Конспекты итоговых занятий с использованием схем Т.А.Ткаченко
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Калиянц Людмила Сабировна

Цель занятия -  учить детей составлять описательные рассказы с использованием схем-моделей Ткаченко Т.А. Занятия составлены  для детей обычных групп, но могут использоваться и в работе с детьми-логопатами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового  занятия «Ателье мод»

по составлению описательных рассказов

с использованием схем

в старшей группе

                                 (рассказывание об одежде)

Цель:

  1. Развивать умение правильно составлять описательные рассказы  об одежде,  опираясь на схему Т.А.Ткаченко
  2. Упражнять  в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению (праздничная, рабочая, спортивная), по принадлежности (мужская,, женская, детская).
  3. Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).
  4. Закрепить  названия профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям,  закройщик, швея).

Предварительная работа:

  1. Блок занятий по  обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему  Т.А.Ткаченко.
  2. Экскурсия в ателье или швейный цех.
  3. Рассматривание фотоиллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду»
  4. Дидактические игры: «»Разложи одежду по сезону», «Разложи одежду для мамы и папы», « Подбери ткань к одежде», «Какой, какая, какое», «Назови детали одежды»
  5. Сюжетно-ролевые игры:  «Магазин одежды», «Ателье»
  6. Изо-деятельность: аппликация «Украшение  фартука», рисование «Украсим юбку для барыни»(дымковская роспись), рисование  «Одежда для  куклы»

Материалы к занятию:

  1. Схема Т.А.Ткаченко для  составления описательного рассказа об одежде;
  2. Кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская)  на демонстрационных вешалках;
  3. Трафареты с окном, за которым можно выставить картинки с разными сезонами и картинки  одежды к игре  «Разложи одежду по сезону»
  4. Плотные конверты с прорезями силуэтов разной одежды и образцы тканей разной структуры для игры «Подбери ткань к одежде»

Ход занятия:

Воспитатель:   Ребята, послушайте вот такую считалочку:

(читает считалку)

На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Вам знакома эта считалочка? Да, она очень давняя, и придумана, наверное, в те времена, когда были цари и короли, и сидели они вместе на златом крыльце, и вели беседу. Но слышите, рядом с ними сидят и сапожник и портной. Король, королевич и портной сидят рядом! Еще бы, портной – очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, шьют нам красивые платья, рубашки, сарафаны, пальто, куртки.

        В любом деле без портного не обойтись. Врачу халат нужен? (нужен). Актеру – костюм? Клоуну – смешной наряд? Военному – форму? Маме – фартук, бабушке – халат? (нужен). Вот и получается, что портной одна из самых нужных профессий на Земле.

А  вы знаете, где сегодня работают портные?  (Портные работают в ателье или на швейной фабрике)

Правильно, если портной работает в ателье, то входит  в состав небольшой бригады, в которой у каждого свои обязанности, а если работает на швейной фабрике, то здесь уже большой коллектив швейников, и у каждого своя работа. Вы уже знаете названия профессий людей, которые изготавливают одежду, назовите мне.

Дети:  Модельер – придумывает модели одежды,  художник по тканям – придумывает и подбирает рисунок ткани, закройщик –  разрезает ткань, кроит одежду, швея – соединяет детали одежды с помощью иглы и нитки или на швейной машине, гладильщица – отглаживает одежду при помощи утюга.

Воспитатель: Молодцы, знаете швейные профессии. Вот я вам предлагаю сегодня открыть ателье мод для кукол: мы с вами будем большой бригадой, и постараемся для наших куколок придумать и подобрать красивую одежду к Новому году.

А для начала мы должны знать, как нам подобрать одежду по сезону, т.е. по времени года. Здесь нам помогут наши модельеры.

Проводит игру «Разложи одежду по сезону». Выставляются трафареты с окном, за ними четыре картинки с разными сезонами: зима, весна, лето, осень. Детям предлагаются  разложенные картинки одежды правильно распределить по сезонности, назвать одежду и для кого она предназначена ( «Это платье для девочки, его носят летом». «Это куртка и брюки для мальчика. Он оденет их осенью» и т.д.)

Воспитатель: Хорошо вы разложили одежду по сезону, но надо и ткань подобрать правильно к каждой модели, ведь каждому понятно, что трусы нужно шить из ситца, а шубу из меха, а не наоборот! И здесь нам помогут художники по тканям.

