План старшая группа : Ранняя осень. Сезонные изменения.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Мальченко Александра Сергеевна
Тема недели:  Ранняя осень. Сезонные изменения.
Цель:  расширение знаний детей об осени. 
Задачи:   формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы; закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе; учить рассматривать картину, отвечать (показывать) на вопросы по ее содержанию, участвовать в составлении рассказа по картине; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_rannyaya_osen_._starshaya_gruppa.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели:  Ранняя осень. Сезонные изменения.

Цель:  расширение знаний детей об осени.

Задачи:   формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы; закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе; учить рассматривать картину, отвечать (показывать) на вопросы по ее содержанию, участвовать в составлении рассказа по картине; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Дни недели

Организация совместной деятельности педагогов с детьми в режиме дня (формы и методы образовательной деятельности, виды детской деятельности, ситуации повседневного общения)

Подготовительная работа  (материалы, оборудование)

Индивидуальная работа

Первая половина дня

Прогулка

Понедельник.

11.09.23г.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа «Осень в гости к нам пришла»

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам.

Просмотр презентации «Ласковый сентябрь». Цель:  показать красоту первого осеннего месяца, объяснить, что такое примета Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».

Чтение стихотворения В. Берестова «Первый листопад».

Дидактическая игра « Четвертый лишний»

Цель:  закрепить признаки осени.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.

Игровая ситуация: « Что нам осень принесла

П/и «Собери урожай». Цель: дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов

П\и «Гуси».  Цель: совершенствовать координацию движений; развивать ловкость, пространственную ориентировку.

Трудовая деятельность: приучать детей к соблюдению порядка на веранде. Цель: формировать навыки поочерёдно выполнять трудовое действие (подметание части веранды по очереди).

Пополнить книжный уголок  книгами и иллюстрациями на тему:

«Осень».  

Предложить детям для рассматривания альбом «Осень».

Самостоятельная деятельность детей. Игры по желанию. Выносной материал: лопатки, ведерки, метелки.

Беседа: «Что такое доброта»

Цель: Формировать дружелюбное отношение к окружающим с Соней, Федей, Ксюшей

«Кто дальше?» 

Цель: совершенствовать навыки метания предметов.

НОД

Развитие речи. Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цель:  учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план; приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

 (В.В .Гербова  «Развитие речи в детском саду», стр.)

Аппликация. «Осенний пейзаж». Цель: учить вырезать листья из бумаги, сложенной вдвое; поощрять интерес к познанию природы и отражению этих представлений в аппликации; закреплять технику вырезания ножницами, умение работать с оборудованием по аппликации; развивать у детей воображение, внимание, наблюдательность; мелкую моторику пальцев рук, глазомер;

Хореография  (по плану специалиста).

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Настольно-печатные игры:

сбор пазлов «Веселые картинки», «Разрезанные картинки». Цель: упражнять детей в сборе разрезных картинок по образцу, учить рассказывать о сути комичной ситуации, о своих впечатлениях.

ЧХЛ А. Майков   «Осенние листья по ветру кружат». Цель: учить понимать поэтические образы в стихотворении. Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную словесную память; обогащать словарь. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» сюжет «Привезли картошку».

Д\и  « Дай определение словам». Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Наблюдение за деревьями

Цель: напомнить о деревьях, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев; уточнить приметы осени, её признаки; развивать логическое мышление

П/и  «Добеги и прыгни». Цель: умение прыгать в длину.

Трудовое поручение: собрать игрушки после  прогулки

Бег  «змейкой» между кеглями. Цель: учить не задевать кегли, пробегая между ними; развивать быстроту, ловкость, равновесие.

Игра «Угадай, что делают»

Цель. учить определять действие по звуку. ( Антон,  Федя, Марк)

Вторник.

12.09.23г.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа: «Золотая осень». Цель: вспомнить с детьми о смене времён года, выделить приметы осени. Повторить название времён года и их очерёдность. Сюжетные картинки по теме «Наступление осени»

Цель: расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе

Д\ и “Когда это бывает? ”. Цель: продолжать закреплять признаки осени.

Мир социальных отношений ситуация общения «Если гости к нам пришли». Цель: закреплять навыки общественного поведения: первыми здороваться с взрослыми, вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь

Безопасность (беседы, рассматривание картин): рассматривание картинок из серии «Кто поступает правильно, а кто нет».

Цель: закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах

Наблюдение за облаками. Цель: познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.

Трудовая деятельность. Сбор опавших листьев и другого мусора на участке. Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

П/и «Солнышко и дождь» . Цель: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

П\и «Гуси».  Цель: совершенствовать координацию движений; развивать ловкость, пространственную ориентировку.

