Конспект ситуации игрового взаимодействия для детей старшей группы на тему "Школа"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Васильева Елена  Владимировна

В данной сюжетно-ролевой игре вы можете не только играть в игру "Школа", но и развивать функции словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_situacii_igrovogo_vzaimodeystviya.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ситуации игрового взаимодействия

с детьми старшей логопедической группы

на тему: «Школа»

С использование дидактических игр

по развитию словообразования.

Задачи:

  1. Развивать функции словообразования существительных: с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффикса «ИЩ», названий детенышей в единственном и множественном числе, приставочных глаголов, совершенного вида, прилагательных в сравнительной степени, относительных, притяжательных.
  2. Развивать воображение, память, речь.
  3.  Формировать интерес к окружающему, совместным играм. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Игровые цели:

  1. Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы.

Оборудование и атрибуты:

Школьные принадлежности, доски, журналы, указки, дневники, тетради, портфели, картинки животных и их детенышей, картонные баночки с изображением в них ягод и фруктов, пары картинок животных.

Ход игры:

Педагог:  

Первое сентября.

Нежарким солнышком согреты,

Леса, еще листвой одеты,

У первоклассников букеты.

День хоть и грустный, но веселый,

Грустишь ты: - До свиданья, лето.

И радуешься: - Здравствуй школа.

Эдуард Успенский

Педагог: -  Когда дети идут в школу?

- Кто работает в школе?

- Зачем нужен учитель?

Педагог предлагает отгадать загадки и взять с собой в школу те предметы, которые нужны.

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке

Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные.     (портфель)

Белый камушек растаял

На доске следы оставил.    (мел)

В школьной сумке  я лежу,

Как ты учишься, скажу.    (дневник)

Хоть я и не прачка, друзья,

Стираю старательно я .    (резинка)

В чудесном домике живут

Веселые друзья,

Их всех по именам зовут

От буквы А до Я.   (букварь)

Тоя в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать, что такое я ?    (тетрадь)

Педагог: - Как  назвать эти предметы одним словом? (школьные принадлежности)

- Давайте  назовем их ласково?

Дидактическая игра: «Назови ласково»

Педагог:

- В каждой школе имеется буфет, чтобы кормить учеников на перемене. Так же в школе есть медкомната,  в  которой работает врач.

- У нас сегодня будут уроки: экология и физкультура.

( каждый ребенок занимает свое место, в соответствии с заранее распределенными ролями)

Звенит звонок.

Урок 1: «Экология»

(Учитель входит в класс, начинается урок.)

Учитель: - Урок начинается, руки положите на парту, спину выпрямите, слушайте внимательно. У нас урок экологии, мы будем делать разные задания.  И первое задание про родителей и их детенышей, их может быть много и один, назовите их.

  1. Дидактическая игра: «Один и много»

Учитель: - Все животные, которые нас окружают разные, давайте их сравним.

  1. Дидактическая игра: «Кто выше?»

Учитель: - В лесу живет зверь, его зовут – медведь, он дикий, ходит медведь по лесу в поисках еды, он есть ягоды, мед, насекомых, любит особенно рыбу,  а когда совсем голодно, и траву и мох. Нашему медведю повезло он, гуляя по лесу, кое-что нашел.

Дидактическая игра: «Жил – был мишка в лесу»

В конце урока учитель подводит итог.

Звенит звонок.

Перемена. Ученики идут в буфет, а расплачиваются с буфетчицей, отвечая на ее вопросы.

Буфетчица:

- У меня есть компоты, вы должны назвать  какой компот  и только после правильного ответа дам вам конфету.

- Компот  из персиков, какой компот? (за правильные ответы буфетчица дает конфеты)

Дидактическая игра: «Сварили компот»

Звенит звонок.

Урок 2. «Физкультура»

Учитель: - Встаньте прямо, руки опустите вниз, слушайте внимательно.

- Первое упражнение Д. И. :«Покажи и назови».

- Второе упражнение Д. И.:«Что сделали?»

- Третье  упражнение Д. И.: «Мы большие»

Учитель сообщает, что урок закончен, хвалит детей.

Звенит звонок.

Педагог: - На сегодня уроки закончены, но в школе есть и другие уроки, и в них мы поиграем потом.

Учитель щедро учит нас тому,

Что очень нужно будет в жизни.

Терпенью, чтенью, счету и письму

И верности к родной отчизне.

Приложение для игровой ситуации: «Школа».

Дидактическая игр: «Назови ласково»

Цель:

Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры:

Детям предлагаются школьные принадлежности, и они  дают ласковое  название предмета.

Образец ответа:  Пенал – пенальчик.

Речевой материал:

Портфель - …….портфельчик

Мел - …….мелок

Дневник - ……дневничек

Резинка -……. Резиночка

Букварь -……букварик

Тетрадь - ……тетрадочка

Дидактическая игра: «Один и много»

Цель:

Развивать умение образовывать названия детенышей в единственном и множественном числе.

Ход игры:

Игра проводится с опорой на наглядность, дети глядя на картинки дают названия единственного и множественного числа детенышей.

Образец ответа:  Волчонок – волчата.

Речевой материал:

Гусенок – гусята

 Ежонок – ежата

лосенок – лосята

Лисенок – лисята

Кот – котенок – котята

Тигренок – тигрята

Дидактическая игра: «Кто выше?»

Цель:

Развивать умение образовывать прилагательные в сравнительной степени.

Ход игры:

Игра проводится с опорой на наглядность.

Божья коровка маленькая, а муравей ……меньше

Уж длинный, а питон……длиннее

Лягушка большая, а жаба……больше

Лошадь высокая , а жираф ……..выше

Змея короткая, а червяк…..короче

Дидактическая игра: «Жил - был мишка в лесу.»

Цель игры:

Развивать умение образовывать приставочные глаголы.

Ход игры:

Ведущий  предлагает детям придумать продолжение истории про медведя, который жил в лесу. Ведущий начинает историю: «Жил-был медведь в лесу….». дети продолжают предложение с опорой на наглядность.

Речевой материал:

Миша по лесу….(шел).  Миша на полянку леса….(пришел).  На полянке леса он малинник …(нашел).  С начало,  к малиннику ….(подошел).  А потом вокруг малинника …..(обошел).  В самую гущу ….(зашел).  И самую крупную ягоду…. (нашел).   Медведь съел много  ягод, и из малинника….(вышел).   И в лесную чащу…..(ушел)  [24].

Дидактическая игра: «Сварили компот»

Цель игры:

Развивать умение образовывать относительные прилагательные развивать диалогическую речь, обогащать словарь.

Ход игры:

Предлагаются картинки - банки с фруктами  и ягодами, дети с опорой на наглядность дают названия компота.

Образец ответа:  Компот из апельсинов – апельсиновый компот.

Речевой материал:

Компот из яблок – называется яблочный

Компот из груш - грушевый

Компот из персиков - персиковый

Компот из слив - сливовый

Компот из вишни – вишневый

Компот из малины – малиновый

Дидактическая игра: «Покажи и назови»

Цель игры:

Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры:

Дети повторяют движения за ведущим, дают правильные определения, отвечая на его вопрос.

Образец ответа:  Это клыки собаки – собачьи клыки.

Речевой материал:

Это уши зайца (дети прикладывают ладони к голове)

Чьи уши?......заячьи

Это крылья вороны (дети размахивают  руками)

Чьи крылья?....вороньи

Это голова совы (дети качают головой из стороны в сторону)

Чья голова?..…совиная

Это копыта лошади (дети поочередно поднимают ноги)

Чьи копыта?.....лошадиные

Дидактическая игра: «Что сделали?»

Цель игры:

Развивать умение образовывать глаголы совершенного вида.

Ход игры:

Дети повторяют движения за ведущей , и дают словами правильные определения.

Образец ответа:  Мы качаемся, что сделали – покачались.

Речевой материал:

 - Мы прыгаем (дети прыгают, затем останавливаются), что сделали? (попрыгали)

 - Мы ходим (дети ходят, останавливаются), что сделали?  (походили)

 - Мы бегаем (дети на месте бегут, останавливаются), что сделали? (побегали)

Мы машем руками  (машут руками, останавливаются), что сделали? (помахали)

Дидактическая игра: « Мы большие»

Цель игры:

Развивать умение образовывать существительные с суффиксом «ИЩ»

Ход игры:

Дети встают в круг, повторяют движения за ведущей и заканчивают предложение начатое ей.

Образец ответа:   Волосы, а длинные  волосищи.

Речевой материал:

- Это руки (дети поднимают руки верх), а очень большие……ручищи

- Это глаза (дети показывают глаза), а очень большие……глазищи

- Это нос (дети прикладывают ладони одну к другой и к носу), а большой……..носище

- Это ноги (дети встают на носочки), а очень большие……ножищи


Наглядный материал к игре: «Сварили компот»

 

Цель: развивать умение образовывать относительные прилагательные, развивать диалогическую речь, обогащать словарь.

Ход  игры:  Буфетчица показывает картинки с ягодами и фруктами, называет, что нарисовано и задает вопрос: «Какой компот?» В конце игры педагог группирует банки на две группы, и задает детям вопросы: Если компот сварен из ягод, то какой компот? Если компот сварен из фруктов, то какой компот?»

малиновый

яблочный


вишневый

персиковый

грушевый

сливовый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного игрового досуга для детей старшей группы и их родителей «Петербургский бал для мам»

Досуг для детей и их родителей ко ДНЮ МАТЕРИ. В основе досуга - закрепление изученного материала по ознакомлению с родным городом....

Конспект образовательной ситуации по математике для детей старшей группы "Замок дружбы"

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах и формах предметов.Задачи:-создание условий для совершенствования умения соотносить цифру с количеством;-поддержание инициативы к способности ...

Старшая группа Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»

Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Правила движения вызывают уважение»...

Игровые обучающие ситуации по экологии для детей старшей группы

ИОС с Игрушечной черепахой Дидактическая задача: уточнить знания детей о насекомых, их местах обитания и особенностях жизни. Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на пришедшего к ним гос...