Проводит игру «Подбери ткань к одежде». Дети - «художники по тканям»  берут по 3 конверта с прорезями  силуэтов разной  одежды и из разложенных образцов ткани подбирают к силуэтам материал. Потом объясняют, почему они выбрали именно эту ткань ( Эта ткань – ситец. Из нее я бы сшил ситцевое  платье или летнюю ситцевую  блузку. Эта ткань – шерсть. Из нее хорошо сшить шерстяные  брюки для мальчика или шерстяную юбку для девочки. Эта ткань – вельвет. Из нее хорошо сшить вельветовую куртку. И т.д.)

Воспитатель: Очень хорошо. Ткань мы умеем выбирать, название предметов одежды мы  знаем, но чтобы швея красиво и аккуратно сшила одежду, закройщик должен правильно снять мерки, т.е. измерить длину, ширину будущей одежды, длину рукава или брюк, а то получится как в стихотворении С.Михалкова.

Выходит ребенок, читает стихотворение:

Серый заяц под сосной

Объявил,что он портной.

И портному через час

Медвежонок сдал заказ.

        -Будет ваш  заказ готов

        До январских холодов!

Заяц режет, заяц шьет,

А медведь в берлоге ждет.

Срок прошел. Пришел медведь,

А штаны нельзя надеть.

Воспитатель: А почему так произошло?

Дети: Заяц не снял мерки с медвежонка,  и штаны оказались малы.

Воспитатель: А пока одежда наша сдана в пошивочный цех, у нас перерыв перед показом моделей и я предлагаю вам физкультминутку.

Дети становятся по группе врассыпную. Проводится физкультминутка (можно 2 раза.)

Мамам дружно помогаем:……………………. Ходьба на месте

Сами в тазике стираем…………………….. Наклон, имитируем полоскание

И рубашки, и носочки……………………... Выпрямились, загибаем пальцы на руке

Для сыночка и для дочки …………………..Повороты вправо-влево

Через двор растянем ловко ………………   Потягивания – руки в стороны

Для одежды три веревки……………………То же

Светит солнышко-ромашка, ………………  Потягивания – руки вверх, ладонь раскрыть

Скоро высохнут рубашки. ………………….Покачивание, руки наверху

Воспитатель: (выносит кукольную одежду на вешалках): Вот уже и одежда наша пошита да отглажена. И куклы наши ждут обновок. Но нужно рассказать об одежде, как это делают на показах мод. И поможет нам в этом наша схема-помощница. Я напомню вам,  о чем говорит каждое окошко, а вы пока выбирайте понравившийся вам кукольный наряд и придумывайте свой рассказ.

Итак,  первое окошко – называете цвет одежды;

        второе окошко – из какой ткани она сшита;

        третье окошко -  надо назвать детали одежды;

        четвертое окошко -  надо рассказать, для какого времени года предназначена эта одежда;

        пятое окошко -  вы расскажете для кого эта одежда: для мальчика или девочки;

        шестое окошко – надо рассказать, как за этой одеждой ухаживать.

Показ моделей одежды начинается,  кто уже выбрал наряд и откроет наш кукольный модный салон?

Дети выходят по очереди, вывешивают на первый план понравившийся наряд и составляют описательный рассказ об одежде, опираясь на схему, воспитатель помогает.( Все рассказы начинаются с названия предмета одежды: « Это платье для куклы Даши»,

 «Это костюм для куклы Ромы». И далее – по схеме.)

Проводится 3-4 описательных рассказа об одежде.

Воспитатель: Очень хорошо вы рассказали об одежде. Я думаю, что куклы остались довольны и на праздник у них будет новый наряд. А у меня для вас есть игра «Четвертый лишний»  об одежде. Вы слушайте внимательно, и слово, которое не относится к одежде, называйте:

Рубашка, пиджак, тапочки, платье

Костюм, шуба, шарф, сапоги

Сарафан, юбка, брюки, шляпа

Свитер, куртка, туфли, шорты.

И напоследок загадки об инструментах портного (желательно отгадки-картинки):

На пальце одном

Ведерко вверх дном.   (наперсток)

Я – одноухая старуха.

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутинку я тяну.    (иголка с ниткой)

По одежде он плывет,

Как горячий пароход.

Стало все белье на диво

Очень гладким и красивым!

Для белья надежный друг

Электрический ….. (утюг).

Два кольца, два конца,

А  посредине гвоздик.  (ножницы)

Спасибо, ребята.  Наше ателье закрывается, до новых встреч. Наше занятие окончено.



Предварительный просмотр:

Конспект итогового  занятия  

по составлению описательных рассказов  по картине

с использованием схем

в подготовительной к школе  группе  

«Унылая пора! Очей очарованье!»