Картинки «Осень».

Свободные игры детей на свежем воздухе с выносным материалом (лопатки, метёлки).

Упражнение «Найди и покажи» с Матвеем. Цель: учить узнавать предмет или его изображение на предметной картинке.

НОД

ИЗО  (по плану специалиста).

Музыка (по плану специалиста).

Физкультура (по плану специалиста).

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Осенняя пора…»: Цель: учить слушать поэтические строки и определять настроение стихотворения.

Ситуативный разговор о правилах поведения в группе. Цель: сформировать умение играть дружно

СРИ «Едем в лес осенний».  Цель: придумать сюжет, обыграть его, используя атрибуты, необходимые для «поездки».

Наблюдение за деревьями: листья желтеют, падают. Цель: продолжать воспитывать познавательный интерес, наблюдательность.

П/и «Осенние листья». Цель: формировать умение двигаться с предметами.

Самостоятельные игры детей.

П/и  «Попади в цель».  Цель: развивать внимание,  функциональные  возможности детского организма.

Упражнение «Прощание». Цель: продолжить знакомить детей со словами прощания (до свидания, пока и т.д.).

Картинки «Правила поведения в группе».

Самостоятельная деятельность детей. Игры по желанию.

Д/и «Найди листок такого же цвета» с. Цель: формировать цветовое восприятие, находить и показывать нужный цвет, участвовать в совместной деятельности, развивать интерес к природе.

( Кира, Антон, Соня)

Среда.

13.09.23г.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

Беседа на тему: «О труде людей осенью».

Цель: систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных, учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда.

Пальчиковая гимнастика «Осень». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением.

Упражнение «Здравствуйте». Цель: продолжать знакомить детей со способами выражения приветствия.

Наблюдение «Осенняя пора». Цель: формировать у детей представления об изменениях в природе, учить различать и характеризовать приметы осени.

Д/и «Когда это бывает?» Цель: закрепить знания детей о временах года.

П/и «Догони свою пару» Цель: учить детей действовать по сигналу, чётко ориентироваться в пространстве.

П/и «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил.

Труд. Уборка с клумбы высохших цветов.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Сюжетные игры по выбору детей.  

Трудовые поручения.

РР. Упражнение «Составь предложение об осени» Цель : закреплять умения составлять распространенные предложения . ( Ксюша, Вероника, Виталик)

Прыжки в длину с места. Цель: упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами, совершенствовать координацию движений.  ( Мирон, Соня, Антон, Федя)

НОД

Математика.  «Знакомство с цифрой 1. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень)».

 (Колесникова )

Цель: познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1, учить писать цифру 3 по точкам, находить цифру 1 среди множества других цифр, продолжать соотносить цифры 1тс количеством предметов, закрепить знания о времени года.

Ознакомление с природой. «Кто живет в лесу?» (Николаева с.33)                              

Цель: расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Д/и «Когда это бывает?» Цель: закрепить представления детей о временах года и их характерных признаках.

П/Г «Осень». Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация движений пальцев рук, улучшение координации движений. 

«Рисование контуров листочков, их штриховка»

Цель: развивать умение заштриховывать контур карандашом.

Наблюдение за рябиной. Цель: познакомить с рябиной, показать её строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть её яркий осенний наряд.

П\и « Лохматый пёс» Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сигналу воспитателю.

Свободные игры детей на свежем воздухе с выносным материалом (лопатки, метёлки).

Закрепить понятие «один – много»,  

«выше – ниже» - развитие пространственных отношений. ( Таня, Зоя, Степан)

Игровое  упражнение

«Кто выше, кто дальше?» - учить детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед( Виталик, Антон,  Саша)

Четверг.

14.09.23г.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа «Кто живет в осеннем лесу». Цель: уточнить и систематизировать знания детей об изменениях в жизни животных с приходом осени.

Д/Ии«Запасы зверей». Цель: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.

Пословицы и поговорки об осени. Цель: прививать любовь к природе, чувство бережного отношения к ней.

Наблюдение за насекомыми. Цель: развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых.

Д/и «Выше-ниже». Цель: формировать умение использовать в игре свои знания о высоте предметов, умение сравнивать предметы, концентрировать и переключать внимание.

П/и  «Мышеловка» Цель: формировать у детей умение концентрировать и распределять внимание, действовать по сигналу, развивать координацию движений, ловкость.

П/и «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; развивать быстроту и реакцию.

Труд. «Расчистка дорожек от мусора и листьев».

Цель: развивать желание работать дружно, помогая друг другу.

Настольно-печатные игры: «Собери картинку про осень», «С какого дерева листок». Цель: закрепление и расширение представлений об осени.

