Роль диагностики речевого развития для организации воспитания и обучения детей.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Нефёдова Жанна Владимировна

 

Роль диагностики речевого развития для организации воспитания и обучения детей.

Методика обследования звуковой стороны речи детей.

а)  Общие принципы обследования

б)  Материал для обследования

в)  Оформление результатов обследования

Составление сводной таблицы дает возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы.

Краткая характеристика речи детей раннего возраста

Словарь.

Грамматический строй.

Звукопроизношение.

Рекомендуемая литература

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.

Роль диагностики речевого развития для организации воспитания и обучения детей.

Ранняя диагностика развития речи детей - основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При оценке до речевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью. Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска.

Диагностика детей крайне необходима. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психических функций).

 Диагностика помогает  установить уровень развития речи ребенка, соответствие ее возрастным нормам и способствовать дальнейшему совершенствованию речи малыша. При проведении диагностики учитывается, что ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте является предметная (для ребенка основной интерес представляют игрушки или предметы), а в дошкольном – игровая (диагностика проводится в форме игры).

В связи с этим, используются различные методики обследования ребенка, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.Чтобы определить уровень речевого развития ребенка, диагностику можно проводить начиная с полутора лет. Также логопедами рекомендуется пройти диагностику перед поступлением ребенка в школу.

Логопед проводит обследование состояния речи каждого ребенка по следующим разделам:

- произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух),

- фонематические процессы,

- словарный запас,

- грамматический строй речи,

- связная речь,

- артикуляционная моторика,

- мелкая моторика рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано речевое развитие ребенка.

Перед проведением диагностики логопед предложит родителям заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Методика обследования звуковой стороны речи детей.

а)  Общие принципы обследования

Обследование речи проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.

Планируя обследование, воспитатель должен четко представлять, что ему при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как оформить результаты и какие сделать выводы. При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нарушения речи (ребенок не согласовывает слова в предложении) или серьезные недостатки в звукопроизношении, следует познакомиться с данными о его здоровье, так как развитие речи тесно связано с психофизическим развитием.

При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать к занятиям по звукопроизношению с ребенком дома только тех, кто говорит правильно.

Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), недостатки речи (заикание, задержку развития речи и др.). Затем проводит индивидуальное обследование, в процессе которого выявляет особенности речи ребенка. Иногда при индивидуальном обследовании ограничиваются тем, что предлагают ребенку повторить за воспитателем отдельные слова или звуки. Это не дает представления о самостоятельной речи. Подражая воспитателю, ребенок часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно.

Опыт показывает, что нельзя также проверять звукопроизношение, ограничиваясь прослушиванием чтения наизусть, так как в заученном со слов взрослого стихотворении ребенок произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать нужные для проверки звуки. Поэтому обследование проводят с использованием специального материала, который должен иметься в каждой группе.

б)  Материал для обследования

Материал подбирает воспитатель и правильно оформляет его. Для обследования звукопроизношения надо иметь наглядный материал: предметные картинки на определенные звуки.

Воспитатель подбирает их так, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине и конце слова, поскольку в разных позициях один и тот же звук произносится не одинаково. Картинки должны быть красочными и доступными как по содержанию, так и по исполнению. На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) воспитатель подбирает не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок— 10 X 10 см.

Для проверки словаря ребенка специальный материал не подбирают. Запас слов и умение воспроизводить их слоговую структуру можно проверять при назывании (в речи) детьми предметных картинок во время обследования состояния звукопроизношения. При этом учитывают, не делает ли ребенок перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов.

Проверку навыков построения предложений, употребления предлогов, согласования членов предложения в роде, числе, падеже воспитатель может провести в игровой форме, используя сюжетные картинки и сюжетно-ролевые игры. Картинки подбираются такие, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов. Давать их надо в порядке нарастающей трудности: из двух слов (Мальчик бежит), из трех слов (Девочка ест яблоко), из четырех слов (Девочка вытирает руки полотенцем), больше четырех слов и с предлогами (Мальчик катается на велосипеде по дорожке).

в)  Оформление результатов обследования

Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все ответы детей записывает в тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждого ребенка отводят одну-две страницы. При обследовании педагог отмечает наличие грубых видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус), поскольку такие дети нуждаются в консультации ортодонта.

Затем воспитатель записывает в тетради состояние звукопроизношения:

а) пропуск звука («коова», «ыба»),

б) замена звука («колова», «лыба»),

в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно),

г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).

Отмечается также состояние словаря:

а) соответствует ли словарь возрасту;

б) правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки, переставляет слоги, звуки, называет только отдельные слоги).

Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает:

а) как говорит ребенок — фразами или только словами;

б) правильно ли строит фразу — согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги и т. д.;

в) состояние связной речи — может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т. д.

Воспитатель записывает в тетради и другие особенности, встречающиеся в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т. п.

Проведенное обследование позволяет педагогу четко представить общую картину состояния речи каждого ребенка.

Составление сводной таблицы дает возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы.

В течение года воспитатель отмечает в таблице различными условными знаками все изменения в речи детей, и это наглядно показывает результаты его работы. Например, когда ребенок начинает различать и правильно употреблять сходные звуки, в соответствующей графе минус (—) заменяется плюсом (+). Желательно новые пометки делать карандашом другого цвета, чтобы нагляднее была представлена динамика развития речи детей.

Краткая характеристика речи детей раннего возраста

Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно. Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного словарного запаса важная задача речевой работы в группе раннего возраста — совершенствование произношения слов. Упражняя детей в правильном произношении слов (на занятиях и вне их), воспитатель широко использует прием речевого образца.

Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» — Можно?) так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» — Мама будет умываться). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посола?» — Куда папа пошел?), числе и падеже («Вот лубасек» — Вот рубашка), не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает; и т. д).

Воспитатель в процессе бесед с детьми (вопросы педагога служат детям образцом для ответа), чтения рассказов, сказок, стихов, инсценировок, дидактических игр, занятий по картинкам и т. д. помогает им овладевать грамматическим строем речи.

Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, п', б, б', м, м'), губно-зубные (ф, ф', в, в'), переднеязычные (г, т', д’, я, я', г', л’), заднеязычные (л, к', г, г', х, х ). Свистящие звуки (с’ з, з', ц), шипящие (ш, ж, щ) и сонорные (р, р', л) он обычно или пропускает, или заменяет (с — с', ф'; з — с', в; ц — т'; ш — с’, г'; ж — с’, щ — т’; р — л’; р' — л’; л — л’).

 Поэтому основная задача воспитателя — проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. А следовательно, необходимо развивать и слуховое внимание.

Заключение

Нужно развивать у ребенка потребность в речевом общении, проводить занятия и упражнения, способствующие развитию речевых центров мозга. Занятия необходимо проводить регулярно, и взрослые должны быть терпеливы и эмоциональны. Очень хорошо использовать в общении с ребенком образцы русского народного слова. Это замечательно средство развития речи, детей, о чем неоднократно писал великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Рекомендуемая литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1998. – С. 48-51.
  2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1981. – С.14-20.
  4. Генинг M.X., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

 Приложение

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы.

Знакомство детей с творчеством Н.Н. Носова

Цель:

  1. развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать рассказ.
  2. проявлять интерес к истории.
  3. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
  4. Значительно увеличить свой словарь в частности за счет слов обозначающих предметов и явлений.

Задачи:

 Воспитательные

  1. воспитывать доброту и уважение к окружающим людям.
  2. воспитывать эмоциональную отзывчивость, внимание.
  3. учить детей быть приветливыми и дружелюбными;
  4. доставить детям радость от встречи с героями сказки.

Обучающие

  1. Продолжать знакомить детей с творчеством Н.Н. Носова.
  2. Развивать интерес к художественной литературе, учить правильно, оценивать поступки героев.
  3. Развивать интерес к художественной литературе, учить правильно, оценивать поступки героев.
  4. Развивать наблюдательность и любознательность детей.
  5. Учить выделять отдельные части и характерные признаки.

Развивающие

  1. Обогащать словарь (сл. игра « Скажи наоборот», « Что бывает зеленым, острым»); познакомить детей с переносным значением слов « острый», «худое».
  2. Формировать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными: словарная игра «Скажи наоборот»).
  3. Развивать диалогическую речь ( беседа по вопросам).
  4. Совершенствовать навык пересказа (рассказ « Огурцы») по картинкам.

Материал к занятию: карта маршрута, карточки к рассказам « Живая шляпа», « Заплатка», « Фантазёры», « Огурцы» (иллюстрации к рассказу); портрет Н. Носова, выставка его книг.

Предварительная работа: чтение произведений Н.Носова, беседа по вопросам.

Ход занятия:

- Ребята, я вчера перебирала в шкафу и там среди книг нашла вот эту карту. Посмотрите, она уже состарилась, видно по ней уже кто- то путешествовал. Мне тоже так захотелось отправиться в путь, но одна я не решилась.

Почему, как вы думаете? ( Ответы детей)

- Как хорошо, что я вас дождалась, ведь вместе мы сможем преодолеть самый трудный путь. Ну что, отправляемся?

 - Давайте сначала внимательно рассмотрим карту и определим, откуда мы начнем свое путешествие.

( рассматриваем карту)

- Да, вот от этого флажка с надписью « Старт».

Итак, первое, что нам встретилось на пути, это « Библиотека им. Н. Носова»

Вы знаете, кто такой Н.Носов?

В этой библиотеке много книг этого писателя. Какие рассказы и сказки он написал?

- У нас в группе тоже есть книги этого писателя. Я вам их сейчас покажу.

( показываю портрет и книги Н. Носова)

Рассказываю о Н. Носове. «Когда он учился в школе, то мечтал стать великим музыкантом и хорошо играл на скрипке, затем увлекся рисованием и мечтал стать художником, потом работал в кино и снимал фильмы. А детским писателем он стал, когда у него родился сын. Он очень много времени проводил с ним, наблюдал за ним и его друзьями, за их играми и разговорами. Он и стал писать про них. Что-то происходило на самом деле, что-то он придумывал сам, а в итоге получились интересные рассказы. Его книги изданы во многих странах и детям очень нравятся».

- Теперь на нашем пути « Школа фантазёров». Как вы думаете, кто учится в этой школе? Кто такие фантазёры? Давайте вспомним рассказ Н.Носова «Фантазёры». Кого там можно назвать фантазёром? А можно ли Игоря назвать фантазёром? Что бы вы сказали Игорю, если бы встретили его сейчас? Зачем Мишутка и Стасик придумывали небылицы? Вы думаете это легко? Давайте попробуем. ( Выдумки детей)

- Молодцы! Ну и посмеялись! Как будто тоже учились в этой школе.

- А теперь перед нами « Парк доброты и честности».

- Каких людей мы можем здесь встретить? Почему Мишутку и Стасика?

- А справедливо ли была наказана Ира?

- Как бы вы поступили на её месте?

Разбор пословицы « Доброе слово лечит, а худое калечит».

- Хотели бы вы иметь таких друзей, как Мишутка и Стасик?

- Давайте и мы поиграем в этом парке. Игра « Скажи наоборот»:

вы хотели бы иметь друзей

- добрых, а не… сильных, а не…

- весёлых, а не… умных, а не… и т.д.

Ну, что выходим из парка, нужно идти дальше. А впереди…

« Мастерская художника»

- Кто пишет книги?

- А что делают художники?

- Один неизвестный художник сделал рисунки к рассказам Н. Носова. Давайте посмотрим и определим к каким? ( « Живая шляпа», « Заплатка»).

Словарные игры:

1.Котенок какой? ( пушистый, усатый, маленький и т.д.)

2.Брюки какие? Зелёные. А что ещё может быть зелёным?

3.Иголка острая. Что может быть острым?

А соус может быть острым? Значит он какой?

У собаки острый нюх.

У коршуна острое зрение.

4.«Назови ласково»

Котёнок- котёночек, иголка- иголочка и т.д.

Работа по карточкам с рисунками.

Ну, а сейчас, по какой улице мы идём?- Огуречной.

- Почему её так называют? На этой улице, наверное, живут Павлик и Котька из рассказа « Огурцы»?

Предлагаю пройти к мольберту, здесь иллюстрации к этому рассказу.

-Кто хочет начать рассказ? ( Рассказы детей)

- Ребята, а вам понравился Котька? Почему?

Да, сначала он совершил плохой поступок, но у него хватило мужества исправить его. Как рассказ заканчивается? И на душе от этого у него было радостно.

Ребята, а у меня на душе радостно от того, что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих .Давайте посмотрим, весь ли мы путь прошли .

Посмотрите, на что похож наш маршрут? На сердечко.

Я думаю, что мы прошли его не зря. У нас у каждого есть сердечко.

Приложите руку к нему. Слышите, как оно стучит? Оно живое. Оно всегда готово вам подсказать, пожалеть кого-то, понять, полюбить.

Почаще прислушиваетесь к нему, совершайте только хорошие поступки и жизнь станет гораздо лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Организация воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей".

Проблема гендерного  воспитания волнует сегодня большое  количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формировани...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДОМУ

Обобщение опыта работы по организации индивидуального обучения детей-инвалидов дошкольного возраста с ДЦП на дому специалистами дошкольного учреждения....

Консультация для родителей: «Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»....

консультация для родителей на тему "«Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста».

laquo;Роль родителей в педагогической работе по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста». Семья является первой школой воспитания растущего человека. Здесь он учится любить, терпеть, р...

Методические рекомендации по организации воспитания и обучения детей раннего возраста с ОВЗ

Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его ...