(рассказывание о временах года)

Цель:  

  1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы Т.А.Ткаченко.
  2. Развивать монологическую речь.
  3. Учиться строить высказывания с причинно-следственной связью (потому что).
  4. Закрепить и обобщить знания  об изменениях в природе ранней и поздней осенью.
  5. Уточнить и обобщить представления  у детей об условиях жизни растений, животных и людей осенью.
  6. Формировать  эстетическое отношение к  осенним явлениям.

Предварительная работа:

  1. Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т.А.Ткаченко.
  2. Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за листопадом, разнообразием и красотой осенней природы.
  3. Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.
  4. Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду»
  5. Рассматривание пейзажных картин об осени в творчестве разных художников:

И.И. Левитан «Золотая осень», Ю.И.Жуковский «Синяя вода. Золотая осень», И.И.Шишкин «Парк в Павловске», В.Д.Поленов «Ранний снег».

  1. ИЗО-деятельность: рисование «Осень в парке», аппликация «Красивый осенний букет», аппликация «Осеннее дерево» (мозаика из бумаги).
  2. Чтение из книги «Четыре времени года» (сост. С.А.Веретенникова, А.А.Лыков):  Н.Павлова «Осенью», И Бунин «Листопад», В.Бианки «Готовятся к зиме», «Прячутся», «Белкина сушильня», Е. Благинина «Если встанешь на заре»,

       К. Ушинский «История одной

       яблоньки».

  1. Заучивание наизусть: А.С.Пушкин «Осень», А.Плещеев «Осенью», А.Толстой «Осень», Т.А.Шорыгина «Осень – огненная белка».

Материалы к занятию:

1. Репродукции картин с пейзажами ранней, золотой и поздней осени.

2. Схема Т.А.Ткаченко к описательным рассказам о временах года.

3. Букеты осенних листьев, колосьев, цветов для украшения группы

4. Работы детей по ИЗО-деятельности на тему осени.

 

Ход занятия:

Группа украшена букетами осенних листьев, колосьев, цветами и плодами – дарами осени. На стенах  - работы детей по ИЗО-деятельности на тему осени.

Воспитатель (читает стихотворение под негромкую музыку):

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное  природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса..»

- Ребята, о каком времени года это стихотворение?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об осени. Вы расскажете мне все, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим с вами картины осени и будем составлять по ним рассказ. А сейчас расскажите мне о том, каким стало ваше настроение, когда вы услышали эти стихотворные строчки, эту негромкую музыку и увидели эти осенние букеты?

Дети: Немного грустное, сказочное.

Воспитатель:  А как вам кажется, почему это стихотворение вызывает такие чувства?

Дети:  Стихотворение об осени грустное, потому что осенью день становится короче, реже светит солнышко, часто бывают туманы,  чаще идут дожди, облетают с деревьев листья, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Да, ребята, после веселого, жаркого лета наступает осень с ее частыми дождями, холодными ветрами, серыми тучами. Но разве осень вся такая – хмурая да серая?

Дети: Нет, осень бывает разная – теплая, бархатная, золотая, щедрая на урожай, а бывает и пасмурная, дождливая, хмурая. Это -  поздняя осень.

Воспитатель:  Правильно, ребята. Сегодня я принесла вам картины осени (открывает детям картины). Они разные,  как и сама осень. И рассказы об этих картинах у вас тоже будут разные. Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали, нам поможет в этом наша схема-помощница. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать  о чем-то одном, что связано с осенними явлениями, а вместе получается один большой и красивый рассказ:

*  первое окошко  - солнце. Кто скажет,  как солнце греет и освещает землю осенью? (ранней осенью солнышко еще светит ярко, но греет не так жарко,  как летом, а поздней осенью – солнце уже не поднимается так высоко, и не согревает землю своим теплом).

*  второе окошко -  небо. А что вы расскажете об осеннем небе? ( ранней осенью небо еще  голубое, но

  появляются тучки, моросит мелкий дождик, а поздней осенью – небо низкое, хмурое, пасмурное,

  дожди все чаще, ветер холоднее, по ночам бывают даже небольшие морозцы, а по утрам туман).

 *  третье и четвертое окошко  - земля и деревья. Что происходит осенью с травой и деревьями?

  ( ранней осенью  трава желтеет и постепенно исчезает, вянут цветы,  листья на деревьях

  желтеют сначала на вершинах, где воздух холодней, а потом и на нижних ветках, в золотую

        осень все деревья  надевают свой яркий наряд: березы и липы – желтеют, осины – краснеют, а

        поздней  осенью листья с  деревьев совсем облетают, только елочки до сосны стоят зеленые).

 * пятое окошко – одежда людей. Как одеты осенью люди? (постепенно люди одеваются все

        теплее  и  теплее – надевают куртки, плащи, сапоги в дождливую погоду, часто берут с собой

        зонт от дождя).

 * шестое и седьмое окошко – изменения в жизни зверей и птиц. Расскажите, что вы знаете об  

  этом. (осенью дикие звери готовятся к зиме: заяц меняет серую шубку на белую, чтобы прятаться  

  на снегу от лисы, белка тоже меняет цвет своей шубки, чтобы ее не было заметно среди деревьев  и запасает на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать до самой весны; а птицы улетают в теплые края,   остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны, синички, клесты).

*  восьмое окошко – игры и занятия  детей осенью. Чем мы занимаемся осенью? (Осенью школьники идут в школу; ранней осенью дети  помогают взрослым собирать урожай в садах и огородах, в детском саду  на прогулке собираем   красивые осенние листья в букеты для украшения группы, делаем кормушки на зиму для птиц).

Воспитатель, : Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали все, что знаете об осени.

А теперь давайте объединим все ваши высказывания и послушаем  рассказы об осени целиком. Сначала кто-то расскажет об осени по картине «Ранняя осень».

Ребенок читает стихотворение

С.Маршак

Ранним утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за  моря,

И открылась школа.

Далее ребенок составляет описательный рассказ по картине, опираясь на схему. Дети по желанию могут дополнить.

Воспитатель: Рассказ получился очень интересный, спасибо. А теперь немного отдохнем и сделаем упражнение «Осень»

Проводится физкультминутка «Осень»

Ветер по лесу летал,……………………..Дети поднимаются и опускаются на носочки, машут

Ветер листики считал,                              руками, имитируя полет.

Вот дубовый,…………………………..Останавливаются, считают, загибая по одному пальцу.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку……………Разводят резко руки в стороны, имитируя бросание листьев.        

Воспитатель: А у нас есть еще одна картина «Золотая осень». Кто хочет рассказать  о самом красивом периоде осени?

Ребенок читает стихотворение

Е.Трутнева

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит, должно быть, это

Улетает наше лето.

И летят..летят..летят..

Ребенок составляет рассказ по картине, опираясь на схему, остальные -  дополняют рассказ.

Воспитатель: А у меня для вас припасены осенние загадки:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он прогоняет.    (Ветер)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

К тучам прячется во мгле,

Только ноги на земле.    (Дождь)

Кто осенью спать ложится,

А весной встает?   (Медведь, еж)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка,

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли пол-мешка   (Капуста)

Воспитатель: А у нас осталась последняя картина осени – «Поздняя осень». Кто хочет составить

           рассказ о поздней осени?  

Выходит ребенок, читает стихотворение

         Птицы стаями летят,

Грустно. Дождь и листопад,

Ветер тучи в небе носит,

Потому что это осень.

                      Птички улетели.

                Стали дни короче,

                Солнышка не видно,

                Темны-темны ночи. (А.Плещеев)

Ребенок составляет рассказ по картине, опираясь на схему, остальные -  дополняют рассказ.

Воспитатель:  Ну вот, ребята, закончилось наше осеннее путешествие.

Скажите, пожалуйста, какой из рассказов осени вам понравился больше всего и почему.

( анализирует ответы детей)

 Вы очень хорошо описали все периоды осени,  и оказалось, что не такое уж и грустное это время

 года. Многие поэты, художники и  композиторы любили осень за ее поэтичность, яркость красок

 и переменчивость  погоды. Вот и я хочу в конце занятия прочитать свое любимое стихотворение

 А.Толстого «Осень»:

         Осень! Осыпается весь наш бедный сад…

        Листья пожелтелые по ветру летят.

        Лишь вдали красуются там, на дне долин,

        Кисти ярко-красные вянущих рябин.

        Спасибо, наше занятие окончено.

Примерные  описательные рассказы детей на основе схем Ткаченко Т.А.

«Ранняя осень».  Наступила осень. Ранней осенью солнышко еще греет, но не так сильно, как летом. Небо голубое и высокое, но часто появляются облака и тучки, моросит мелкий дождь. Трава постепенно желтеет, но  еще много осенних цветов(астры, георгины, хризантемы). Первыми желтеют листья на березе и липе. Люди одеваются в легкие куртки и плащи, берут с собой зонт от дождя. Постепенно исчезают насекомые, меняется жизнь лесных зверей: зайчик меняет серую летнюю шубку на белую, зимнюю, чтобы прятаться от лисы на снегу;  белочка тоже меняет шубку и становится бурой под цвет деревьев. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Осенью школьники идут в школу после летних каникул,  дети помогают взрослым в уборке урожая в садах и огородах, делают осенние посадки и посевы.