Д/и «Когда ты это делаешь?» - закрепить части суток. (Полина, Соня, Антон)

НОД

ИЗО  (по плану специалиста).

Музыка (по плану специалиста).

Физкультура (по плану специалиста).

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Заучивание стих. М. Ивенсен «Осень». Цель: воспитывать любовь к поэзии, развивать речь, память.

Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского «Времена года» (осень) Цель: формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать характер музыки.

 Ситуативная беседа «Опасность в осеннем лесу» Цель: дать представление о правилах поведения в природе. Уточнить знания о правилах безопасности.

Д\и «Сколько листиков упало?» Цель: совершенствовать навыки счета, закрепить  представление о равенстве и неравенстве групп предметов на основе счета.

Наблюдение за погодой. (вечером становится прохладно, рано темнеет.) Цель: закрепить знания детей о смене времён года; уточнить представления об особенностях каждого сезона. 

П/и «Горелки» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, бегать не наталкиваясь друг на друга. Самостоятельная игровая деятельность детей.

П/и «Листопад» Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Настольные игры.

Игры с выносным материалом:

лопатки, ведерки, куклы, мяч, мелки, маски для подвижных игр.

Игровое упражнение «Перепрыгни через ручеек» - учить детей выполнять прыжок в длину с места ( Кира, Артём, Влад)

Пятница.

15.09.23г.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Просмотр Мультфильма «Мешок яблок». Беседа по содержанию сказки.  Цель: обратить внимание на осенний урожай принесенный животными зайчихе.

Д/и «Узнай по контуру».  Цель: формировать умение угадывать листья по контуру.

Д/и «Что за чем?» Цель: повторить последовательность времен года, месяцев года и дней недели.

Игра «Расскажи без слов» (с элементами пантомимы)

Цель: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.

Наблюдение  за увядшими растениями. Цель: уточнить представление о том, что растения изменяются (растут, цветут, пока много света и тепла, а увядают, когда тепла становится меньше)

Д/И «Узнай по описанию».  Цель: формировать умение детей использовать их знания названий деревьев; развивать любознательность находчивость, активизировать речь.

П/и «Лист, лети ко мне». Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга.

П/и  «Водяной» Цель: упражнять в беге приставным шагом по кругу со сменой направления по сигналу.

Труд: Подметание веничками дорожек на участке.  Цель: воспитывать желание трудиться, учить доводить начатое дело до конца.

«Мозаика»

Цель: учить детей строить изображения разных предметов по образцу, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

 Игры с выносным материалом:

лопатки, ведерки, куклы, мяч, мелки, маски для подвижных игр.

Д/И «Узнай, что изменилось?». Цель: упражнять в определении пространственного расположения предметов относительно друг друга (справа, слева, впереди, сзади).  ( Вероника, Даша, Виталик, Алиса У.)

НОД

Физкультура  (по плану специалиста).

Развитие речи. «За что я люблю осень?» Цель: систематизировать знания детей о признаках осени, составлять рассказы из личного опыта; развивать связную речь детей.

Хореография  (по плану специалиста).

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Чтение басни «Стрекоза и муравей». Цель: развивать умение следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Предложить объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

Ситуативные разговоры с детьми, как вести себя в коллективе.

Цель: воспитывать заботливое отношение друг к другу

 Д/и «Угадай по описанию». Цель: развитие навыков составления описательных рассказов.

Наблюдение за листопадом Цель: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»; воспитывать любовь к природе.

П\и «Не замочи ног».

Цель: развивать ловкость, реакцию на сигнал, скорость бега.

Труд: сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Самостоятельная деятельность на прогулке.

Словарная работа:  «Придумай новое слово» - развитие логики, мышления, памяти (Артем, Даша, Таня)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежедневное календарное планирование "Такая разная осень: сезонные изменения, перелетные прицы" старшая группа

Ежедневное календарное планирование "Такая разная осень: сезонные изменения, перелетные прицы" старшая группа...

Конспект прогулки в старше-подготовительной группе на тему «Сезонные изменения в природе. Ноябрь»

В конспекте представлена разработка осенней прогулки с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по речевому развитию "Осень. Сезонные изменения в природе" (подготовительная группа)

Цели: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени....

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе на тему: "Сезонные изменения в природе осенью"

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе на тему: "Сезонные изменения в природе осенью"...

Календарно-тематическое планирование_средняя группа_Осень. сезонные изменения

Календарно-тематическое планирование_средняя группа_Осень. сезонные изменения...

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за сезонными изменениями. Осень»

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за сезонными изменениями. Осень»...

Познавательное развитие "Ранняя осень. Сезонные изменения ".

Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы....