожу к мнемодорожкам (ряд картинок), по которым дети составляют небольшие рассказы, и только потом работаем по мнемотаблицам-схемам (символические изображения). Главное — передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно ребенку.

Правила проведения занятий

Процесс работы и обучения с детьми должен быть комфортным и приносить пользу. Начинать необходимо с простых заданий. Сначала можно посмотреть карточки с единичными изображениями. Не стоит сразу нагружать дошкольника, он быстро устанет и не будет воспринимать информацию. В день можно показать не более двух мнемотаблиц. Все изображения дидактического материала должны быть яркими и цветными. Дети быстро запоминают красочные образы. Трава ― зеленая, морковка ― оранжевая, шишка ― коричневая, море ― синее. Каждый раз стоит менять тему занятий, иначе у ребенка пропадет интерес. Сегодня ― разучиваем стихи. Завтра ― сказку, диких животных и т.д. Важно, чтобы занятия проходили только в игровой форме.

Мнемоквадрат к сказке “Теремок’.

Мнемодорожка.

Мнемотаблица.

Весна
Настала тёплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли клейкие почки. С юга вернулись перелётные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.

Пример упражнения заучивания скороговорок.

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты. Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности, развивая умственные способности детей дошкольного возраста, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом, что очень важно для обучения в школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы по развитию связной речи на основе мнемотехники у детей с ОНР

В этом материале показана поэтапная работа по обучению детей умению составлять простые рассказы (описательные, творческие). Материал является  результатом двухлетнего совместного творче...

Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста

Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки....

Школа для зверей" занятие по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники для детей средней группы.

Ход занятия развивается на сюжете сказки (собственное сочинение). Герои сказки появляются в определённой последовательности, после того как дети составят рассказ по мнемо таблице....

Деловая игра "Нужна ли детям мнемотехника?" (Для детей дошкольного возраста)

Данная Деловая игра может помочь педагогам, которые  не занимаются, но интересуются мнемотехникой, понять, насколько интересна в работе с детьми эта технология. Слайд-шоу помогает наглядно увидет...

Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственной организационной  деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней  группыТема: «Путешествие по сказкам»...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...