«Золотая осень».   Наступила золотая осень. Дни становятся  короче, а ночи длиннее, солнце светит, но уже не греет. Погода за день меняется несколько раз: то солнышко выйдет, то частый дождик моросит. Листья на березе совсем пожелтели, на рябине они стали оранжевыми, на клене – красными, на дубе – коричневыми. И начинается листопад. Это самое красивое время осенью, вся земля покрывается ковром из разноцветных листьев. Люди одеваются еще теплее: в теплые куртки, пальто, сапоги. Жизнь животных изменилась: медведь и еж залегают в зимнюю спячку до весны, насекомые совсем исчезли, и перелетные птицы улетели в теплые края. Дети в это время осени очень любят собирать осенние листья для букетов, делать бусы из рябиновых ягод, собирают семена цветов для будущей весны.

«Поздняя осень».    На картине – поздняя осень. Дни стали короче, рано темнеет. Солнышко уже редко появляется. Все небо затянуто низкими, серыми тучами, часто идут проливные холодные дожди, по ночам небольшие морозцы, а по утрам – туманы. Почти все листья облетели  и деревья стоят голые, только елочки да сосны зеленые. Люди одеты по зимнему тепло: в теплые куртки, шапки, шарфы, перчатки, сапоги. Жизнь животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами, орехами, шишками.  Птиц почти не слышно. Чтобы птицам помочь пережить зиму, люди делают кормушки, насыпают туда корм и развешивают на деревьях для зимующих птиц.



Предварительный просмотр:

                         Конспект итогового занятия  в средней группе

«Поможем Федоре»

 ( составление описательного рассказа о посуде)

Цель:

  1. Учить детей составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему.
  2.  Учить различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная.
  3.  Учить детей образовывать слова-названия предметов посуды  по аналогии  (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка)
  4. Уточнить и активизировать в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т.д.).

Предварительная работа:

  1. Чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К.Чуковского «Федорино горе».
  2.  Проведение  цикла занятий по ознакомлению со схемой-моделью для составления рассказа о посуде (по методике Т.А.Ткаченко)
  3. Экскурсия на кухню с целью ознакомления с кухонной посудой.
  4. Ознакомление с видами и назначением посуды, рассматривание деревянной, металлической, стеклянной  и керамической посуды.
  5. Дидактические  игры: « Разложи посуду правильно (дифференциация чайной и столовой посуды)», «Чаепитие у куклы Кати», «Кукла Катя обедает»,

« Расскажи о своей посуде», «Четвертый лишний»

Оборудование и атрибутика:  кукла-бибабо «Бабушка Федора», шапочки-ободки с картинками посуды (кастрюля, чайник, сковородка ложка, вилка, чашка), наборы посуды: чайной, кухонной, столовой, схема-модель для составления рассказа  (Т.А.Ткаченко).

Ход занятия:

Дети сидят полукругом. Под музыку входит воспитатель. На руке у него кукла-бибабо «Бабушка Федора».

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вот иду я сегодня в детский сад, а навстречу мне знакомая бабушка с посудой идет. Вы ее узнали? Нет?

Ну, послушайте, какая беда с ней приключилась,  и вы сразу вспомните ее.

(читает за Федору отрывок из сказки «Федорино горе»)

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит.

А за ними блюдца, блюдца

Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.

И бежит сковорода:

-Вы куда,куда,куда?

Чашки, да ложки стучат по дорожке.

Что же мне теперь делать?

Воспитатель: Ну, бабушка, успокойся, вспомнили наши ребята тебя, ты…бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе», правильно, ребята?

Ах, ты, несчастная Федора! Попробуем помочь твоему горю.

(снимает куклу, сажает ее на видное место – на окошко)

Ты, Федора,  посиди, да на деток погляди, а мы постараемся вернуть тебе твою посуду.

Ребята, как вы думаете, почему от Федоры ушла вся посуда?

Дети:  Она ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила ее, часто разбивала

Воспитатель (к Федоре-кукле): Вот видишь, Федора, ты совершенно ничего не знаешь о посуде, не умеешь правильно с ней обращаться, вот и покинула она тебя. А наши ребята много чего знают про посуду,  и мы тебе сейчас все расскажем.

Ребята, у Федоры много посуды, разной-разной, а вот названия  предметов посуды она и не знает,  а вы знаете? Тогда разложим посуду Федоры правильно и аккуратно.

Проводится игра «Разложи Федорину посуду»

Воспитатель выставляет  3 значка-картинки: «чайник», «стол», «плита»,  обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду

Из общего количества посуды трое детей раскладывают на 3 стола, где стоят значки,  чайную, столовую и кухонную посуду. Затем называют каждый свою посуду («У меня на столе чайная посуда: чайник, чашка с блюдцем, сахарница,  чайная ложечка. У меня на столе – столовая посуда: тарелка, ложка, вилка, хлебница, стакан. У меня на столе – кухонная посуда: кастрюля, сковорода, миска.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, и разложили правильно,  и назвали верно. А еще посуда называется так, как она используется. Поиграем с вами в игру.

Проводится игра «Что где находится»

Воспитатель: Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся  или находятся в доме, а ты, Федора, слушай да запоминай:

Чай - …в чайнике

Кофе - …в кофейнике,

Молоко - .. в молочнике

Масло - … в масленке

Соль – …в солонке

Сахар - …в сахарнице

Хлеб - …в хлебнице

Конфеты - …в конфетнице

Воспитатель: Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А хочешь, Федора,  мы тебе расскажем о посуде, красивой и нужной, а поможет нам в этом наша схема с окошечками(поворачивает схему к детям).

Воспитатель: Схема -   наша помощница, глядя на ее окошки,  мы можем красиво и правильно рассказать  о нашей посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде.

Итак (воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы), сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она формы и величины, потом узнаем,  из чего она сделана, и из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить и как за ней ухаживать

Проводится 3 рассказывания о посуде по схеме Ткаченко ( с помощью воспитателя)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но, бывает в сказках, посуда наша может и сама о себе рассказать.

(читает стихотворение)

Нашу кухню однажды колдун посетил.

И посуду своим волшебством оживил,

И решила посуда, что нынче она

Рассказать о себе всем ребятам должна.

(Выходят дети в шапочках-ободках с изображением посуды и читают стихи)

«Чашка»

Меня узнали? Чашка – я!

И создана я для питья.

За ручку все меня берут

И из меня чай, кофе пьют.

«Кастрюля»

Я – кастрюля! В кухне вашей

Вам варю борщи и каши,

И картошку, и бульоны,

И супы, и макароны!

«Сковорода»

Ну-ка, отвечайте четко

Для чего вам сковородка?

Без меня, сковороды,

Не пожарить вам еды!

«Ложка»

Ложку каждый уважает

Мною суп и борщ хлебают

Если чай с пирожным пьют,

Тоже ложечку берут.

«Вилка»

Вот, знакомьтесь, перед вами

Вилка с длинными зубцами

Мной яичницу едят,
И сосиски, и салат,

Но со мною не шутите –

Вилкой в глаз не попадите.

«Чайник»

Я – звонкий чайник со свистком,

Я с детства каждому знаком,

И если чайник засвистел,

То, значит, чай уже вскипел.

(Воспитатель во время чтения стихов надевает незаметно на руку куклу-бибабо)

Воспитатель (голосом Федоры): Вот, какие вы молодцы! Столько я узнала нового о посуде моей дорогой! Буду ее теперь беречь и заботиться о ней. А у меня для вас есть еще загадки в картинках. Они тоже про посуду. Отгадаете?

Воспитатель: Отгадаем, ребята?

Дети : Отгадаем

Воспитатель: Я помогу тебе, Федора, загадаю твои загадки в картинках.

  1. Сел за стол я и копаю

Маленькой лопаткою

Инструмент я окунаю

В борщ, в повидло сладкое.

Что лопатка зачерпнет

Отправляю прямо в рот

Кашу, торт, бульон, окрошку,

Знают все, что это …..ЛОЖКА

  1. Для нас она необходима

Ведь пищу из нее едим мы.

Глубокая и мелкая

Зовут ее….ТАРЕЛКОЮ

  1. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу

Картошку, бульоны,

Супы, макароны.     КАСТРЮЛЯ

Воспитатель: Ну,  вот, Федора, все, что мы про посуду знали – все тебе рассказали.

Помогать  готова всюду

Нам различная посуда.

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

        Благодарны мы посуде,

                И ее за это будем

                За собою убирать

                Чисто мыть и протирать!

А ты, Федора, возвращайся в сказку и береги свою посуду.

А вам, ребята, спасибо  большое и до новых встреч в сказке!



Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия

по составлению описательных рассказов по картине

на основе схем  в подготовительной к школе группе

«Идет волшебница – Зима»

(рассказывание о временах года)

Цель:

  1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы Т.А.Ткаченко.
  2. Развивать монологическую речь.
  3. Учиться строить высказывания с причинно-следственной связью (потому что).
  4. Закрепить и обобщить знания  об изменениях в природе зимой.
  5. Уточнить и обобщить представления  у детей об условиях жизни растений, животных и людей зимой.
  6. Формировать  эстетическое отношение к  зимним явлениям.

Материалы к занятию:

  1. Репродукции  картин  с зимним пейзажем.
  2. Схемы для составления описательного рассказа Т.А.Ткаченко.
  3. Работы детей по ИЗО-деятельности по блоку «Зима» для украшения группы.

Предварительная работа:

  1. Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т.А.Ткаченко.
  2. Экскурсия в зимний парк с целью наблюдения за разнообразием и красотой зимнего пейзажа.
  3. Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, зимних праздниках, о жизни растений, животных и людей зимой.
  4. Рассматривание дидактических картин на темы «Покормим птиц зимой», «В зимнем парке», «Зимние развлечения»
  5. Рассматривание пейзажных картин о зиме в творчестве разных худож-ников: И.И.Шишкин «На севере диком», И.И.Шишкин «Зима», С.Ф. Шишко «Парк зимой» и др.
  6. ИЗО-деятельность: рисование «Зима в парке», «В лесу родилась елочка», аппликация «Новогодняя открытка», аппликация «Снежинки».
  7. Чтение из книги «Четыре времени года» (сост.С.А.Веретенникова, А.А.Лыков):  В.Архангельский «Летят снежные пушинки»», Н.Павлова «Деревья зимой»,

М.Пришвин «Ночевка зайца»,

Л.Толстой «Зайцы», А.Клыков «Зимой под водой», Г.Скребицкий «Митины друзья», «Маленький лесовод», «В зимнюю стужу»,

В Бианки «Синичкин календарь»,

О. Иваненко «Сосулька».

  1. Заучивание наизусть: С.Маршак «Январь», Е. Трутнева «Елка», «Первый снег», И.Суриков «Зима», М.Познанская «Снег идет», С.Есенин «Белая береза».

Ход занятия:

Группа украшена  репродукциями картин о зиме  художников-пейзажистов  и работами детей по ИЗО-деятельности  по блоку «Зима»

Девочка  в образе Зимы (на голове корона из снежинок, на плечах белая накидка) входит в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая гостья к нам пришла!

Девочка-Зима: Ребята, вы меня узнали? Да, я – Зима!

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады вы

Проказам Матушки-зимы.

 А пришла я узнать, любят ли меня дети, и что они знают о зиме.  

Воспитатель: Зима, мы с ребятами  долго тебя  изучали, все приметы, все явления зимы узнавали, гуляли и наблюдали за изменениями в природе зимой, праздновали зимние праздники – Новый год и Рождество, много рисовали зимних картин (показывает на выставку работ детей), учили много стихов о зиме.

Девочка-Зима: Вот и настал ваш черед порадовать меня своими знаниями да умениями. Я, Зима, -  гордая и холодная, растопить мое ледяное сердце сможет только тот, кто похвалит меня лучше всех, расскажет обо мне  самые красивые истории.

Воспитатель: Ну,  это наши ребята смогут, правда, ребята? Ты, Зима,  проходи,  садись с нами, и послушай, а мы уж постараемся тебя порадовать.

Ребята, хочется Зиме услышать  рассказы о себе, и чтобы действительно рассказы получились красивые и понравились  нашей гостье, я повешу несколько зимних пейзажных картин и  нашу схему-помощницу

(вешает  картины и схему). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме. Но сначала вспомним, что обозначает каждое окошко схемы.

Первое окошко – солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет.)

Второе окошко – небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром)

Третье окошко говорит нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны)

 В четвертом окошке – жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд;  одни  елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в         снежном  наряде.)

В пятом окошке – одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)

Шестое и седьмое окошко напоминают нам о жизни диких  зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть).

Восьмое окошко рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. Кто расскажет о них? (самый веселый зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Еще зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много интересного вы рассказали о зиме. И, благодаря схеме, рассказ получается правильный и хороший. Мы сейчас объединим все ваши высказывания  вместе и желающие смогут рассказать матушке - Зиме свои рассказы самостоятельно.

Но сначала отдохнем чуть-чуть и сделаем физкультминутку на снежной полянке (дети встают врассыпную по группе) и ты, Зима, становись с нами, поиграй (проводится 2 раза).

Солнце землю греет слабо,  …………….. руки вверх и вниз

По ночам трещит мороз  …………………руки на пояс, наклоны в стороны

Во дворе  у Снежной Бабы ……………   руки на пояс, поворот вокруг себя

Побелел морковный нос.   ……………   дети показывают нос

В речке стала вдруг вода  ……………    прыжки на месте

Неподвижна и тверда.   ……………….. прыжки на месте

Вьюга злится, снег кружится,  ………   дети кружатся 

Заметает все кругом   …………………….имитируют движения руками

Белоснежным серебром.   ……………  то же

Воспитатель:  Ну,  вот мы и поиграли на снежной полянке. А теперь послушаем рассказы детей о зиме. Вы можете выбирать картину, которая вам понравилась больше других. Только не забудьте дать ей название. А начать свой рассказ можно со слов «Наступила зима…» или «Вот пришла зима…»

(Проводится  рассказывание о зиме  по схеме, один ребенок рассказывает,  дети могут дополнять, заслушиваются 3-4 рассказа )

Воспитатель:  Спасибо, ребята,  рассказы ваши получились очень красивые, я думаю, что Зиме они понравились, правда? А вам самим какой рассказ понравился больше всего?(проводит анализ)

А напоследок я вам загадаю зимние загадки:

Он все время занят делом,

Он не может зря идти,

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути.   (Снег)

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла -  и пропала

(Снежинка)

Появляются зимой,

Повисают бахромой. (Сосульки)

Схватил за щеки, кончик носа,

Раскрасил окна все без спросу,

Но кто же это? Вот вопрос!

Все это делает….(Мороз)

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

Зовут их …(Рукавички)

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы.  (Санки)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.  (Медведь)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня…(Зима)

Воспитатель: Ну вот,Зима, все, что мы о тебе знали, все рассказали. Тебе понравились наши рассказы?

Девочка-Зима: Очень понравились, спасибо, ребята. Ваши рассказы растопили мое ледяное сердце, и мне пора уходить в лес, чтобы не растаять. Но зима еще не закончилась,  и мы с вами встретимся  на снежной полянке (уходит).

Примеры описательных рассказов детей о зиме.

«Зимушка-зима».  Наступила зима. Солнце зимой светит, но уже не греет. Небо пасмурное, хмурое; часто идет снег, бывают сильные метели. Все вокруг покрыто белым снегом, как белым одеялом. Земля замерзает и поэтому на ней не растет трава и цветы. Деревья стоят голые, только когда идет снег, они становятся белыми, как будто надевают белые шубки. А елочки зимой зеленые и нарядные. На улице мороз, и люди одеваются очень тепло: в шубы, шапки, теплые сапоги, варежки. Животным в лесу живется тяжело, так как нет корма. Зайцы едят кору деревьев, Лиса роет снег и ищет себе для обеда мышей. Медведь и ежик залегли в зимнюю спячку до весны. Птицы улетели на юг, а зимуют только воробьи, вороны, синички, сороки. Они жмутся к человеческому жилью, чтобы легче было прокормится. Дети зимой катаются на санках, лыжах, коньках, лепят из снега снежную бабу, играют в снежки и очень ждут Нового года и Деда Мороза с подарками.

«Зимняя сказка» Вот пришла морозная зима. Зима – самое холодное время года. Солнце светит мало и почти не греет. Небо часто бывает хмурое и серое. Часто идет снег, дуют сильные ветра. Зимой не растет ни трава, ни цветы, потому что земля замерзла. Деревья стоят все в белом инее, только елочки да сосны зеленые, им мороз нестрашен. Люди одеваются тепло, чтобы не замерзнуть и не заболеть. Надевают теплые вязаные вещи: свитера, шапки, рукавицы. Звери в лесу живут не так хорошо, как летом. Нет корма, и многие звери целый день ищут себе пищу – это волки, лисицы. А белочка заготовила с осени запасы и сидит в дупле, укрывшись пушистым хвостом, и не боится ни холода, ни голода. Птицы улетели в теплые края. А зимуют у нас только воробьи, галки, синички. Дятел в лесу находит на дереве расщелинку, засовывает туда шишку, и из нее клювиком достает орешки. Зимой бывает самый веселый праздник – Новый год. Его ждут все – и дети и взрослые: наряжают елку, готовят карнавальные костюмы. А еще дети любят играть в снежки и кататься на санках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT

Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...


 

Комментарии

Васильева Наталья Александровна

Здравствуйте, Людмила Сабировна!Ознакомилась с вашими занятиями по развитию речи. Спасибо большое за материал. Очень интересно.Я тоже работую с детьми в этом направлении.

Людмила Сабировна, замечательные занятия, очень интересные! Обязательно использую в своей работе!
Калиянц Людмила Сабировна

Спасибо за комментарий.Я тоже слежу за вашими разработками. Мне нравится Удачи в работе!